Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Тема 2. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Тема 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.
Тема 4. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра.
Тема 5. Социально-биологические основы физической культуры.
Тема 6. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Тема 7. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Тема 8. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
Тема 9. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Тема 11. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
Тема 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Тема 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
Учебное пособие может быть использовано в учебном процессе преподавателями физической культуры и при подготовке аспирантов, соискателей по специальности 13.00.04. "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры".
Введение
Сфера физической культуры и спорта всегда была и остается достаточно сложной, многогранной отраслью знаний, особенно о человеке, вследствие того, что она затрагивает не только медико-биологические основы изменения структуры и функции его организма, но и характеризует, определяет нравственный, психо-эмоциональный, социально-экономический и т.д. статус как самого спортсмена и физкультурника, так и общества в целом, свидетельствуя об уровне их «здоровья». В тоже время, глубокое сожаление инициирует тот факт, что на фоне изменившейся в России общественно-политической и социально-экономической ситуации, не отмечаются положительные тенденции развития в области физической культуры и спорта: 1) не вызывает сомнение тот факт, как установлено многими отечественными учеными, что в нашей стране нарастают негативные изменения уровня физического здоровья населения, особенно со стороны подрастающего поколения. Последнее предопределило интерес руководства государства к этому моменту, что явилось основой для принятия решения и выхода постановления Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»; 2) отмечается существенное снижение уровня успешности выступления наших спортсменов на международных соревнованиях. Если в XX веке ими было завоевано от 29 (Мехико, 1968) до 55 (Сеул, 1988) золотых медалей, то на предпоследних 29-х Играх (Пекин, 2008) наши спортсмены получили только 23, а в Лондоне - медали высшего достоинства,. По понятным причинам не учитываются данные Олимпиады в Москве (1980) - когда наши спортсмены получили 80 золотых медалей.
Все вышесказанное свидетельствует: - о серьезных просчетах в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе; - об отсутствии приоритета в физическом воспитании на здоровье человека; - о несоответствии ее организационных форм новым условиям жизни, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ; - о снижении ее научно-методического, медико-биологичсекого и др. обеспечения; - о низком финансовом и материально-техническом обеспечении физической культуры и спорта и т.д.
Следовательно, все это требует существенный пересмотр ее содержания и форм, смещения акцентов в этой сфере деятельности на новые условия государственной политики в Российской Федерации.
В то же время изучение и осмысление характера закономерностей решения проблемы оздоровления подрастающего поколения нации указывает на то, что она разрешима только в государственном масштабе. Необходимость этого подтверждается снижением среднестатистической нормы состояния здоровья детей, уровня их физической готовности, вызванными социальными, экономическими и экологическими проблемами (В. П. Губа, 2003).
Кроме того, состояние здоровья нации стало одним из социальных факторов ухудшения национальной безопасности нашей страны, что связано с депопуляцией населения, снижением интеллектуального потенциала школьников и студентов, увеличением рождаемости детей с грубой патологией. В научной литературе акцентируется внимание читателей на угрожающие масштабы ухудшения здоровья детского населения России, необходимость пристального внимания специалистов медицинского, педагогического профиля и родителей к профилактике развития у них различной патологии с самого рождения и организации медико-социального обслуживания больных детей (Р. А. Варданян, К. А. Гулин, 2000, Л. А. Гридин, 2001 г.).
Научной и методической базой для решения всех этих проблем могут явиться исследования специалистов различного профиля, работающих с детскими и юношескими коллективами, результаты которых послужат основанием коренной перестройки всей системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. Общеизвестно: в связи с тем, что физическая подготовленность является одним из важнейших критериев и показателей здоровья человека (А.Г. Сухарев, 1991), то влияние занятий физической культурой и спортом на формирование гармонично развитого подрастающего поколения не вызывает серьезных возражений и сомнений.
В связи с этим возникает ряд вопросов: что такое здоровье?Когда и как нужно его формировать? А когда и как сохранять или сберегать его?
Определений «здоровья» в научной литературе имеется множество (более 300) и они в основном отражают те или иные профессионально ориентированные и специальные точки зрения.
Так, по определению ВОЗ - «Здоровье - является состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физического дефекта». Это определение достаточно идеально и не отражает современное состояние вопроса.
Поэтому, вероятно, даже в названиях многих научных конференций, симпозиумов и направлений их работы доминируют такие словосочетания как «здоровьесберегающие, здоровьесохраняющие технологии» и т.д.
С нашей точки зрения нужно четко разграничить их с процессом формирования физического здоровья индивидуума, ибо сохранять и сберегать можно только то, что уже сформировано и то, что является его неотъемлемой частью. Однако, надо понимать, что многое, особенно физические качества человека на 50-80 % определяются генотипом занимающегося.
Следовательно, весь процесс взаимодействия средств и методов физической культуры и занимающегося в динамике становления и поддержания его здоровья следует подразделить на 2 основных этапа: 1 - процесс с преобладанием формирования физического здоровья, продолжающийся до достижения индивидуумом зрелого возраста, т.к. установлено, что возраст 9-11 лет наиболее благоприятен для развития большинства двигательных качеств; 2 - сохранения и сбережения физического здоровья людей зрелого возраста и старших возрастных групп средствами физической культуры и медицины.
Рассматривая 1 этап этого процесса как целостную систему формирования физического здоровья занимающегося, следует выделить в ней три основных блока функциональных элементов: «первый блок» - взаимодействие занимающегося с учителем, преподавателем, тренером, врачом, через которое реализуется достижение полезного результата деятельности системы - формирование его здоровья; «второй блок» - научно-методическое, материально - техническое обеспечение занятий физической культурой и спортом; «третий блок» - организационные, административные воздействия, правовые, нормативные акты, программы, через которые должно осуществляться регулирование этого процесса. Все эти блоки должны взаимосодействовать на получение полезного результата деятельности системы - формирование полноценного физического здоровья у каждого занимающегося. В образовательных учреждениях оно должно быть первично и направлено на гармоническое развитие физических качеств у каждого занимающегося, а не на овладение ими двигательными навыками.
Однако, достижение этого результата в настоящее время малодостижимо вследствие того, что в деятельности каждого блока элементов этой системы можно выделить узловые, критические проблемы, которые не содействуют его достижению. Так, государственная школьная программа по физической культуре не покрывает и 30% двигательной потребности занимающегося. В средних специальных и высших учебных заведениях этот процент еще меньше и не распространяется на весь период обучения студентов. В результате этого, у детей, подростков, юношей и девушек формируется двигательный голод, а возникающая гиподинамия, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень их физического здоровья. Наряду с этим, Госкомспортом РФ в г. Иркутске отмечается недостаточный уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями и спортивными базами, что касается и студентов большинства наших вузов. Это является также одной из причин малого количества жителей, занимающихся физической культурой и спортом.
Положительным примером частичного решения этой проблемы является создание в соответствии с концепцией «Развитие физической культуры и спорта в городе Иркутске на 2004-2007 гг.» системы городских спортивных площадок по месту жительства, где осуществление физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением структурировано по принципу: двор → микрорайон → район → город, что позволило привлечь к дополнительным занятиям физической культурой и спортом несколько тысяч детей, подростков, юношей и девушек с использованием дворовых и школьных спортивных площадок.
Следующим проблемным вопросом является не только большая разнородность контингента обучающихся в классе и группе, но и невысокая подготовленность учителей и преподавателей по физической культуре к работе с этим составом учащихся. Так, в параллелях классов, особенно в среднем и старшем школьном возрасте, обучаются дети 4-5 паспортных возрастов. А что говорить о сузах и вузах, где эти различия еще больше проявляются.
Кроме того отмечается высокая разнородность школьников и студентов по полу, типу конституции, скорости биологического созревания и состоянию здоровья, что требует более индивидуализированного подхода к занятиям по физическому воспитанию этого контингента населения.
Наряду с вышеизложенным, в настоящее время в большинстве исследований отмечается, что наиболее приемлемым двигательным режимом в условиях средней школы является режим «свободных» движений, включающий не менее 9-10 часов занятий физическими упражнениями в неделю. Такой подход должен быть дифференцированным в зависимости от уровня физического развития и физической подготовленности ребенка.
Школьников и студентов, не занимающихся спортом и имеющих среднее и низкие показатели физической подготовленности надо ориентировать не на выполнение средневозрастных нормативов, а на улучшение личных результатов. То есть должен широко внедряться принцип индивидуализации обучения и формирования физического здоровья обучающихся.
Кроме того, занятия физической культурой и спортом с детьми, подростками и молодежью, которые не относятся к первой функциональной (основной) группе здоровья, должны постоянно сопровождаться медицинским контролем, что позволит не только контролировать их состояние, но и своевременно корректировать интенсивность нагрузок на занятиях.
Важным компонентом решения этих проблем является подготовка и переподготовка преподавательских кадров по специальности «физическая культура», направленная на работу в новых условиях
Таким образом, наиболее перспективными формами работы по физическому воспитанию детей, подростков и молодежи, формированию у них высокого уровня физического здоровья, является индивидуализированная работа с более однородными группами учащихся, выполняемая высококвалифицированным педагогическими кадрами и обеспечиваемая постоянным и адекватным медицинским обслуживанием и высококачественным современным спортивным оборудованием и оснащением.
Этому также должна способствовать и, внедряемая в нашей стране, общероссийская система мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, которая позволяет: 1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся; 2) внести коррективы в построение учебного процесса; 3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками; 4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет); 5) выявить особенности физического развития и физической подготовленности обучающегося в зависимости от состояния их здоровья; 6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студентов; 7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».
Таким образом, в построении учебного процесса по дисциплине «физическая культура» может быть использована современная инновационная технология его проведения, ориентированная на состояние здоровья занимающихся, обеспечивающая более индивидуализированный подход к его построению и эффективность реализации.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы