6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
Одной из основных проблем современной цивилизации является проблема здоровья человека. Любое цивилизованное государство, любое современное общество на одно из первых мест ставит проблемы сохранения здоровья, психологического комфорта, длительной работоспособности, воспроизводства здорового потомства. Без решения этих задач невозможно стабильное экономическое и политическое развитие страны, социальное и культурное процветание.
Без здоровой нации у государства нет будущего. Проблема эта актуальна сейчас для России, поскольку мы переживаем нелегкие времена и выжить в прямом и переносном смысле сможем, если хватит здоровья.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, другими словами, жизнь без основных проблем.
Физическое благополучие – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем (отсутствие болезней и физических дефектов).
Духовное (Психическое) благополучие зависит от отношения к окружающему миру, людям, вещам, к себе (модель нашего поведения - культура)
Социальное благополучие – трудоспособность, быть полезным членом общества.
Здоровье подразделяется на индивидуальное и общественное
Индивидуальное здоровье обуславливается сохранением и развитием: биологических функций (размножение), физиологических функций (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических функций (восприятия, память, мышление), социальных функций (трудоспособность), при наибольшей продолжительной активной жизни.
Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей.
В настоящее время для общей оценки здоровья нации в мировой практике пользуются много критериев, но основные из них:
- средняя продолжительность жизни;
- смертность.
По обоим этим показателям наша страна далеко отстает от многих развитых стран мира.
Средняя продолжительность жизни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):
Средняя продолжительность жизни в России: 65 лет.
Мужчин – 59 лет.
Женщин – 73 лет.
Смертность. По данным министерства здравоохранения, ухудшение показателя смертности наблюдается по всем наиболее распространенным заболеваниям – системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения.
Одна из причин высокой мужской смертности - алкоголизм. В России больны алкоголизмом свыше 2,5 млн. человек. Лишь около 15% граждан России умирают от старости. Подавляющее большинство заканчивает жизнь преждевременно.
Между тем, демографы отмечают некоторое улучшение ситуации со смертностью в самые последние годы.
В основном исследователи связывают его со снижением смертности от сердечно-сосудистых болезней и от «внешних причин» (то есть от насилия).
Пока демографы крайне осторожно подходят к перспективе дальнейшего роста продолжительности жизни. По мнению ученых, возможен и «пессимистический вариант», при котором страну ожидает рост смертности у мужчин на 2,3 года к 2020 году. У женщин в этом случае продолжительность жизни останется на нынешнем уровне.
Последнее улучшение демографы наблюдали во время горбачевской антиалкогольной кампании. В эти годы в стране был введен «сухой закон» и потребление алкоголя резко снизилось. Именно в 1986-87 гг. в РСФСР были зафиксированы самые высокие уровни продолжительности жизни у мужчин - 64,8 года, а в 1989 году у женщин - 74,5 года. И самый низкий уровень смертности.
Но если российское государство и общество сумеют снизить потребление алкоголя и табака (70 млн. чел. курят), а также улучшить качество питания, возможно дальнейшее повышение продолжительности жизни россиян.
Таблица 5.
Данные Всемирной Организации Здравоохранения на начало XXI века по средней ожидаемой продолжительности жизни в разных странах.
Япония | Средняя продолжительность жизни: 82.07 лет Мужчины: 78.73 лет Женщины: 85.59 лет |
Страны Европейского Союза | Средняя продолжительность жизни: 78.51 лет От 75.29 в Сербии до 80.74 в Швеции Мужчины: 75.39 лет Женщины: 81.82 лет |
Соединенные Штаты Америки | Средняя продолжительность жизни: 78.14 лет Мужчины: 75.29 лет Женщины: 81.13 лет |
Китай | Средняя продолжительность жизни: 73.18 лет Мужчины: 71.37 лет Женщины: 75.18 лет |
Индия | Средняя продолжительность жизни: 69.25 лет Мужчины: 66.87 лет Женщины: 71.9 лет |
Украина | Средняя продолжительность жизни: 68.06 лет Мужчины: 62.24 лет Женщины: 74.24 лет |
По уровню смертности и продолжительности жизни мы находимся на уровне развивающихся африканских стран.
Таблица 6.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Фактор | % | Группы факторов риска |
1. Здравоохранение | 8 – 10 % | Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания |
2. Внешняя среда | 17 – 20 % | Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферного давления, магнитные и другие излучения |
3. Генетика, биология | 18 – 22 % | Предрасположенность к наследственным заболеваниям |
4. Образ жизни | 49 – 53 % | Питание, физическая активность, вредные привычки, культура поведения |
Первые три группы факторов лежат во многом за пределами возможного влияния личности на их уровень - грубо говоря это то что досталось нам в наследство. И лишь последний, четвертый фактор на 50%, зависит от нас.
Получается, что здоровье наших будущих поколений на 50% тоже зависит от нашего образа жизни.
Образ жизни человека - понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией. Охватывает труд, бытовые формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Например, нужно уметь отличать здоровую пищу от нездоровой и предпочитать движение неподвижному отдыху.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы