Нейро-эндокринная регуляция
Если говорить о регуляции жизнедеятельности биосистем, то ее надо рассматривать не только в зависимости от уровня их организации, но и от тех условий, в которых они развиваются и функционируют. Понятно, что если мы рассматриваем биосистемы клеточного уровня, то здесь ведущим фактором, определяющим условия их существования будут воздействия внешней среды с одной стороны и тот генетический код, который заложен в их ядре.
Если рассматривать элементы регуляции на уровне органов, системы органов, то здесь наряду с воздействием факторов внешней среды и генетического кода клеток, уже добавляются в качестве регуляторных механизмов и межклеточные взаимоотношения. Наиболее сложно регуляция жизнедеятельности биосистем представлена на организменном уровне, и она представлена нейро-гуморальной регуляцией, которая обеспечивается органами эндокринной и нервной систем человека и животных.
Таким образом, в развитии регуляторных систем можно выделить несколько последовательно развивающихся этапов:
воздействие факторов внешней среды различной этиологии;
использование гуморальных (химических) факторов - наиболее высшим его проявлением является развитие эндокринной (гармоны) и вегетативной нервной (медиаторы) систем;
нервная регуляция, включающая и высшую нервную деятельность головного мозга (формирование головного мозга, коры головного мозга, высшая нервная деятельность).
Нервная система, как высший этап развития регуляторных механизмов функционирования биосистем организменного уровня в своей основе содержит элементы гуморальной регуляции (вегетативная нервная система) и собственно нервной регуляции (соматическая нервная система). Наряду с этим, сама нервная система состоит из центрального и периферического отделов. К центральной нервной системе относится спинной и головной мозг, а к периферической – нервные сплетения и нервы.
Структурной единицей нервной системы является нейрон – специфическая клетка, обеспечивающая восприятие, проведение, обработку полученной информации и регуляцию ответных реакций организма. Исходя из этого, с учетом специализации нейронов, они принципиально подразделяются на три группы клеток: а) воспринимающие информацию, периферический отросток которых заканчивается рецептором (зрительный анализатор, слуховой анализатор, обонятельный анализатор, кожная чувствительность, вкусовой анализатор, проприоцептивная чувствительность, интерцептивная чувствительность, орган равновесия); б) нейроны, обеспечивающие обработку информации и принятие управленческих решений (они образуют в основном структуры спинного и головного мозга); в) нейроны, обеспечивающие реализацию ответных реакций (двигательные реакции, секреция и др.).
Нервная система в своем развитии проходит несколько стадий:
сетевидная – характеризуется тем, что в ответ на раздражение из внешней среды возникает генерализованная ответная реакция всего организма;
узловая – в ответ на воздействие факторов внешней среды реакция возникает только в каком-то его сегменте;
трубчатая – развитие нервной трубки и формирование сегментарной (более экономной) ответной реакции на внешний раздражитель;
цефализация нервной системы – связана с формированием головного мозга, что обусловлено развитием органов чувств (зрение, обоняние, слух, равновесие, вкус и др.) в головном конце нервной трубки;
кортикализация головного мозга – обусловлена развитием высшей нервной деятельности и формированием на его поверхности коры головного мозга, где располагаются высшие центры регуляторных систем и его структуры, обеспечивающие высшую нервную деятельность, включая мыслительные процессы и психическую деятельность человека.
Однако, в строении нервной системы у человека и животных просматриваются все эти стадии ее развития.
В свою очередь, высшим отделом головного мозга является его кора, за счет функционирования которой осуществляются высшие аналого-синтетические механизмы ее деятельности и социализация человека, как биосоциальной системы.
Следовательно, в основе функционирования нервной системы лежит построение нейронных цепей (рефлекторные дуги различной сложности) и взаимосодействие нервных клеток, обеспечивающих восприятие информации, ее обработку и осуществление ответных реакций. Наиболее типичной является простая рефлекторная дуга, которая представляет собой взаимосодействие трех нервных клеток.
Рис. 10. Схема рефлекторных дуг соматического (слева) и вегетативного (справа) типов, замыкающихся в спинном мозге.
1- рецептор; 2- чувствительный нейрон спинномозгового ганглия; 3- дорсальный корешок; 4- спинномозговой нерв; 5- вставочный нейрон; 6- двигательный нейрон переднего рога; 7- вентральный корешок; 8- двигательное нервное окончание скелетной мышцы; 9- нейрон симпатического ядра бокового рога; 10- преганглионарное волокно; 11- белая соединительная ветвь; 12- периферический вегетативный ганглий; 13- эффекторный нейрон; 14- постганглионарное волокно; 15- серая соединительная ветвь; 16- двигательное нервное окончание на гладкой мышце; 17и 18- волокна пирамидного пути.
Так, тело первого нейрона (2) обеспечивающего восприятие информации из внешней среды располагается в спинно-мозговых узлах или в узлах черепно-мозговых нервов (узловая стадия развития нервной системы). Его периферический отросток направляется к пограничным контактно-разграничительным структурам (кожа, слизистые и др.), где и заканчивается рецептором (1), а его центральный отросток направляется в спинной мозг к телам вторых нейронов (5), в которых происходит обработка информации и принятие управленческих решений – ответных моторных реакций. В спинном же мозге находятся тела третьих мотонейронов (6), осуществляющих ответные двигательные реакции на воздействия из внешней среды.
Сложные рефлекторные дуги отличаются от простой тем, что обработка информации и формирование окончательных управленческих решений выполняется не в одном (5) нейроне, как в первом случае, а в зависимости от их сложности последовательно в нескольких – до пяти и более.
В свою очередь, нервная система подразделяется на две основные части: соматическую и вегетативную. Они различаются не только по субстрату, регуляцию деятельности которого они осуществляют, но и по ее способу. Вегетативная нервная система является более древней – использует в обеспечении своей деятельности и гуморальные факторы (медиаторы), регулируя бессознательные ответные (автоматизированные) реакции сердечно-сосудистой системы и внутренних органов (элементы обеспечения), которые реализуются гладкомышечными клетками и секреторным эпителием.
Однако, ее третий нейрон (13) располагается за пределами спинного и головного мозга – в узлах вегетативной нервной системы (ВНС), что является отражением более молодой стадии (узловой) ее развития. Высшие центры ВНС расположены в основном в подкорковых структурах головного мозга. Соматическая же нервная система обеспечивает регуляцию (сознательную) функции опорно-двигательного аппарата (рабочие элементы организменного уровня), а ее высшие центры находятся в коре головного мозга.
В свою очередь, вегетативная нервная система подразделяется на два основных отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатическая часть вегетативной нервной системы (медиатор адреналин) обеспечивает усиление функциональной активности организма в ответ на воздействие факторов внешней среды: усиливаются обменные процессы, повышается ЧСС, усиливается потоотделение, снижается перестальтика кишечника и др. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы (медиатор ацетилхолин) реализует противоположный эффект, обеспечивая защиту организма от различных неблагоприятных воздействий, как со стороны внешней, так и внутренней его среды: снижаются обменные процессы (снижается выработка продуктов метаболизма), снижается ЧСС, потоотделение, повышается перестальтика кишечника и др., то есть организм освобождается от экскретов и уменьшает выработку продуктов метаболизма, которые могут привести к его самоотравлению.
Рис. 11. Строение организма.
В свою очередь, вегетативные узлы, в которых происходит переключение спреганлионарных на постганглионарные волокна имеют особенности локализации в зависимости от отделов ВНС. Так, в симпатическом отделе этой части нервной системы они образуют вдоль позвоночника симпатический ствол или же локализованы в крупных вегетативных сплетениях, расположенных вокруг магистральных артериальных сосудов и их основных ветвей. Узлы парасимпатической части ВНС располагаются более переферийно: или в околоорганных, или во внутриорганных вегетативных нервных сплетениях.
Высшие центры эндокринной системы находятся в подкорковых отделах головного мозга (гипоталамус), который прямыми и обратными связями связан с гипофизом и остальными эндокринными железами (щитовидная и паращитовидная железы, надпочечники, поджелудочная железа, яичники, яички). Эти связи осуществляются через выработку ими гормонов, которые и осуществляют регуляторные воздействия не только на различные функции систем организма, но и на его развитие и созревание.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы