2.2.3. Адаптационные изменения
Фактор внешней среды обычно действует не на весь организм или всю суперсистему, а на какую-нибудь его одну подсистему, то есть обладает известной избирательностью по отношению к ее элементам. Его действие является своего рода пусковым механизмом, в результате которого в системе происходят одновременно два события:
Первое - усиление (актуализация) или ослабление взаимодействия элементов системы.
Второе - включение (появление) новых взаимодействующих элементов в систему (лабилизация) или их освобождение (выключение).
Актуализация и лабилизация являются механизмом, реализующим свойство системы сохранять свою целостность, выделенность и устойчивость в процессе адаптивных реакций в ответ на различные воздействия.
Другое очень важное проявление адаптационного процесса - это его инерционность, то есть усиленное функционирование (актуализация функции) продолжается на том же уровне интенсивности некоторое время спустя после прекращения действия фактора внешней среды до тех пор, пока «помехи» постепенно не остановят его. Инерционность актуализированной функции называется реакцией последействия.
С энергетической точки зрения в процессе взаимодействия системы и фактора внешней среды большая часть поступающей в нее энергии расходуется на усиление взаимодействия ее элементов и устранение «помех». Но как только устраняется или уравновешивается внешнее возмущающее воздействие, вся энергия и поступающие в пришедшую в повышенную функциональную активность систему вещества остаются внутри нее и расходуются в зависимости от характера внутренних взаимодействий элементов системы в основном на восстановление ее структур.
Следовательно, реакция последействия приводит к возникновению новых структур, которые не только увеличивают прочность и жесткость системы, но и создают так называемую «избыточную прочность», или надежность системы. В зависимости от уровня организации системы, ее избыточная прочность может выступать как фактор увеличения жесткости структуры или же как фактор усложнения ее организационной конструкции.
Увеличение избыточной прочности, в свою очередь, приводит к рассогласованию систем одного уровня между собой и со средой. Последнее способствует вовлечению в адаптивную реакцию и других систем организма, что, в конечном итоге, приводит к повышению устойчивости всего организма. Однако, повышенное ее функционирование ведет к рассогласованию ее взаимодействия с другими системами этого уровня организации.
В этих условиях первая система становится пусковым механизмом (сигналом) для других систем. Такое взаимодействие систем организма обеспечивает два процесса: волнообразность ответных реакций и гетерогенность функциональной активности.
Правильное представление об адаптационном процессе имеет очень большое значение для понимания вопроса о взаиоотношении организма человека и других его систем любого уровня организации с внешней средой. В связи с этим различают два разных, хотя и непрерывных и взаимосвязанных между собой, явления:
1) интогенетическая адаптация, связанная с индивидуальными изменениями системы в ответ на воздействие факторов внешней среды;
2) филогенетическая адаптация как результат исторического преобразования биосистем и человеческого организма в частности.
Адаптация – процесс приспособления структуры и функции биосистемы к изменяющимся условиям внешней среды. Понятие «адаптация» предполагает наличие четырех главных составляющих организации ее процесса: биохимический, физиологический, морфологический и поведенческий, что позволяет выделить аналогичные им по названию разновидности адаптационных процессов.
Наряду с этим широко распространено мнение о том, что адаптации (чаще всего онтогенетические или индивидуальные) устанавливают равновесие между системой и внешней средой, а ее рассматривают как сдвиг в функции и в форме (структуре) для существования системы в определенной среде (Георгиевский А.Б., 1989 и др.). Однако следует уточнить, что онтогенетические адаптации устанавливают неравновесное состояние системы и среды (суперсистемы), поскольку только неравновесные состояния позволяют сохранять выделенность и целостность любой биосистемы.
Таким образом, существуют два основных вида адаптации: фенотипическая и генотипическая.
Первая исторически предшествует второй и состоит из широкого спектра адаптивных реакций, определяющих выживание системы (особи) при взаимодействии с факторами внешней среды (их смена, чередование, появление новых факторов и др.) или при изменении величины взаимодействия (силы сигнала или фактора) - онтогенетические или индивидуальные адаптации.
Филогенетически более поздним эволюционным приобретением живых систем является возникновение и формирование генотипической, или популяционной адаптации. Этот ее вид является результатом биологического прогресса адаптивных реакций систем к окружающей среде.
В соответствии с этим на основании и с учетом работ А.Н.Северцова (1949) можно выделить несколько основных этапов эволюции адаптации:
Алломорфоз - строение системы не усложняется и не упрощается, а перестраивается по мере изменений условий внешней среды.
Ароморфоз - направление эволюции, приводящее к формированию признаков и структур более высокого уровня организации.
Специализация - определяющая изменение структуры и функции систем к «узким» условиям внешней среды.
Эпиморфоз - путь адаптации окружающей среды к потребностям человека.
На основании вышеизложенного можно заключить, что адаптационные изменения костных структур следует разделить на две основные группы: специфические и неспецифические.
Первая группа связана с изменением интенсивности функционирования рабочих элементов и самой системы по выполнению опорной функции и может проявляться двумя разнонаправленными процессами: усиленным функционированием системы, сопровождающимся гипертрофией ее структур и снижением функции системы, которое проявляется гипотрофическими и атрофическими процессами в ней.
Вторая группа адаптивных реакций неспецифична, связана с изменением функционирования элементов регуляции и обеспечения, которые не способны в принципе изменить конструктивные особенности строения костей, но, влияя на интенсивность трофических и пластических процессов в них, могут вызывать качественные перестройки их структур.
Исходя из вышеизложенного, разработаны различные классификации костей, которые позволяют их распределить по внешнему виду, форме, размерам, принадлежности, характера образующего их костного вещества.
Если рассматривать функцию движения, то основными элементами системы, через деятельность которых оно будет реализовываться, являются мышцы, как системы органного уровня организации.
Морфогенез мышц, также как и костных структур, регулируется рассмотренными выше четырьмя основными группами его факторов.
Так, генетический фактор предопределяет место расположения и принципы строения отдельных мышц и возможность их функционирования.
Основным фактором, который предопределяет возникновение и особенности формирования локальных особенностей их строения, будет фактор функции – той работы этого органа, направленной на преодоление внешнего сопротивления и на получение конечного полезного результата. Так, мышцы спины, тазового пояса и свободных нижних конечностей имеют большие размеры, особенно анатомического и физиологического поперечников, являющихся мерой оценки силы мышц, по сравнению с мышцами плечевого пояса и свободных верхних конечностей, вследствие того, что последние совершают меньшую работу по преодолению внешнего сопротивления при реализации своей функции. В то же время, любая из мышечных групп успешно поддается направленной тренировке, которая может изменить не только ее внешний вид, но и силовые характеристики.
В свою очередь, в соответствии с законами биомеханики, мышцы выполняют работу исходя из отношения их длинной оси к осям возможных движений в суставах, на которые они перекидываются.
Рассматривается три группы простых классических движений и различной вариации из выполнения – сложные движения.
Так, если длинная ось мышцы располагается впереди или позади фронтальной оси сочленения костей, то она может выполнять в нем или сгибание, или разгибание. Если длинная ось мышцы располагается по бокам от сагиттальной оси, то она при функционировании производит отведение или приведение в этом суставе. Соответственно, если длинная ось мышцы расположена впереди или позади вертикальной оси, то она при работе осуществляет вращение наружу или во внутрь.
Фактор межорганных взаимоотношений в меньшей степени, чем у костей, оказывает влияние на локальные особенности их строения. Однако, взаимодействуя с костными структурами (мышцы свободных верхних и нижних конечностей), с внутренними органами (диафрагма, мышцы тазового пояса, передней брюшной стенки и др.) эти мышцы имеют локальные особенности строения – большинство из них является плоскими. Практически все мышцы имеют две костных точки фиксации, что позволяет им при функционировании изменять взаиморасположение сегментов скелета. Особо следует отметить мимические мышцы, которые имеют только одну костную точку фиксации (вторая – прикрепление к коже), обеспечивая ее перемещение при мимике, что отражает психоэмоциональное состояние человека.
Фактор нейро-гуморальной регуляции также не является специфическим фактором морфогенеза мышц как органов и в условиях нормы он не может оказывать значимого влияния на конструктивные особенности их строения.
Однако, работа мышц достаточно существенно зависит от характеристик гуморальных веществ, необходимых при их функционировании и от состояния нервной регуляции. Особое влияние на работу мышц оказывает дисбаланс минерального обмена солей кальция, натрия и др., что может сопровождаться изменениями тонуса и нарушением их сократимости.
В то же время, нервная регуляция также может оказывать, особенно при патологии, значимое влияние на сократительную способность мышц. Полное поражение их нервной регуляции (повреждение нервов, инсульты и др.) приводит не только к потере возможности их функционирования, но и сопровождается высокой степенью атрофических процессов в этих органах.
Исходя из вышеизложенного, также разработаны различные классификации мышц, которые позволяют их распределить по степени сложности, по внешнему виду, по размерам и форме, по количеству головок мышцы, по ее локализации и по характеру реализуемых движений.
Третьим компонентом опорно-двигательного аппарата, на морфогенез которого оказывают воздействие как функции опоры, так и функции движения, являются различные соединения костей в организме человека и животных.
Кроме того, на их формирование и перестройку будут оказывать все четыре группы описанных ранее факторов морфогенеза.
Так, генетический фактор предопределяет место их расположения и принципиальные черты строения отдельных сочленений.
Основными факторами, которые вызывают формирование морфофункциональных особенностей их строения, будут фактор межорганных взаимоотношений и фактор функции.
Следует также отметить, что взаимосвязь фактора межорганных взаимоотношений и фактора функции при различном сочетании опоры и движения в рассматриваемых соединениях костей будет предопределять все разнообразие формирующихся сочленений в организме.
Так, при отсутствии или незначительной выраженности движений (смещении костей относительно друг друга), но при значимом выполнении опорной функции будут возникать и формироваться непрерывные сочленения. В зависимости от характера и интенсивности выполняемых в них движений они будут образованы различными тканями: костной тканью - крестец, тазовые кости (наиболее жесткие и прочные сочленения); хрящевая ткань – копчик, первое ребро и грудина и др.; соединительная ткань – межреберные мембраны, межкостные мембраны, швы (соединение костей черепа) и др.
При увеличении степени смещения костей относительно друг друга, но при сохранении их опорной функции, формируются полупрерывные соединения (полусуставы): сочленение лонных костей (симфиз), сочленение крестца с копчиком, сочленение ложных ребер, сочленение тел позвонков.
При максимальном развитии функции движения и сохранении опорной функции скелета формируются уже прерывные сочленения костей – суставы, которые характеризуются наличием трех обязательных признаков: капсула сустава, полость сустава и суставные поверхности образующих их костей, покрытые геалиновым хрящом. Наличие этих трех обязательных признаков суставов отсутствует в полупрерывных (полусуставах) сочленениях костей.
Соответственно, чем больше объем выполняемого движения в сочленении костей, тем больше будет полость сустава. Степень выраженности хряща, покрывающего суставные поверхности, образующих сустав костей, находится в прямо-пропорциональной зависимости от сил трения, возникающих между ними при выполнении движений.
Капсула сустава и его вспомогательные элементы (связки) возникают и формируются на границе активных и пассивных движений, выполняемых в этом виде сочленений. Активные движения в суставах – это те движения, которые обеспечиваются за счет сокращения мышц, действующих на это сочленение, и они всегда по объему меньше пассивных. Объем пассивных движений в суставе ограничивается анатомическими структурами (костные) и он может быть увеличен по сравнению с активными движениями за счет приложения внешних усилий. Следовательно, при резком превышении объема активных движений в суставе может возникнуть травма (вплоть до разрыва) связочного аппарата и его капсулы. С другой стороны, объем активных движений в суставе можно постепенно развивать с использованием в тренировочном процессе упражнений на развитие гибкости.
Фактор нейро-гуморальной регуляции, не являясь специфическим фактором морфогенеза соединения костей, в условиях нормы не может оказывать значимого влияния на их конструктивные особенности. Однако, также, как и при рассмотрении структуры и функции костных образований, он может играть значительную роль в их морфофункциональной перестройке.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы