12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
Самостоятельное систематическое использование средств физической культуры в повседневной жизни может привести организм к перегрузке (перетренировке). Нередко бывает, что молодые люди начинают усиленно наращивать двигательную активность, при этом забыв об основном принципе спортивной тренировки - постепенности (Тимушкин А.В.и соавт. 2003).
Форсирование физической нагрузки без соблюдения методических приемов в ее наращивании может привести к срыву адаптационных процессов, нарушению функций и структуры ряда органов, в частности, сердечно-сосудистой системы. Чтобы избежать столь неприятных последствий каждый занимающийся должен вести самоконтроль.
Самоконтроль - это самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых, доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями. Самоконтроль легко осуществляется в домашних условиях, и является существенным дополнением к врачебному контролю, но ни в коем случае не может его заменить. Данные правильно проведенного самоконтроля, могут оказать большую помощь в коррекции физических нагрузок и в своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья, особенно при неправильной методике оздоровительной тренировки, нарушениях режима и неблагоприятных воздействий факторов внешней среды и др.
Показатели самоконтроля принято делить на субъективные и объективные.
Ведение дневника является субъективным показателем и обязательным условием самоконтроля. Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь, и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам. Одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике (Готовцев П.И., Дубровский В.Н., 2000).
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается отличное, хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессоница).
Аппетит отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
Большое значение имеет умение самостоятельно контролировать и правильно оценивать свое состояние. Все оценки желательно проводить по пятибальной системе.
К объективным показателям самоконтроля относятся параметры, которые имеют количественную оценку и позволяют осуществлять контроль за различными функциональными системами, уровнем работоспособности и подготовленности занимающихся физической культурой и спортом (Дембо А.Г., 1980).
Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Необходимо периодически проверять пульс во время или после определенных физических нагрузок. Для этого делают паузу, и в первые 10 сек. подсчитывают частоту пульса. Считается, что частота пульса в первые 10 сек. отдыха мало отличается от той, которой она была во время нагрузки, такая остановка при выполнении упражнений не вредна.
Динамика частоты пульса позволяет судить об адекватности тренировочной нагрузки, уровне физических возможностей организма. При адаптации к физическим нагрузкам происходит благоприятная тенденция к снижению ЧСС, за счет развития брадикардии. Если же обнаруживается тенденция к увеличению ЧСС, как в условиях покоя, то и во время выполнения двигательных действий необходимо снизить уровень тренировочной нагрузки и обратиться за консультацией к специалистам (Тимушкин А.В.и соавт. 2003).
Каждый должен знать не только, какая частота пульса бывает у него после типичных упражнений, но и какова длительность восстановления его после нагрузки. Если, например, восстановление пульса до 120 ударов в минуту после определенного упражнения раньше происходило обычно за 1,5 мин., а потом удлинилось до 2-3 мин., то это должно насторожить. Необходимо выяснить у врача причину такого состояния сердечно-сосудистой системы (ССС).
Время же восстановления пульса является одним из показателей тренированности человека, занимающегося физической культурой или спортом.
Для определения уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются также различные функциональные пробы (нагрузочные тесты). Остановимся лишь на наиболее приемлемой пробе - с 20 приседаний за 30 с., часто применяемой в практике физического воспитания.
Методика применения указанной пробы заключается в следующем. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течении 10 с. Затем проделывается 20 приседаний за 30 с. (приседания глубокие, ритмичные, руки поднимаются до уровня плеч). После приседания сразу, в положении сидя, подсчитывается частота пульса в первые 10 с. Следует считать, что реакция подъема пульса на мышечную нагрузку (20 приседаний) в пределах до 12-14 ударов за 10 с. будет малой, т.е. хорошей, на 16-18 – средней (удовлетворительной) и выше 22-24 – большой (неудовлетворительной) - неблагоприятный признак.
Также регистрируется время восстановления пульса до исходного уровня. Если он восстановился быстрее 1 мин. – оценка “отлично”, до 2 мин. – “хорошо”, свыше 3 мин. – “плохо”, т.е. восстановление пульса должно произойти в течение 1-3 мин. Чем быстрее это произойдет, тем лучше функции ССС.
Ортостатическая проба. При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые сердечно-сосудистая система реагирует учащением пульса, что служит для оценки её адаптационной реакции. У обследуемого в положении лежа измеряется ЧСС (уд./мин.), после чего он спокойно встает. В первые 15 с. после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице между ЧСС лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Если разница полученных результатов меньше 12 уд./мин. – реакция нормальная, если больше 18 уд./мин. – неудовлетворительная. Так, разница до 10 уд./мин. свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности. А разница более 20 уд./мин. свидетельствует о переутомлении или заболевании.
Важным показателем, характеризующим функцию ССС, является артериальное давление (АД), которое определяется с помощью мембранного или электронного тонометра.
АД колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла. В период систолы оно повышается (СД – систолическое или максимальное), в период диастолы – снижается (ДД – дисатолическое или минимальное). Разность между СД и ДД составляет пульсовое давление (ПД).
АД изменяется при физической работе неоднозначно. После умеренной работы оно практически не изменяется, после напряженной – может быть либо повышенным, либо пониженным. При утомлении может быть снижено на 10-30 мм. рт. ст., что свидетельствует о недостаточной адаптации ССС к мышечной работе.
Резко выраженные изменения его также свидетельствуют о недостаточной адаптации к физической нагрузке.
Оценка функций органов дыхания. В связи с занятиями физической культурой повышаются функциональные возможности дыхательной системы. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
ЖЕЛ - это объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью водяного или воздушного спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела, состояния здоровья, физической подготовленности, вида спорта и курения. У мужчин в среднем она равна 3500-5000 мл, у женщин – 2500-4000 мл.
Частота дыхания. Возникающие в дыхательном центре нервные импульсы (один раз в 4 с.) вызывают сокращения дыхательных мышц – диафрагмы и межреберной мускулатуры. Вдох-выдох – есть дыхательный цикл.
Взрослый человек делает 16-18 дыханий в мин. У регулярно тренирующегося частота дыхания в покое снижается. Так, у спортсменов оно колеблется в пределах 10-16 в мин. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается тем больше, чем выше ее мощность, и может достигать 60 и более циклов в мин. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дышать равномерно.
Для самоконтроля за функциональными возможностями дыхательной системы можно использовать следующие пробы:
Проба Штанге. В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержке на 60 с. и более – оценка для мужчин “отлично”, менее 40 с. – “плохо” (для женщин на 10 с. меньше). С нарастанием тренированности время задержки дыхания растет, а при утомлении – снижается. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с., а спортсмены – на 60-90 с. и более. Чем лучше подготовлен человек, тем дольше он может задерживать дыхание.
Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Если она проводится вслед за пробой Штанге, то необходим отдых 5-7 мин. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с., спортсмены 60 с. и больше. Задержка дыхания 50-60 с. оцениваются как отлично, 35с. и больше – хорошо, 34-20 с. – удовлетворительно, 10-19 с. – плохо, до 10 с. – очень плохо.
Исследование состояния вегетативной нервной системы.
Проба Ашнера – глазо-сердечный рефлекс.
После подсчета пульса, обследуемый в положении лежа надавливает через закрытые веки на глаза достаточно сильно, но не до боли; спустя 10 с. от начала надавливания подсчитывают пульс в течении 20 с.; полученную цифру утраивают, чтобы получить количество ударов за 1 мин. При нормальной возбудимости парасимпатической иннервации сердца замедление пульса не превышает 4-12 уд./мин.; замедление, превышающее 12-15 уд./мин., указывает на повышение возбудимости блуждающего нерва. Тренированные люди обычно имеют нерезко выраженный рефлекс.
Ортостатическая проба дает возможность судить о нормальной воз-будимости симпатической иннервации ССС и основана на изменении реактивности организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное.
Контроль за уровнем развития сенсомоторного потенциала (СМП).
Теппинг-тест позволяет судить о функциональном состоянии нервно-мышечной системы. Для этого берут лист бумаги, разделенный карандашом на 4 равных квадрата размером 6х10 см. Сидя за столом, по команде начинают с максимальной частотой ставить точки на бумаге в течение 10 с. После паузы 20 с. руку переносят на следующий квадрат, продолжают выполнять движения с максимальной частотой. После четырехкратного повторения по команде “стоп” работа прекращается. При подсчете точек карандаш ведут от точки к точке, не отрывая от бумаги.
Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы является максимальная частота за первые 10 с. и ее изменение в течение остальных трех 10-с. периодов. Нормальная максимальная частота движения кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с., что указывает на хорошее функциональное состояние двигательных зон ЦНС. Постепенно снижающаяся частота движений кисти указывает на недостаточную устойчивость нервно-мышечного аппарата.
Статическое равновесие можно оценить при помощи следующего упражнения: встать на брусок, 5 см. шириной, на правую ногу, левая – согнута, поднята коленом вперед, руки – на поясе. Фиксируется время по секундомеру до потери равновесия.
Можно осуществлять контроль за массой тела с помощью расчета весо-ростовых индексов (ВРИ) по формуле:
Если ВРИ находится в пределах 2,8 – 3,1 то вес недостаточный; 3,2 – 4,3 – нормальный; 4,4 – 5,3 – чрезмерный (тучность).
Наиболее удобен и прост весо-ростовой индекс Брока:
Если ВРИ до 0,8 – низкий; 0,8- 0,9 – стройность; 1 – средний; 1,1 – угроза тучности; больше 1,1 – тучность.
Другим индексом является индекс Кетле 2 = P:L² (г/см), где Р –масса тела, L-длина тела.
Менее 18,5 – дефицит массы тела,
18,5 - 24,9 – норма,
25,0 - 29,9 – избыточная масса тела,
30,0 - 34,9 - ожирение 1 степени,
35,0 и более - ожирение 2 степени.
Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) - это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.
Жизненный индекс-
ЖЕЛ/P = (мл/кг)
ЖЕЛ – жизненная ёмкость легких , Р – вес.
Для мужчин индекс равен 65 - 70 мл/кг, для женщин 55 - 60 мл/кг.
Индекс Пинье.
L - (P+T)
L - рост в см
P - вес в кг
T - окружность грудной клетки на выдохе в см
Если индекс равен 10, то телосложение крепкое,
11-15 – хорошее, 16-20 – среднее,
21-25 – слабое, 26 и > - очень слабое.
Для расчета должных величин массы тела, можно пользоваться следующими формулами:
у мужчин: ;
у женщин: .
Оценка адаптационного потенциала и состояния здоровья.
В оценке уровня здоровья используется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения, или адаптационный потенциал (АП). АП рассчитывается без проведения нагрузочных тестов и позволяет давать предварительную количественную оценку уровня здоровья обследуемых.
АП системы кровообращения определяется по формуле:
где ЧСС – частота сердечных сокращений в относительном покое (количество ударов за 1 минуту); САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.); МТ – масса тела (кг); Р – рост (см); В – возраст (лет).
Далее по таблице 18 можно оценить адаптационный потенциал и состояние здоровья обследуемых людей.
Таблица 18.
Оценка адаптационного потенциала и состояния здоровья
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы