14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
Морфометрический профиль спортсменов высокого класса
В процессе естественного спортивного отбора спортсмены высокого класса становятся «эталоном», по которому можно судить о специфических требованиях, предъявляемых к организму отдельными видами спорта.
Если признать правильной концепцию о том, что форма и функция взаимосвязаны, то это вынуждает допустить существование так называемых спортивных типов. Да это и не трудно заметить, наблюдая спортсменов: определенная «сухощавость» бегунов, особенно на длинные дистанции, «мышечность» штангистов, «габаритность» метателей в легкой атлетике и т.п.
Различны и конституциональные типы среди представителей разных видов спорта. В каждом виде спорта можно найти как бы свой идеальный морфотип спортсмена. Так, в качестве примера можно привести некоторые «морфологические портреты» «идеальных» спортсменов в отдельных видах спорта.
Велоспорт (трек): относительная коротконогость, широкие таз и талия, небольшой рост, развитая мускулатура ног и рук, спины и живота, мало подкожного жира.
Спортивная гимнастика (женщины): рост и вес ниже среднего; мышцы рук и ног весьма выражены, но обхваты плеча и бедра не превышают средних величин; величины подкожных жировых складок меньше средних для женщин соответствующего возраста.
Борьба: наилегчайший вес - относительная коротконогость и узкие плечи; легчайший и полулегкий вес - относительная коротконогость и средней ширины плечи; легкий и полусредний вес - средней длины ноги и средней ширины плечи; средний вес - длинноногость и узкие плечи; полутяжелый и тяжелый вес - длинноногость и средней ширины плечи.
Легкая атлетика (женщины):
- спринт-небольшие рост и вес, туловище короткое, ноги (особенно бедра) относительно длинные, мускулатура на верхних конечностях выражена незначительно, а на нижних (особенно на голени) сильно, широтные размеры незначительны;
- барьерный бег - строение тела, как и у спринтеров, но туловище длиннее, а нижние конечности несколько короче, причем относительно длинные голени и короткие бедра, мышцы на нижних конечностях (особенно на голени) сильно выражены;
- бег на средние дистанции - небольшой рост, однако туловище длинное, мускулатура умеренная, гранильная, окружность грудной клетки значительная (В. Д. Сячин, 2008);
- прыжки в высоту-рост значительный, относительно короткое туловище и очень длинные ноги (особенно бедра), широтные размеры средние;
- прыжки в длину-рост меньше, чем в прыжках в высоту, ноги также короче, а голени, наоборот, длиннее, широтные размеры мускулатуры ног средние;
- толкание ядра-длинный корпус и короткие ноги, относительно длинные бедра и короткие голени, верхние конечности лишь немного длиннее, чем у других легкоатлеток, очень выражены широтные размеры, особенно плеч, сильно развиты мышцы, особенно мышцы бедер;
- метание диска - самые значительные величины роста и длины ног, голень относительно больше, чем бедро, руки длинные и сильные, большой размах рук, сильно развит пояс верхних конечностей;
- метание копья - самые легкие среди метателей, по росту незначительно превышают толкательниц ядра, наиболее развиты проксимальные отделы верхних и нижних конечностей;
- пятиборье-представительницы этого вида легкой атлетики мало отличаются от средних данных всех легкоатлеток.
Следовательно, на основании всего изложенного можно сделать следующие основные выводы: спортсмены отличаются своими конституциональными особенностями; представители разных видов спорта имеют свои морфологические особенности; спортсмены высокого класса морфологически отличаются от спортсменов средней и низкой квалификации; чем выше квалификация спортсмена, тем меньше морфологические различия между ними. Все это позволяет заключить: морфологические особенности - это один из основных селективных факторов, определяющих перспективность спортсмена.
Физиометрический профиль спортсменов высокого класса
Достижения в спорте определяются не только строением тела. Одни морфологические данные, соответствующие данному виду спорта, еще не гарантируют победы. Для достижения высоких спортивных результатов нужны еще определенные физиологические предпосылки. Каковы же физиологические особенности, которые характерны для выдающихся спортсменов? (Е. М. Голикова, И. Г. Сидорова, 2012).
Наиболее информативным физиологическим показателем является максимальное потребление кислорода (МПК). Это интегральный показатель работоспособности всех систем, обеспечивающих организм кислородом, один из основных показателей спортивной работоспособности, особенно в видах спорта, развивающих преимущественно выносливость.
Условно все виды спорта можно разделить на четыре группы по значимости МПК для спортивного результата:
- очень высокие показатели МПК (оценка «отлично») необходимы в легкой атлетике (длинные дистанции), конькобежном спорте (от 3000 до 10000 м), лыжных гонках, биатлоне, гребле, плавании (длинные дистанции);
- очень хорошие (оценка «очень хорошо») в легкой атлетике (средние дистанции), конькобежном спорте (1500 м), велоспорте (трек), пятиборье, спортиграх, плавании (от 200 до 1500 м);
- хорошие (оценка «хорошо») - в легкой атлетике (десятиборье), конькобежном спорте (500 м), плавании (100 м), боксе, борьбе, теннисе и фигурном катании;
- удовлетворительные (оценка «удовлетворительно») не будут препятствием к достижению высоких результатов в легкой атлетике (спринт, прыжки и метания), тяжелой атлетике, фехтовании, гимнастике, горных лыжах, прыжках в воду и конном спорте.
На современном уровне спортивного мастерства среди высококвалифицированных спортсменов побеждает тот, кто обладает не только высокой тренированностью, но еще и соответствующими свойствами и типом высшей нервной деятельности (ВНД). Спорт не оказывает существенного влияния на прирожденные свойства нервной системы, каковыми являются типологические особенности ВНД.
Было отмечено, что высокая подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения над торможением выгодны для специализирующихся в беге на короткие дистанции. Наоборот, на длинных дистанциях выгодны уравновешенность, меньшая подвижность нервной системы. (Е. М. Голикова, 2012).
Особенно важен вывод исследователей о том, что спортивный успех обусловлен типологическими особенностями ВНД. Так, было найдено, что большое значение для спорта имеет сила нервной системы относительно процесса возбуждения. Она в известной степени детерминирует особенности индивидуального поведения в экстремальных ситуациях. Хорошо известно, что некоторыми видами спорта определенные лица не могут заниматься, несмотря на то, что всячески пытаются это сделать. Например, чувство страха в опасных ситуациях - это следствие преобладания внешнего торможения над внутренним. Если к тому же у субъекта слабый тип нервной системы, то он вряд ли сможет стать хорошим парашютистом, мотогонщиком и т. п. Если же внутреннее торможение преобладает над внешним, человек более способен переносить мышечные нагрузки статического характера.
Спортсмены экстра-класса имеют некоторые психологические отличия от других людей. Представители разных видов спорта обладают разными чертами личности, темперамента и характера. Высококвалифицированные спортсмены психологически отличаются от спортсменов среднего и низкого уровня мастерства.
Таким образом, типологические особенности нервной системы могут играть существенную роль в достижении высоких спортивных результатов.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы