1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.
Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязано, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает адекватно развитию производства, отстает от развития последнего, несколько опережает его.
Современное размещение социальной сферы в различных государствах представлено тремя вариантами:
1. В высокоразвитых странах развиты практически все отрасли социальной сферы. При этом они размещены так, чтобы все районы и города этих государств были в достаточной мере обеспечены предприятиями социальной сферы.
2. В развивающихся странах, взятых в целом, социальная сфера развита относительно слабо. Исключения составляют ее отдельные отрасли, в частности туризм, который обслуживает, в основном, иностранцев, а также мелкорозничная торговля. В отдельных государствах, в силу их специфики и традиций, развиты и иные отрасли социальной, сферы. Размещение предприятий последней отличается крайней неравномерностью. Можно говорить даже об очаговом их размещении в отдельных странах и регионах. Основная часть предприятий социальной сферы сосредоточена в. городах, преимущественно крупных, в первую очередь - столичных или портовых.
3. Постсоциалистические страны, чья экономика переживает переходный период, обладают и социальной сферой переходного типа. В них сохранились многие черты социального развития стран социалистического типа:
а) равное обеспечение социальной сферой, хотя бы на очень невысоком уровне, всего населения страны (с учетом региональных различий);
б) государственная собственность в социальной инфраструктуре;
в) жесткое государственное регулирование отраслей социальной сферы.
Однако это наследие недавнего прошлого все более дополняется (и в большой мере вытесняется) элементами рыночных отношений в социальной сфере. А это приводит к важным территориальным сдвигам в ее развитии, размещение предприятий социальной сферы все более сдвигается в ионы инвестиционной активности. Можно полагать, что эта модель развития и размещения социальной сферы представляет собой не какое-то временное, конъюнктурное явление, а довольно устойчивую закономерность. По-видимому, на длительную перспективу должно быть рассчитано и государственное регулирование всех трех секторов социальной сферы.
На размещение социальной сферы оказывают влияние большое количество факторов, которые сформированы в три группы:
1. Природные фактор – место расположения территории, его климатическая зона, рельеф местности, красота природного ландшафта, его привлекательность, наличие минеральных источников и т.п.
2. Населенческие факторы – плотность расселения населения по территории страны, половозрастной, национальной, религиозный состав населения, его социальная структура.
3. Экономические факторы – налоговые поступления в республиканский и местный бюджет, размер отчислений на финансирований социальной сферы и др.
Говоря об экономическом фаткоре нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы. О масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.
Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.
Можно выявить несколько основных исторических этапов развития социальной сферы и ее отдельных отраслей:
Античное общество, когда в городах развивалась наука, культура. Зарождалось образование, медицина, туризм (в частности его такой специфический вид, как поездка на олимпийские игры).
Средневековье, когда в развитии социальной сферы произошла стагнация, а в ряде случаев – и отступление. Резко сократился обмен социальными достижениями между отдельными странами и народами.
Эпоха Возрождения, когда вместе с развитием общества начался новый этап развития социальной сферы, обмена ее достижениями. В связи с Великими географическими открытиями начался перенос европейских достижений в развитии социальной сферы на другие материки. Шел и обратный процесс - проникновение социальных ценностей других земель в Европу. В этом плане особенно важным было знакомство с духовными ценностями Востока, с техническими достижениями китайской цивилизации.
Эпоха капитализма дала новый толчок развитию социальной сферы в странах Европы, а затем и других частей света. Социальная сфера из «служанки избранных» превращается в феномен, обеспечивающий развитие всего общества. И это – не случайно: все более совершенствующееся машинное производство с обслуживающим его персоналом уже не могло функционировать без развитой, диверсифицированной социальной сферы. При капитализме социальная сфера развивалась в условиях рыночных отношений и господства частного предпринимательства в ее основных отраслях.
В постсоциалистических государствах, к числу которых относится и Беларусь, развитие социальной сферы находится в переходной стадии, что отражается и на многообразии форм собственности в отраслях этой сферы, и на снижающейся, но все еще большой роли государства в регулировании их развития и размещения.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание