logo search
лекции по туризму

Понятие и структура туристского потенциала территорий

Важным условием развития туризма является наличие туристского потенциала территорий. В последнее время термин «туристский потенциал» стал достаточно часто употребляться в туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание этого термина нередко весьма сложно, поскольку общепринятой профессиональной его трактовки не существует.

Под туристским потенциалом территорий часто понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Это определение считается наиболее удачным.

Структура туристского потенциала территорий наглядно показана на рис. 2.1, из которого следует, что туристский потенциал включает две группы — туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру, которые в свою очередь включают соответствующие подгруппы. Туристские ресурсы и туристская инфраструктура включают общую подгруппу — социально-

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

ПРИРОДНЫЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

РАЗМЕЩЕНИЕ

ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ

ТРУДОВЫЕ

ПИТАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ФАУНИСТИЧЕСКИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

ТРАНСПОРТ

КЛИМАТИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОРОГРАФИЧЕСКИЕ

ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ

ЛЕЧЕБНЫЕ

СПЕЦИАЛИЗИ

РОВАННАЯ

ПРОЧИЕ ВИДЫ

Рис. 2.1 Структура туристского потенциала территории

экономические ресурсы, к которым относятся следующие элементы: трудовые, информационные, управленческие, материально-технические и др.

Существует два основных подхода к определению социально-экономических ресурсов.

Первый подход предполагает выделение социально-экономических ресурсов в качестве отдельной группы, включающей трудовые, материально-технические и информационные ресурсы.

Второй подход основан на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех групп: трудовых, материально-технических, управленческих и информационных. При составлении рис. 2.1 были учтены оба подхода.

Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо:

а) выявление потенциала;

б) оценка потенциала;

в) оценка современного состояния его использования;

г) оценка возможностей интенсификации его использования;

д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;

е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Следует сказать еще об одной терминологической проблеме. В научном обиходе часто употребляются термины «туристско-рекреационный потенциал», «туристско-рекреационные ресурсы», «туристско-рекреационная сфера». Использование данных понятий является не совсем методологически верным. Заметим, что рекреационная деятельность чаще всего включает в себя туристскую. Поэтому употребление термина «туристско-рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование.