Примерная схема самоконтроля в дневнике
Ведение дневника самоконтроля предусматривает следующие записи:
- утренняя проба: ЧСС 72 уд./мин., 20 приседаний за 30 с., ЧСС стоя 132 уд./мин., отдых сидя 1 мин., ЧСС 72-78 уд./мин., самочувствие – 5, настроение – 5, аппетит – 4;
- ортостатическая проба: ЧСС 82 уд./мин. – 4;
оценка проведенной тренировки:
состояние: самочувствие – 4, настроение – 5, аппетит – 4, засыпание – 4, сон – 8 час., пульс перед сном (сидя) – 72 уд./мин.
Все показатели необходимо оценивать в сравнении с предыдущими. Оценки 2 и 3 должны настораживать, и являться сигналом для обращения за консультацией к преподавателю физической культуры, врачу, тренеру. Дневник самоконтроля имеет произвольную форму (табл. 19).
Таблица 19
Примерная форма дневника самоконтроля
Дата | Регистрационный показатель | Выполненная по виду работы, спорта | ||||||||||||
субъективный | объективный | кол-во под-нят. кг (км) | лучший рез-т, км | |||||||||||
сон | аппе-тит | самочувс-твие | жела ние тренироваться | пульс в покое | орто-проба | масса, кг |
|
| ||||||
утром | перед сном |
|
| |||||||||||
3.06 | 5 | 5 | 5 | 4 | 66 | 72 | 12 | 66,5 |
|
| ||||
4.06 | 4 | 5 | 4 | 2 | 72 | 78 | 18 | 66 |
|
|
Анализируя динамику двух дней, можно сделать вывод о том, что физическая нагрузка предыдущего дня была чрезмерной. За время сна организм не восстановился. Частота пульса является интегральным показателем сдвигов в организме. Увеличение ЧСС в покое – показатель утомления. Кроме того, отмечается ослабление процесса торможения со стороны вегетативной нервной системы, о чем подтверждают результаты проведения ортопробы и субъективная оценка сна, самочувствия, отсутствие желания тренироваться. Особенно важно анализировать сопоставимые показатели (количество поднятых килограммов, количество километров, которые пробежали или проплыли за неделю, месяц, год: динамику результатов, динамику контрольных тестов).
Таким образом, самоконтроль позволяет своевременно предупредить возможные негативные влияния при нерациональном тренировочном режиме, заметить признаки переутомления, скорректировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок с состоянием здоровья, степени адаптированности и существенно повысить эффективность оздоровительной тренировки.
Самоконтроль за уровнем развития двигательных (физических) качеств
В целях самоконтроля за результативностью занятий физической культурой или спортом проводится проверка физической подготовленности занимающихся. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, отследить динамику их изменений, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить планы дальнейшего направленного развития физических качеств студентов. Для оценки основных двигательных качеств используются те же тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры, которые применяются в мониторинговых исследованиях физической подготовленности молодежи (Тяпин и др., 1998): в частности это: челночный бег (дев., юн.) сек; бег 20 м с хода (дев.), 30 м с хода (юн.) сек; вис – девушки (сек), подтягивание – юноши (раз); подъем туловища (дев., юн.), раз; наклоны туловища (дев., юн.) см; прыжок в длину с места (дев., юн.) см; бег 5 мин (дев.,) м, 1000 м (юн) м, с. Для того, чтобы полученные при тестировании результаты были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. Самоконтроль за развитием можно осуществлять с помощью упражнений. Для оценки развития силы мышц брюшного пресса можно применять наиболее простое упражнение – поднимание туловища из положения лежа на спине без остановки для отдыха (табл. 20).
Таблица 20
Контрольные нормативы развития силы мышц брюшного пресса
Упражнение | Пол | Возраст, лет | ||||
16-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-80 | ||
Поднимание туловища, количество раз | муж. | 32 | 30 | 28 | 24 | 20 |
жен. | 32 | 28 | 24 | 22 | 18 |
Если показатели выше указанных критериев на 15-20% - свидетельствует о превосходной оценке, ниже 20-25% - об удовлетворительной.
Для оценки силы рук можно использовать: у мужчин - подтягивания и отжимания в упоре лежа, для женщин - отжимания в упоре лежа на коленях и подтягивания на перекладине высотой 90 см. Во время выполнения отжиманий надо стараться, чтобы тело было выпрямленным, а при сгибании рук пола касалась только грудь (табл. 21).
Таблица 21
Контрольные нормативы развития силы рук
Упражнение | Пол | Возраст, лет | ||||
16-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-80 | ||
Подтягивания | муж. | 16 | 14 | 12 | 7 | 5 |
Отжимания в упоре лежа | муж. | 26 | 24 | 22 | 18 | 12 |
Отжимания из упора на коленях | жен. | 20 | 16 | 10 | 8 | 7 |
Подтягивания на перекладине 90 см. | Жен. | 16 | 14 | 12 | 8 | 6 |
Для определения быстроты могут быть использованы: тесты «Бег 30м с хода» и «Бег 100 м». Проводится на стадионе или грунтовой дорожке. Используется отрезок «30м с хода». Участник набирает максимальную скорость до 30-метрового отрезка. Время засекается по отмашке 30м и до финишной линии фиксируется результат с точностью до 0,1 с.
Простейший метод оценки быстроты. Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды “Внимание!” помощник в течение 5 с. должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача, как можно быстрее сжать пальцы в кулак, и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние от нижнего края линейки, см. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 см. для женщин считается хорошим.
Гибкость позвоночника можно измерить в домашних условиях. Для этого встать на табурет и наклониться до предела вперед, не сгибая ног в коленях и опустив руки, сохраняя положение 2с. Измеряется расстояние от конца среднего пальца кисти до площадки (будем считать ее нулевой отметкой). Если при наклоне пальцы будут ниже нулевой отметки, то подвижность оценивается как удовлетворительная, и ставится знак “+” (например, “+5 см.”). Если пальцы не достигают до горизонтальной плоскости, то подвижность позвоночника оценивается как недостаточная. В этом случае данные измерения записываются со знаком “-”. Кроме того, может использоваться тест «Наклон вперед сидя». Испытуемый без обуви садится на пол, ноги врозь, расстояние между пятками строго 30 см, ступни вертикально, руки вперед - внутрь, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами вдоль ног. Отсчет (нулевая отметка - «0») ведут от цифры, находящейся на уровне пяток испытуемого. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке), четвертый наклон основной.
В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 с. Лучший результат - максимально возможная цифра, до которой дотянется исследуемый, засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1см. Эта цифра записывается со знаком «+» (плюс), если испытуемый смог коснуться цифры впереди за стопами и со знаком (минус), если его пальцы не достали до уровня пяток.
Шкала оценки гибкости приведена в табл. 22.
Таблица 22.
Шкала оценки гибкости
Возраст | Пол | Оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
17-22 | жен. | 0-5,0 | 5-7 | 8-13 | 14-17 | 18-25 |
муж. | 0-3,0 | 4-5 | 6-11 | 12-16 | 17-25 | |
23-27 | жен. | 0-4,0 | 4-6 | 7-12 | 13-14 | 15-25 |
муж. | 0-2,0 | 3-4 | 5-8 | 9-10 | 11-25 | |
28-35 | жен. | 0-2,0 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-25 |
муж. | 0-1,0 | 2-3 | 4-5 | 6-8 | 9-25 |
Оценка выносливости организма оценивается беговыми упражнениями–юноши бег 1000м, девушки – бег 5 минут. Для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения используется тест «Челночный бег 10 раз по 5 м». В зале на расстоянии 5м друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участник (участники) стартует от первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, затем поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро пять таких замкнутых циклов, поворачиваясь, все время в одну и ту же сторону (туда и обратно – один цикл).
Для измерения динамической силы мышц нижних конечностей используется тест «Прыжок в длину с места». Из исходного положения, стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела, махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест не-обходимо проводить на мате или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет лучший результат.
Следует учитывать, что из большого разнообразия средств контроля перечислены лишь некоторые тесты и контрольные нормативы за состоянием своего здоровья и развитием физических качеств. Результаты проверок должны постоянно анализироваться самими занимающимися, а периодически - тренером и врачом.
Таким образом, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо выполнять следующие правила (Дембо А.Г., 1980; Ашмарин Б. А. и соавт., 1990; Вайнбаум Я.С. и соавт, 2002; Тимушкин А.В. и соавт, 2003):
Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будет использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим правильного питания.
Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и их переносимости.
Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффект от предыдущих занятий.
Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.
Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки, посоветуйтесь с преподавателем физической культуры или врачом.
11. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи и родственников.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы