logo search
Организация прозводства / Конспект лекций МСС 2006

Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение

Реализация в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики повышает социальную роль трудовых коллективов в деле улучшения условий жизни и труда работников.

Развитие новых форм хозяйствования, демократизация общества значительно расширяют их права и возможности, повышают ответственность за решение назревших социальных проблем.

Особое значение в этой связи приобретает научное обеспечение социальной деятельности предприятия; управление и прогнозирование социальных процессов в трудовом коллективе.

Специфика социальных методов состоит в том, что они, не умаляя значимости технических и организационно-технических факторов производства, выдвигают на первый план социальные факторы; делают акцент на субъекте производства и управления – коллективе, группе, отдельном человеке, их социальных характеристиках, мотивах и стимулах деятельности, социальных отношениях, оптимальном соотношении (сочетании) индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Трудовой коллектив, по мнению промышленного социолога Зайцева А.В., есть развивающейся во времени и пространстве социальный объект и любое нарушение его нормального функционирования, изменения внутри и межорганизационных связей, недостаточность или перегруженность в деятельности и т.п., могут привести к его определенной дезорганизации. Социальные явления поэтому нужно прогнозировать, ими нужно управлять. В результате выиграют все: и человек, и организация, и общество.

Управление социальным развитием трудового коллектива представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, которые оказывают на нее воздействие.

Под социальным управлением на предприятии мы понимаем целенаправленное воздействие на различные факторы (технические, организационные, экономические, бытовые и др.) деятельности коллектива, отдельных его социальных групп и работников, регулирование социальных процессов и отношений для создания оптимальных условий социального развития коллектива, роста активности личности.

Социальная система или социальная среда организации является непременным объектом управления персоналом. Социальную среду организации образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их потребностей через посредство труда в данной организации.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворение социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

В Республике Беларусь это:

Организация, в зависимости от своих масштабов, формы собственности и подчиненности, местоположения и иных условий может располагать полностью своей собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы.

Социальное развитие организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде – в тех материалах, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражения их морально-этические ценности.

Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:

Первое направление социального развития реализуется в следующих подсистемах предприятия:

  1. Оформления и учета кадров

  2. Развития кадров

  3. Планирования, прогнозирования и маркетинга персонала.

Второе – реализуется в подсистеме условий труда; третье – в подсистеме анализа и развития средств стимулирования труда; четвертое – посредством подсистемы трудовых отношений. Она включает в себя:

  1. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений.

  2. Анализ и регулирование отношений руководства.

  3. Управление производственными конфликтами и стрессами.

  4. Социально-психологическую диагностику

  5. Соблюдение этических норм взаимоотношений.

  6. Управление взаимодействием с профсоюзами.

Пятое направление реализуется за счет подсистемы юридических услуг; шестое – за счет подсистемы развития социальной инфраструктуры. Это:

  1. Организация общественного питания

  2. Управление жилищно-бытовым обслуживанием

  3. Развитие культуры и физического воспитания

  4. Обеспечение охраны здоровья и отдыха.

  5. Обеспечение детскими учреждениями

  6. Управление социальными конфликтами и стрессами

  7. Организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.