Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
Реализация в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики повышает социальную роль трудовых коллективов в деле улучшения условий жизни и труда работников.
Развитие новых форм хозяйствования, демократизация общества значительно расширяют их права и возможности, повышают ответственность за решение назревших социальных проблем.
Особое значение в этой связи приобретает научное обеспечение социальной деятельности предприятия; управление и прогнозирование социальных процессов в трудовом коллективе.
Специфика социальных методов состоит в том, что они, не умаляя значимости технических и организационно-технических факторов производства, выдвигают на первый план социальные факторы; делают акцент на субъекте производства и управления – коллективе, группе, отдельном человеке, их социальных характеристиках, мотивах и стимулах деятельности, социальных отношениях, оптимальном соотношении (сочетании) индивидуальных, групповых и общественных интересов.
Трудовой коллектив, по мнению промышленного социолога Зайцева А.В., есть развивающейся во времени и пространстве социальный объект и любое нарушение его нормального функционирования, изменения внутри и межорганизационных связей, недостаточность или перегруженность в деятельности и т.п., могут привести к его определенной дезорганизации. Социальные явления поэтому нужно прогнозировать, ими нужно управлять. В результате выиграют все: и человек, и организация, и общество.
Управление социальным развитием трудового коллектива представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, которые оказывают на нее воздействие.
Под социальным управлением на предприятии мы понимаем целенаправленное воздействие на различные факторы (технические, организационные, экономические, бытовые и др.) деятельности коллектива, отдельных его социальных групп и работников, регулирование социальных процессов и отношений для создания оптимальных условий социального развития коллектива, роста активности личности.
Социальная система или социальная среда организации является непременным объектом управления персоналом. Социальную среду организации образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их потребностей через посредство труда в данной организации.
Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворение социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.
В Республике Беларусь это:
обобществленный жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.,
медицинские и лечебно-профилактические учреждения,
объекты образования и культуры,
объекты торговли и общественного питания,
объекты БОН,
спортивные сооружения и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий,
коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Организация, в зависимости от своих масштабов, формы собственности и подчиненности, местоположения и иных условий может располагать полностью своей собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы.
Социальное развитие организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде – в тех материалах, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражения их морально-этические ценности.
Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:
совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня;
улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий труда, его охраны и обеспечения безопасности работников;
стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
обеспечение социального страхования работников, соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав;
рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребности в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга.
Первое направление социального развития реализуется в следующих подсистемах предприятия:
Оформления и учета кадров
Развития кадров
Планирования, прогнозирования и маркетинга персонала.
Второе – реализуется в подсистеме условий труда; третье – в подсистеме анализа и развития средств стимулирования труда; четвертое – посредством подсистемы трудовых отношений. Она включает в себя:
Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений.
Анализ и регулирование отношений руководства.
Управление производственными конфликтами и стрессами.
Социально-психологическую диагностику
Соблюдение этических норм взаимоотношений.
Управление взаимодействием с профсоюзами.
Пятое направление реализуется за счет подсистемы юридических услуг; шестое – за счет подсистемы развития социальной инфраструктуры. Это:
Организация общественного питания
Управление жилищно-бытовым обслуживанием
Развитие культуры и физического воспитания
Обеспечение охраны здоровья и отдыха.
Обеспечение детскими учреждениями
Управление социальными конфликтами и стрессами
Организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание