logo search
Организация прозводства / Конспект лекций МСС 2006

Социальные отношения трудового коллектива

Результаты деятельности предприятия во многом зависят от характера отношений между сотрудниками. Эти отношения могут быть двух типов: конструктивными, способствующими успешной деятельности и неконструктивными – мешающими успешной деятельности предприятия. Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителей, системе пожизненного найма (как в Японии), высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Неконструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Само по себе различие сотрудников по данным признакам не обязательно ведет к неконструктивным взаимоотношениям. Мешать может авторитарный стиль руководства; конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.

Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников. Например, необходимо учитывать особенности работы женщин, пенсионеров, инвалидов, молодежи. Должны уважаться религиозные чувства и национальные обычаи.

Опыт развитых стран показывает, что отношения социального партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении.

Социальное партнерство – это идеология, формы и методы согласования интересов партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.

Целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества.

Условия, при которых это будет возможно, определил еще в 20-х годах Питирим Сорокин. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров:

- уровня жизни большинства населения;

- степени дифференциации доходов.

Существенное влияние на развитие идей социального партнерства оказали немецкие экономисты: Вильгельм Репке, Людвиг Эрхард и др. Они создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы.

Население развитых стран ориентировано на поиск социальных компромиссов. Благодаря идеологии социального партнерства профсоюзы и другие представители работающих по найму стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства.

Экономической основой социального партнерства является оценка вклада различных социальных групп в создании доходов предприятия и национального дохода страны. Организация справедливой оплаты может стать одним из факторов роста эффективности производства. Опыт Швеции – эгалитарная практика заработной платы: рабочие и служащие определенной квалификации при определенных условиях труда получают одну и ту же заработную плату независимо от финансового положения (прибыльности) предприятия.

Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической стабильности и экономического прогресса.

К основным слагаемым социального партнерства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда. Социальное партнерство предполагает участие наемных работников в управлении.

Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное пространство). Осознан факт: высокое качество жизни населения – не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем.

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой как с точки зрения объекта воздействия, так и его субъекта. Социальный менеджмент – отрасль управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки и знания, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на формирование благоприятной для человека социальной сферы, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечит рациональное использование самого богатого из всех ресурсов – человеческого.