3. Специфика туристского продукта в системе владения отдыхом
Рассмотрим основные определения участников системы владения отдыхом.
Клуб отдыха - коммерческая, или некоммерческая организация, созданная с целью предоставления членам клуба отдыха права проведения отдыха в находящихся у нее в собственности, в хозяйственном ведении, в долгосрочной аренде, на ином праве, средствах размещения, и являющаяся составной частью туристской индустрии.
Продавец - частный предприниматель или юридическое лицо, в том числе и клуб отдыха, в рамках своей коммерческой деятельности осуществляющее реализацию прав на клубный отдых.
Покупатель - физическое или юридическое лицо, выразившее намерение приобрести либо приобретающее право на клубный отдых в целях, не связанных с извлечением прибыли.
Имущественное право на пользование неделей отдыха в таймшер-клубе как особый вид товара является предметом в договоре купли-продажи и, как и любой товар, его можно купить и продать в собственность, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться. Но данному товару присущи и специфические черты, как-то:
- право на клубный отдых закреплено за покупателем на срок до одного года;
- не позднее одного месяца со дня заключения договора клуб отдыха заносит покупателя в реестр членов клуба отдыха;
- клуб отдыха обязан обеспечить ведение и хранение реестра в установленном порядке;
- кроме того, покупатель имеет право на обмен таймшер-недели с другими собственниками, сдачу ее в аренду, продажу, завещание или наследование.
При очевидных преимуществах системы клубного отдыха существуют и негативные моменты:
1. Жесткая привязанность клиента к одному месту (клубу) и сроку отдыха, хотя в этом случае вступают в работу организации, занимающиеся обменом сроков и мест отдыха между владельцами таймшер-недель.
2. Отсутствие вторичного рынка по продаже. Т.е. если владелец таймшер-недели через какое-то время решил продать свое членство в клубе, то сделать это он сможет с большим трудом, если вообще сможет. Законом установлено, что право на клубный отдых может быть продано членам клуба отдыха (если иное не установлено указанным клубом) только через клубы отдыха или специализированные организации.
Пока же, обратись в RCI, он может получить список фирм, занимающихся продажей таймшер-сертификаторов, но ответственность за деятельность этих фирм RQI не несет. Таким образом, избавиться от своего членства в клубе в настоящее время очень сложно.
При продаже и обменах в системах владения отдыхом учитываются следующие основные моменты: сезонность отдыха, его продолжительность (интервал), размер предоставляемого на курорте средства размещения (модуль) и дополнительные организационные и коммунальные расходы.
В системе владения отдыхом календарный год разделен на 3 основных сезона:
- Красный сезон - означает пик сезона.
- Белый сезон - означает межсезонье.
- Синий сезон - означает не сезон.
Большинство клубов продают 50 или 51 интервал из расчета* на год, чем обеспечивают круглогодичное посещение. Даже в том случае, когда владелец не может использовать свою неделю на курорте или желает посетить другие места, обменная система позволяет другому владельцу использовать его номер.
Система владения отдыхом способствует продлению красного сезона. В городских районах на объекты размещения может поддерживаться круглогодичный спрос. В Англии, например, почти две трети курортов имеют пиковой сезон, продолжающийся в течение пяти месяцев, с мая по сентябрь включительно. Представление обширного диапазона услуг высокого качества, наличие центров проведения досуга и клубов здоровья, которые обычно ассоциируются с клубами отдыха, уменьшает климатическое неудобство зимних месяцев, стимулируя таким образом, круглогодичное использование.
Концепция клубного отдыха в режиме реального времени принадлежит швейцарской компании Ханимаг, но используют ее многие клубы, поскольку эта система и есть собственно клубный отдых и лишена традиционных таймшерных неудобств. Таких систем клубного отдыха насчитывается несколько десятков.
Членство в клубе продается от 3 до 99 лет и варьируется в зависимости от цены от «бронзового» уровня (около 5000 $ США, 5000 кредитных очков, 265 $ США ежегодных управленческих сборов) до уровня «Royal* (самое дорогое «королевское членство стоит 74875 $ США, дает 200 000 ежегодных кредитных очков, при 2165 $ США ежегодных управленческих сборов).
Система клубного членства в режиме реального времени выгодно отличается от системы таймшера по следующим принципиальным признакам:
-
За членство в клубе надо платить непосредственно владельцу всей сети. В таймшер-системе платежи идут через трастовую компанию (банк, нотариуса), представляющую интересы отдельного клуба.
-
Нет никакого обмена между клубами - членство подразумевает каждый год выбор из всего ассортимента отелей и круизных линий, принадлежащих сети. При этом категория номера продолжительность отдыха зависят от количества кредитных ков.
3. Уровень членства можно повышать, доплачивая соответствующую сумму и получая при этом прогрессивно большее количество кредитных очков. В клубной системе неиспользованные кредитные очки также пропорционально накапливаются нарастающим итогом.
4. Запрещена процедура перепродажи, т.е. отсутствует свободное обращение членских сертификатов, то есть существует четкая процедура передачи членства в пользу третьих лиц в случаях:
- если третье лицо согласно с правилами членства в клубе;
- освобождение индоссамента от обязательств по членству в клубе;
- соответствующее письменное заявление от обеих сторон, направляемое в управляющую компанию клуба для перерегистрации членства.
5. Нет жесткой привязки к конкретному клубу, конкретной неделе как единице измерения отдыха вообще. Это, пожалуй, самое главное отличие, делающее владение отдыхом в режиме реального времени окончательно удобным для пользователя.
Успех клуба в обслуживании клиентов зависит от сложной системы бронирования. Наряду с особенностью системы баллов, которая требует специализированного программного обеспечения, необходима надежная система резервирования в течение всего периода времени.
Модуль (номер) в средствах размещения клуба обозначается как Т0, Т1, Т2, ТЗ, Т4, где число указывает на количество спален в средстве размещения.
В системе владения отдыхом существуют следующие типы номеров:
- Гостиничный номер - одна комната со спальными местами без кухни.
- Студия - только одна большая комната, которая служит и спальней и гостиной и обычно с частичной кухней или мини-кухней (ТО).
- 1 спальня, 2 спальни, 3 спальни или 4 спальни - апартаменты или виллы обычно с кухней, где можно готовить, а также со спальнями, изолированными от остальных жилых помещений.
В таблице 5 представлены виды модулей соотношений с количеством отдыхающих.
Наряду с многообразием типов номеров добавляется широкий диапазон особенностей, чтобы обеспечить комфортный отдых. Номера или апартаменты часто включают такие элементы, как террасы, балконы, камины, джакузи, сауны и домашние кинотеатры с одним или более телевизором, видеосистемой, кабельным телевидением. Кухни укомплектовываются большими холодильниками, посудомоечными машинами и сушилками - все для удовлетворения запросов клиентов.
Архитектурные особенности расширены в соответствии с современным дизайном, часто с богатой обстановкой, драпировкой и стенными панелями, которые должны впечатлять потенциальных клиентов, так как все это создает уютную домашнюю обстановку.
Покупатели найдут не только огромные ванные комнаты, они также обнаружат в шкафах наборы махровых полотенец. Они увидят спальни с кроватями королевских размеров, картины, фотографии, балконную мебель - все это разработано, чтобы создать чувство простора и роскоши.
Таблица 5
№ п/п | Название и тип модуля | Вместимость модуля | Тип кухни | |
Максимальное кол-во отдыхающих | Кол-во отдыхающих с макс удобствами | |||
1 | Номер в гостинице | 2 | 2 | Может быть в аппарт. отеле |
2 | Студия (ТО) | 2 3 4 4 | 2 2 2 4 |
Полная кухня, частичная кухня, без кухни |
3 | 1 спальня (Т1) | 3 4 4 6 | 2 2 4 4 |
Полная кухня, частичная кухня, без кухни |
4 | 2 спальни (Т2) | 4 6 6 6 8 8 | 4 2 4 6 5 6 | Полная кухня, частичная кухня, без кухни |
5 | 3 спальни (Т3) | 7 8 8 | 4 6 8 | Полная кухня, частичная кухня, без кухни |
6 | 4 спальни (Т4) | 10 | 10 | Полная кухня |
Постоянно повышающиеся стандарты размещения клиентов четко отделяют апартаменты в системе владения отдыхом от других вариантов отдыха, предлагаемых временным клиентам, и часто превосходят ожидания клиентов. Существуют и применяются на практике общие принципы оснащения апартаментов и стандарты размещения, которые разработаны RCI, применительно к аффелированным в систему курортам.
Количество модулей и их типоразмеры применительно к некоторым странам и регионам (по системе RCI) приведены в таблице 6.
Данная таблица показывает, что студия (модуль ТО) наиболее часто встречающийся тип модуля клубов в Юго-Восточной Азии, Европе, Мексике и Южной Америке.
В Северной Америке и Австралии преобладает модуль Т2 с двумя спальнями.
Таблица 6
Регион, страна | Кол-во модулей | Типоразмеры, (%) | |||
Т0 | Т1 | Т2 | Т3 | ||
США | 60380 | 18,1 | 33.1 | 43,2 | 5,7 |
Мексика | 9710 | 47,6 | 40,3 | 10,0 | ,1,4 |
Южная Америка | 2110 | 54,7 | 23,6 | 20,6 | 1,3 |
Страны Карибского бассейна | 6050 | 32,5 | 41,2 | 25,4 | 0,9 |
Европа | 25980 | 50,1 | 34,0 | 15,0 | 0,9 |
Южная Африка | 4070 | 37,0 | 31,9 | 25,7 | 5,4 |
Австралия, Азия | 2980 | 15,3 | 34,1 | 47,1 | 2,9 |
Юго-Восточная Азия, Япония | 7170 | 81,0 | 13,4 | 5,4 | 0,2 |
Всего | 120 850 | 33,5 | 33,5 | 29,5 | 3,5 |
В среднем, в мире наиболее широким спросом пользуются модули ТО, Т1, Т2.
- Клубы отдыха - системы владения отдыхом могут быть разделены на следующие категории:
- Пляжные - представляют наиболее типичный вид владения отдыхом, размещенные в традиционных прибрежных местах отдыха и оборудованные полным объемом комплексов и средств для предоставления разнообразных услуг, типа бассейнов, теннисных кортов, баров, закусочных, магазинов и т.д., имеют и другие возможности типа игр в гольф, водного спорта и т.д. Высокая концентрация курортов этой системы наблюдается на побережьях Мексики, Флориды/Испании, Канарских островах, Португалии и все более и более на Латиноамериканских курортах, типа Пунте Дель Эсте в Уругвае, в Карибском море
- Городские - размещены в наиболее известных городах, обладающих большой культурной значимостью; из-за высокой стоимости земли городское владение отдыхом обычно продают по высокой цене, таким образом, ограничивая рынок. Однако запросы в течение сезона отдыха на такие курорты через систему обмена очень велики и владельцы таких недель стараются использовать возросшую меновую стоимость их интервала в системе обмена. Курорты данного типа находятся в Лондоне, Париже, Вене, Сан-Франциско, Сан-Диего, Сингапуре и Нью-Йорке
- Горные размещены в традиционных горных и горнолыжных курортах; здесь разгар сезона совпадает с лыжным сезоном, хотя горный туризм по многим причинам привлекателен и в летнее время. Известно, что все больше и больше туристов ищут направления отдыха, отличные от традиционных представлений о нем, типа альпинизма, байдарочного туризма, пеших походов.
-Тематических парков отдыха - находятся вблизи известных парков развлечений. Они интересы для обмена, и особенно привлекательны для семейного отдыха. Ярчайший пример такого курорта можно найти в Орландо, штат Флорида, где Disney World и другие парки своим появлением создали большую туристскую привлекательность. Диснеевский клуб отдыха предлагает отдых в районе Диснеевского городка, рядом с которым расположилось множество других клубов отдыха. Другие парки можно найти в Японии, Франции и на северо-востоке Испании.
- Другие типы клубов отдыха - создаются на различных основах. Изменение тенденций рынка и запросов заказчика стимулирует появление новых оригинальных программ владения отдыхом, типа кемпингов и круизов, организованных по данной системе. Такие курорты создаются обычно в региональном контексте, например, владение отдыхом в загородных домах (Великобритания) или оздоровительные программы клубов отдыха. Средний размер клуба отдыха приблизительно 50 номеров.
В силу того, что RCI занимает центральную позицию в системе владения отдыхом, она обладает большим авторитетом среди клубов и разработчиков. Если курорт желает присоединиться (аффинироваться) к системе RCI, то это должно быть одобрено соответствующим комитетом, который рассматривает следующие вопросы:
- Клиентура - чтобы принять во внимание потребности клиентов RCI, которые будут участвовать в обмене.
- Курортные услуги - чтобы оценить вероятность и уровень запросов на отдых на данном курорте.
- Контроль качества - чтобы гарантировать, что стандарты номеров и оборудования соответствуют критериям RCI.
Менеджер по развитию бизнеса RCI тесно сотрудничает с разработчиком, чтобы подготовить курорт к включению в сеть. Адвокаты RCI работают с адвокатами разработчика, чтобы получить ответ на 3 основных вопроса:
Есть ли четкое право на собственность у разработчика?
Все ли согласовано с законом?
Есть ли у разработчика соответствующая юридическая схема, обеспечивающая, что покупатели получают право на отдых, которое они оплачивают, и что оно застраховано на случай банкротства или отказа разработчика.
Клуб отдыха не обязательно должен быть построен до включения в сеть RCI. В этом случае соглашение может быть заключено при наличии соответствующих нормативных актов.
Специализированные курорты должны также представить дополнительную информацию об общих службах и сооружениях, которые желательны на территории курорта, в том числе:
- Администрация по приему и размещению гостей и посетителей (reception);
-
зона для парковки машин;
-
продуктовый магазин;
-
плавательный бассейн, крытый и (или) открытый с обогревом;
-
отдельный плавательный бассейн для детей;
-
теннисный корт (корты);
-
оздоровительный клуб, сауна, джакузи;
-
ресторан;
-
бар;
-
игровая комната;
-
детская площадка;
-
развлекательные заведения;
-
прачечная;
-
пункт аренды автомашин;
-
пункт по уходу за детьми;
-
медицинские службы;
-
пункт обмена валюты.
Также существуют отдельные требования к каждому виду клубов отдыха:
- Тема 1: Рекреационный бизнес и индустрия досуга
- Сущность рекреационного бизнеса
- Задачи организации досуга на туристском рынке.
- Классификация предприятий досуга
- 4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Театры и киноконцертные залы
- Основные понятия
- Классификация театров и киноконцертных залов.
- 4.Инфраструктура многоцелевых залов.
- Тема 3. Игра как разновидность развлечений и организация игр для туристов.
- Признаки классификации игр
- 2. Математическая теория азартных игр и расчет вероятности благоприятного результата. Формула успеха
- 3. Организация и правила игры в рулетку.
- Оборудование
- Разметка игрового поля
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Массовые виды индустрии досуга
- Характеристика массовых видов досуга в деятельности туристических предприятий
- 2. Персонал и оборудование дискотек Дискотека – форма организации досуга, которая основана на использовании в программе музыкальных фонограмм.
- При организации дискотеки необходимо учитывать
- Контрольные вопросы Контрольные вопросы
- Тема 5. Клуб как коллективная форма организации досуга.
- Понятие «клуб» и клубная деятельность
- 2. Состав помещений клуба и их значение как центра досуга
- 3. Жизненный цикл клубной деятельности
- 5. Членство клубов
- Владельцы клубов
- Клубы и бизнес.
- Доходы ландшафтных и городских клубов
- 2. Элементы системы владения отдыхом
- 3. Специфика туристского продукта в системе владения отдыхом
- 1. Пляжный:
- 2. Горнолыжный:
- 3. Гольф-клуб:
- Тема 7. Парки как сегмент индустрии
- Сущность парков, их назначение
- Классификация парков.
- 3. Организация деятельности тематических и общественных парков.
- 4. Международный опыт управления тематическими парками
- Персонал тематических парков.
- Управление аттракционами.
- Управление общественным питанием и мелкой розничной торговлей
- Тема 8. Музеи и музейное дело
- Понятие, значение и функции музеев.
- Сеть музеев и классификация музеев. Классификация музеев
- Состав помещений и их назначение.
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Организация досуга в гостиницах и туристских комплексах
- Формы досуга в туристских учреждениях
- Методика организации спортивно – игровой деятельности на туристских предприятиях
- 3. Характеристика подразделений, которые организовывают досуг гостей в гостиницах и гостиничных комплексах
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Анимация в менеджменте обслуживания туристов.
- 1. Понятие «анимация» в туризме.
- 2. Анимационные программы и тематические парки.
- 3. Непосредственная анимация отдыха туристов в гостиницах и курортах.
- 4. Методические основы анимационного туроперейтинга.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Игорный бизнес как сегмент индустрии досуга.
- 1. Сущность и цель деятельности казино
- 2. Состав помещений и их назначение.
- Контрольные вопросы