logo search
лекции по туризму

Тема 6. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка

План

1. Определение и классификация социально-экономических ресурсов туризма

2.Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов

3.Инфраструктура транспорта в туризме

4.Инфраструктура размещения и питания туристов

5.Туристские объекты, комплексы и учреждения

  1. Определение и классификация социально-экономических ресурсов туризма

Социально-экономические ресурсы туризма определяются как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в стране или регионе. При этом социально-экономические объекты и явления в процессе организации отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Например, часть населения курортной местности, не вовлеченная в туристскую деятельность, выступает как условие этой деятельности, а часть населения, которая может быть занята в туристских учреждениях, выступает в качестве трудовых ресурсов туристского хозяйства.

Социально-экономические ресурсы туризма подразделяются на шесть основных блоков:

1) информационные ресурсы;

2) трудовые и образовательные ресурсы;

3) финансовые ресурсы;

4) материальные ресурсы;

5) управленческие ресурсы;

6) инфраструктура туризма.

Кратко охарактеризуем каждый из блоков.

Информационные ресурсы туризма образует информация различного рода, которую турист получает в разное время: а) в процессе подготовки к туристской поезде, используя для этого путеводители, справочники, материалы периодической печати, советы друзей, знакомых и родственников; б) в ходе реализации туристской поездки с помощью наблюдений, рассказов экскурсоводов; знакомства с буклетами, картами, путеводителями на месте; в) по окончании туристской поездки с целью углубить и закрепить представления и впечатления от поездки и посещенной стране.

В большинстве стран мира информационным ресурсам туризма уделяется большое внимание. Страны, специализирующиеся на приеме туристов, огромными тиражами издают путеводители по основным регионам и туристским центрам, буклеты, справочники, карты, листовки, каталоги, рекламный материал. Зачастую эти материалы раздаются туристам бесплатно или за символическую плату в информационных киосках, музеях, переходах метро и т.д. Информационное обеспечение туризма на территории РФ пока не получило должного развития.

К трудовым ресурсам туризма относятся кадры туристских предприятий — как штатный персонал, так и работники, привлекаемые для работы в туристский сезон. Сразу следует сказать, что индустрия туризма охватывает огромное количество как основных, так и сопутствующих производств и отраслей экономики. Именно по этой причине учет общего количества занятых в сфере туризма представляется затруднительным.

С трудовыми ресурсами туризма тесно связаны образовательные ресурсы. Необходимым условием для организации туристского предприятия и успешной работы на нем профессиональных кадров является профильное образование. В России и ряде стран мира создано большое количество учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Хороший уровень туристского образования характерен для Швейцарии, Австрии, Германии, Польши, Франции. В России более 300 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Финансовые ресурсы туризма составляют денежные средства, которые могут поступать в сферу туризма и расходоваться различными путями. Существует несколько основных путей поступления денежных средств в сферу туризма: а) инвестированием, которое может быть как государственным, так и частным; б) благодаря доходам от пребывания иностранных туристов; в) с помощью денежных средств, которые могут быть получены от деятельности как основных, так и сопутствующих производств.

Материальные ресурсы составляют основные фонды индустрии туризма. В настоящее время широко используется понятие «материально-техническая база туризма (МТБ)». Под материально-технической базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристских услуг. Материально-техническая база используется только туристами в отличие от инфраструктуры туризма, которая используется как туристами, так и производителями туристских услуг.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, пункты реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и др.

В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы и виды собственности хозяйствующих субъектов.

Управленческие ресурсы достаточно редко включаются авторами в структуру социально-экономических ресурсов туризма. Под ними часто понимают иерархическую структуру управления индустрией туризма, сложившуюся в определенной стране или регионе.

Инфраструктура туризма лежит в основе социально-экономических ресурсов туризма и состоит из пяти взаимосвязанных отраслей: а) транспортно-коммуникационной инфраструктуры; б) инфраструктуры размещения; в) инфраструктуры питания; г) инфраструктуры досуга и развлечений; д) специализированной инфраструктуры.

В рамках данного учебного пособия не рассматриваются трудовые, образовательные, финансовые, материальные и управленческие ресурсы. Все эти группы ресурсов туризма рассматриваются в ряде учебных дисциплин, таких, как менеджмент туризма, управления персоналом, экономика туризма и др.

В предлагаемом учебном пособии подробно рассматривается инфраструктура туризма, которая является, как было сказано, основой социально-экономических ресурсов.

Кратко охарактеризуем каждый из блоков.

  1. Инфраструктура туризма как основа социально-экономических ресурсов

Из истории формирования инфраструктуры туризма. Формирование, потребление и воспроизводство туристских ресурсов непосредственно связано с наличием развитых инфраструктуры и индустрии туризма. В иерархии управления туризмом в бывшем СССР инфраструктура и индустрия туризма были жестко централизованы в нескольких монопольных туристских ведомствах. В этих условиях существовали такие понятия, как единое туристское пространство, единая туристская транспортная система и др.

На балансе туристских организаций были не только объекты индустрии туризма (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные структуры и др.), но и ряд дорожно-коммуникационных объектов инфраструктуры туризма (канатные дороги, фуникулеры, подземный экскурсионный электротранспорт, горноспасательные станции, средства связи и др.).

В условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий индустрии туризма. Это самостоятельные предприятия с разнообразной деятельностью, где туристская деятельность подразумевается «в том числе» и в ряде случаев не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроператорами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта).

Из системы инфраструктуры туризма выведены все предприятия и организации, обеспечивавшие безопасность самодеятельного, походного, спортивного и иных видов туризма; они стали структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Поэтому границы инфраструктуры и индустрии туризма стали условными.

Особое значение при производстве туристских услуг имеет инфраструктура туризма с классической триадой туризма транспорт-приют—развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристских организаций. Непосредственно туристские организации производят в основном информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.). Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма.

Определение инфраструктуры туризма. По законодательно закрепленному определению, инфраструктура туризма — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В более общем понимании инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристский баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения. К инфраструктуре туризма, как особому виду предпринимательской деятельности, предъявляются следующие требования:

• должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;

• должна способствовать возникновению и появлению новых партнерских связей, взаимодействующих с ее составляющими элементами;

• должна быть адекватна потребностям туристских предприятий с учетом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и др.;

• должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости деловых услуг, информированности о реальных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туристского бизнеса;

• должна обеспечивать достоверными и своевременными статистическими данными, а также осуществлять мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг.

Виды и функции инфраструктуры туризма. Во многих страна мира и в России объекты инфраструктуры туризма в самом общем виде подразделяют на три группы:

• основная группа — объекты, предоставляющие основные туристские услуги: размещение, питание, перевозку, экскурсионное обслуживание, услуги туристских фирм;

• дополнительная группа — объекты, существенно дополняющие и повышающие полезность услуг основной группы для потребителей; анимационные услуги, продажа сувениров, фототоваров, информационные услуги, услуги спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.;

• сопутствующая группа — объекты, непосредственно не оказывающие туристских услуг, но создающие определенные удобства для туристов: банковские, финансовые, торговые, медицинские, коммунально-бытовые учреждения.

Благодаря инфраструктуре туризма обеспечивается размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание туристов. Инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.

Наряду с удовлетворением разнообразных туристских потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты.

В целом инфраструктура туризма выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция инфраструктуры туризма: создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная — организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристских комплексов; регулирующая — создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Инфраструктура туризма оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны или региона. Прямое влияние — привлечение средств от услуг туристского предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений; косвенное влияние — межотраслевое взаимодействие.

Критерии оценки инфраструктуры туризма. Каждый компонент инфраструктуры туризма имеет свои критерии оценки. Так, транспортное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава, экологичностью и обустройством. Система связи включает почтово-телеграфную и телефонную связь, вызов аварийного транспорта вдоль автомагистралей и т.д.

Система общественного питания определяется развитием пунктов питания в регионе: ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро, трактиров и др. При этом учитывается общее количество пунктов питания и посадочных мест; равномерность размещения их по территории региона; наличие пунктов питания вблизи туристских центров; техническое оснащение пунктов питания; уровень предлагаемых услуг.

К местам размещения туристов относятся муниципальные и ведомственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы, палаточные лагеря, кемпинги, приюты и т.п. При их оценке учитывается общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов.

Далее мы рассмотрим основные отрасли инфраструктуры туризма, к которым относятся транспортная инфраструктура, инфраструктура размещения и инфраструктура питания туристов. В рамках главы сознательно не рассматривается инфраструктура досуга и развлечений, так как она не относится к определяющей и отличается весьма большим разнообразием типов учреждений.