logo search
Организация прозводства / Конспект лекций МСС 2006

2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции

Туризм делится на 6 видов:

По мнению специалистов, основными факторами определяющими привлекательность туристского региона, являются: доступность региона, его природа и климат, отношение местного населения к приезжим, инфраструктура региона, уровень цен, состояние розничной торговли, спортивные, рекреационные возможности, культурные и социальные характеристики. Последний фактор привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремесла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка, гастрономия.

Условия развития менеджмента в туризме:

- глубокое насыщение рынка услугами, т.е. существование рынка покупателя;

- острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтение потребителей;

- свободный выбор рынков сбыта, деловых партнеров, ценообразование и т.д.;

- свободная деятельность администрации туристической фирмы по формированию стратегии, распределению средств, и т.д.

Из сущности менеджмента туризма вытекают основные принципы – это обстоятельства и требования, лежащие в основе менеджмента и раскрывающие его назначение.

Принципы менеджмента в туризме:

  1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей.

  2. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат.

  3. Комплексный подход к достижению поставленных целей.

  4. Активность и предприимчивость.

Всемирная туристическая организация (ВТО) выделяет 3 главные функции менеджмента в туризме:

Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желает получить сами клиенты.

Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.

Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.

Однако менеджмент расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем менеджментовые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.

Туристический продукт должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристический менеджмент представляет собой последовательные действия туристических предприятий, направленных на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристического менеджмента:

менеджмент в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристическое предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.