4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
Во времена существования СССР законодательной базы для правового управления физкультурой и спортом не существовало. Все основополагающие руководящие решения и принципы вырабатывало советское правительство и коммунистическая партия. Система управления физкультурно-спортивными отношениями поддерживалась партийной дисциплиной и государственными структурами (Галкин В.В., Сысоев В.И., 2003). В условиях тоталитарного государства с огромной властью одного человека, возглавлявшего коммунистическую партию и государство, права спортсменов ничем не гарантировались, профессиональный спорт фактически был вне закона, а управление физической культурой и спортом осуществлялось в соответствии с личными представлениями первых лиц государства. Переход советских спортсменов на работу за границу рассматривался властями как акт предательства (как, например, в случае с фигуристами Л.Белоусовой и О. Протопоповым, хоккеистом А.Могильным и др.). Поражения в международных соревнованиях иногда означали конец спортивной карьеры для атлетов (достаточно вспомнить поражение сборной СССР по футболу от сборной Югославии в 1952 г. и последовавшие за этим «оргвыводы»).
С распадом СССР и обретением Россией своей государственности на демократической основе, положение в физкультурно-спортивной сфере коренным образом изменилось. В новых условиях обществом и физкультурно-спортивной общественностью был остро востребован закон о ФКиС, на основании которого строилась вся система управления отраслью. В 1993 г. в нашей стране появляются «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», которые в 1999 г. сменил Закон РФ «О физической культуре и спорте», а 4.12. 2007 г. был принят и вступил в силу ныне действующий закон №329 с одноименным названием.
С точки зрения содержательной части действующий закон «О физической культуре и спорте» от 2007 г. не улучшает качество управления отраслью двигательной активности, не совершенствует финансирование сферы ФКиС, по-прежнему не содержит критериев оценки деятельности органов управления спортом на местном и федеральном уровне (Галкин В.В., 2011). Во-первых, цели управления, поставленные законодателями, должны находиться в известном соответствии с выделяемыми ресурсами. Нельзя, например, выделив на физкультуру и спорт незначительную сумму денежных средств, требовать, чтобы вся спортивная отрасль в стране действовала безукоризненно. Конечно, было бы неверным сказать, что разработчики ныне действующего закона «О физической культуре и спорте в РФ» не знали этой управленческой аксиомы. Более того, первоначально экспертами и законодателями планировалось надлежащее обеспечение финансовыми ресурсами всей отрасли двигательной активности и спорта. Так, в проекте закона мы встречаем в ст.36 п.2 следующую запись: «Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на физическую культуру и спорт в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования физической культуры и спорта ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции в стране». Однако в утвержденном тексте закона о ФКиС это фундаментальное положение полностью отсутствует. Надо ли говорить, что этот момент сразу же понижает ценность закона на 60-70 %. Второй момент, на котором стоит сфокусировать внимание - это слабый контроль за механизмами реализации положений закона. Основной гарант того, что управление сферой физической культуры и спорта будет происходить так, как это запланировал законодатель - Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. Согласно управленческой реформе 2004 г. российское правительство было реорганизовано таким образом, чтобы министерства не контролировали сами себя. Например, плановые задания на управление спортивной отраслью Минздравсоцразвития выдавал Росспорту (Федеральному агентству по физической культуре и спорту), которое выполняло поручение и докладывало в профильное министерство о проделанной работе. Соответственно, министерство контролировало ход и конечные результаты проделанной работы. Такие функции менеджмента, как организация и контроль реализовались (на бумаге) вполне логично. Однако управление по описанной схеме с промежуточным и конечным контролем так и не было реализовано. Вначале бывший глава Росспорта В.А.Фетисов отверг эту схему, а потом и В. Л. Мутко также не захотел ни перед кем отчитываться. В итоге Минспорттуризма РФ в настоящее время отчитывается само перед собой. Федеральное агентство по физической культуре и спорту не восстановлено и поныне (Галкин В.В., 2011). Третий момент, который будет интересен с точки зрения менеджмента, это система оценки эффективности как самого Минспорттуризма, так и тех работ, которые входят в его компетенцию. Существующая уже более полувека система оценки по количеству физкультурников, построенных спортсооружений и числу работников в отрасли давно нуждается в серьезном обновлении как опережающими индикаторами, так и совершенно новыми показателями. К их числу следует отнести: количество курящих граждан в стране и конкретном регионе (по этому параметру мы, к сожалению, вышли за последние годы на лидирующие позиции в мире); количество людей по возрастным категориям с избыточным весом; количество лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. На наш взгляд, продолжительность жизни населения – также показатель Минспорттуризма, который он делит на условиях паритета с Минздравсоцразвития. И даже подростковую преступность следует увязывать с развитием спорта в стране и на местах.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы