1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
Банковская система, на наш взгляд, все еще переживает процесс становления. Это обусловлено тем, что переход к рыночной экономике в условиях экономической нестабильности идет медленно, с большими экономическими и социальными издержками. В использовании валового внутреннего продукта сохраняется тенденция сокращения доли валового накопления. Затруднена реализация инновационных проектов. Сохраняются многие негативные тенденции в финансовой сфере: рост дефицита бюджета в условиях спада производства, рост цен и валютного курса, нарушения хозяйственных связей и платежного баланса.
Понятно, что невозможно построить эффективно действующую, контролируемую и регулируемую государством рыночную экономику без совершенствования сложившейся банковской системы. Необходимо обобщение опыта работы банков стран с высокоразвитой рыночной экономикой и адаптация позитивных сторон их работы к условиям Республики Беларусь.
Банковская система (БС) в экономике, основанной на рыночных отношениях, выполняет триединую роль:
1) развитая структура коммерческого банка управляет системой платежей;
2) банки, наряду с другими финансовыми посредниками, направляют сбережения населения к фирмам, которые найдут способы оптимального использования денежных фондов;
3) коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой центральных государственных эмиссионных банков, регулируют количество денег, находящихся в обращении в той или иной экономической системе; стабильный или умеренный рост денежной массы – это залог обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.
Основная задача банковской системы на национальном уровне формулируется следующим образом: предоставление кассовых, платежных, инвестиционных, страховых услуг таким образом, чтобы обеспечить:
Достижение фирмам реальных текущих и стратегических целей, преодоление финансовых затруднений по мере их возникновения
Индивидуальным клиентам повседневное и надежное кредитно-финансовое обслуживание, достижение реальных досрочных индивидуальных целей
Правительству и центральному банку – возможность проведения рыночной экономикой политики, включая соблюдение равновесия между частным и государственными секторами экономики, гарантируя справедливые доходы государству, акционерам и служащим.
Разумеется, что значимость указанных факторов будет неодинаковой для отдельных стран и в течение десятилетий. Для РБ может оказаться необходимым диалог между Национальным банком, Коммерческими банками, сберегательными институтами, чтобы заложить прочные основы для эффективной деятельности банков как в кратко-, так и в долгосрочном плане.
Деятельность коммерческих банков в рыночных условиях подвержена риску, который можно разделить на две группы:
Коммерческий, связанный с динамикой спроса потребителей и набора предлагаемых банками услуг, платежеспособностью клиентов, динамикой стоимости валют, ценных бумаг и т.д.
Политический – из-за инфляции на внешних и внутренних рынках, стихийных бедствий, конвертируемости и динамики валютного курса национальной валюты и др.
Для уменьшения риска необходимо поводить регулярный анализ как кредитоспособности клиентов, так и собственной финансовой устойчивости банка. В цивилизованных странах это осуществляется на базе развития активной маркетинговой деятельности.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание