logo search
Организация прозводства / Конспект лекций МСС 2006

3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика

Туристический продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны (например, гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др.)

В широком смысле

Туристический продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристическую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристическим продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

В узком смысле.

Туристический продукт – это услуги каждого конкретного сектора туристической индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора и др.)

Отличительные особенности туристического продукта:

  1. Это комплекс услуг и товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.

  2. Спрос на туристические услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

  3. Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристической услуги.

  4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

  5. Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.

  6. Туристический продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

  7. Не может быть достигнуто высокое качество туристических услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.

  8. На качество туристических услуги оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).

Современный туризм обладает рядом важных особенностей с точки зрения сервиса и организации производства. Спрос на туристические услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом также зависит от политических и социальных условий. Кроме того, спрос на туристические услуги отличается значительными сезонными колебаниями и возможностью насыщения, в результате чего могут быть выделены достаточно четко туристические зоны. С другой стороны, производство в сфере туризма – это производство, которое отличается негибким предложением со стороны большинства предприятий или фирм. Поскольку предложение не является мобильным, и нет возможности создавать запасы, туристические услуги потребляются только на месте. Гостиница, база отдыха не могут быть перенесены в конце туристического сезона в другой регион. Они не могут приспособиться к изменению спроса во времени и пространстве. Такого рода жесткость объясняется значительной долей основного капитала в общих издержках и структуре пассива туристических предприятий. Именно на основной капитал приходится важнейшая часть финансовых расходов. Подобная жесткость одинаково невыгодна как самому туристу, который вследствие этого платит дороже, так и стране или региону, которые не могут быть использовать имеющиеся основные фонды в течение всего года.