2.2. Методы обучения
Методы обучения и тренировки волейболиста разнообразны и имеют важное значение для поддержания здоровья, развития физических качеств, овладения двигательными навыками и их совершенствования.
В построении обучения и тренировках надо использовать разнообразные методы, учитывая особенности занимающихся, их возраст, подготовленность, а также условия проведения занятий.
В зависимости от задач и конкретных условий предпочтение отдается тем или иным методам. В процессе обучения и тренировки используют следующие группы методов:
1. Наглядные: показ упражнения тренером, на схеме, макете, просмотр видеофильмов, фотографий, рисунков, просмотр соревнований, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях.
2. Словесные основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых. Они включают рассказ, беседу, объяснение, указание, убеждение, замечания, лекцию, доклад, описание, разбор, задание, команды, подсчет и оценку.
3. Практические. Метод упражнения: повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный. Известны еще методы, которые используются для решения конкретных задач.
В группах, где основная задача – укрепление здоровья, повышение работоспособности, все перечисленные методы имеют свое место и широко используются неравномерно, предпочтение отдается игровому, соревновательному, непрерывному и повторному.
Показ важен тем, что дает возможность получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Тренер должен выбирать место так, чтобы он был хорошо виден всем. Демонстрировать прием надо неторопливо, четко; сосредоточить внимание занимающихся на основных деталях. Следует также указывать на типичные, наиболее часто встречающиеся ошибки в исполнении данного технического приема.
Показ, как правило, всегда сопровождается объяснением, что помогает более четко представить изучаемый технический прием. С помощью наглядных и словесных методов создается общее представление об изучаемом приеме или упражнении. Для того, чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все они включают в себя отдельные составные части или приемы, совокупность которых и представляет собой метод в его целостности. Например, метод многократного повторения движений включает следующие приемы:
а) показ;
б) опробование;
в) повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка;
г) выполнение приема в усложненных условиях.
И все другие используемые методы можно разложить подобным образом. На этапе предварительного обучения при освоении игры у занимающихся формируются конкретные двигательные навыки, которые изучают в соответствии со стадиями формирования двигательного навыка. При разучивании приема должна соблюдаться такая последовательность:
а) ознакомление с приёмом;
б) разучивание приема в упрощенных условиях;
в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;
г) закрепление приема в игре.
- Обучение технике и тактике игры в волейбол и её совершенствование.
- Рецензент:
- Содержание
- Введение
- Глава I. Волейбол в системе физической культуры
- Правила игры Общие правила
- Блокирование
- Принципы комплектования стартового состава
- Глава II. Основы тренировки в волейболе
- 2.1. Принципы спортивной тренировки
- Принцип воспитывающего обучения
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности
- Принцип доступности
- Принцип прочности
- Принцип повторности
- Принцип постепенности
- Принцип индивидуализации
- Принцип всесторонности
- Принцип волнообразности
- 2.2. Методы обучения
- Игровой метод
- Соревновательный метод
- Сопряженный метод
- Метод круговой тренировки
- 2.3. Средства тренировки
- Глава III. Характеристика и классификация техники игры
- 3.1. Техника нападения
- Техника владения мячом
- Возможные ошибки
- Техника подач Нижняя прямая подача мяча
- Возможные ошибки
- Подводящие упражнения
- Нижняя боковая подача
- Верхняя прямая подача
- Возможные ошибки
- Верхняя боковая подача
- Нападающий удар.
- Прямой нападающий удар
- Возможные ошибки Разбег
- Подготовительная фаза
- Рабочая фаза
- Завершающая фаза
- Подводящие упражнения Обучение разбегу и прыжку
- Обучение ударному движению
- Обучение нападающему удару с разбега в прыжке
- 3.2. Техника защиты.
- Стойки и перемещения
- Упражнения на развитие скоростных качеств и быстроты ответных действий
- Техника владения мячом
- Прием мяча двумя руками снизу
- Возможные ошибки
- Подводящие упражнения
- Блокирование
- Возможные ошибки
- Упражнения для развития прыгучести
- Глава IV. Характеристика и классификация тактики игры
- 4.1. Тактика игры в защите
- Тактические действия в защите: игра углом вперед
- 4.2. Тактика игры в нападении
- Комбинации
- Красивая и эффектная комбинация, зеркальная «кресту», двойка бежит на «стрелку», тройка на «метр», четвёрка задействуется по необходимости, аналогично предыдущим комбинациям. Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения Словарь терминов в волейболе
- Официальные жесты судей
- Официальные жесты судей на линиях флагами