3. Жизненный цикл клубной деятельности
В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы. Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов деятельности, от площади помещений, от степени гибкости и многофункциональности их использования. Чем меньше населенный пункт, тем выше степень комплексности клуба.
Клуб в черте города следует рассматривать как элемент формирования общественного центра города. Интеграция видов деятельности в нем и ее кооперация с предприятием обслуживания населения повышает качество досуговой деятельности и расширяет возможности социальных контактов.
При анализе клубной деятельности изучается число участников, состав и число групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство. Социально-демографическая структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации, модели поведения. Общие ценностные ориентации, интересы, увлечения, симпатии позволяют говорить о наличии в клубе социально-психологической структуры участников. Возможны и иные структуризации участников и клуба, подчеркивающие различные виды социальных отношений - становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.
Клубная деятельность характеризуется рядом признаков, может рассматриваться в различных аспектах, следовательно возможно формировать множество групп показателей жизненного цикла клубного движения. Например, при устаревании идеи образования клуба снижается посещаемость проводимых мероприятий, теснота контактов. Клуб в качестве деятельности прекращает существование. Организаторов клубного движения должен волновать не только вопрос исчерпаемости идей, движущих образованием клубного движения. Важна смена устаревающего движения на новое. Циклический характер развития клубного движения поддерживается явлением обратной связи: функционирование клуба порождает новые знания и возможности их применения для смены устаревающей идеи. В целом, организация рациональной смены деятельности в масштабах существующего клубного помещения ведет к росту эффективности клубного дела.
Недооценка жизненного цикла клубного движения в СССР приводила к противопоставлению формально регламентированной деятельности клубов и неформального движения. Каждая стадия клубного движения требует особых принципов организации, методов управления. Не для всех стадий развития клубного движения нужно предусматривать специальное помещение.
Клубная деятельность нуждается в прогнозировании. Для прогнозирования важна достоверность — и с этой позиции прогноз должен разрабатываться по имеющимся данным о фактическом состоянии клубного движения. При этом следует абстрагироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. С другой стороны, при многообразии перспектив развития клубного движения следует опираться на те из них, которые, видимо, сбудутся. Будущее клубного движения считается закономерным результатом предшествующего развития, однако оценивается в связи с такими характеристиками, как «неопределенность», «поиск», «риск». Целесообразно выделять социально-психологическую, познавательную, организационную, развлекательную, рекреационную функции клубной деятельности и прогнозировать их развитие.
4. Классификация клубов
Различия между клубами характеризуют два элемента: типы участников и цели объединения.
Традиционная классификация клубов подразделяет на ландшафтные и городские, принимая за основу такого деления их месторасположение. С этим делением связаны и размеры собственности, находящиеся в ведении клубов.
Городские клубы не являются владельцами и работают на арендованной площади. Они склонны к коммерческим операциям преимущественно в сфере ресторанного обслуживания, что ограничивает возможности занятий спортом для их членов.
Ландшафтные клубы (иногда их называют сельскими) расположены в пригородной зоне, где земли много, и она не так дорога. Поэтому эти клубы имеют возможность предложить широкий перечень спортивных мероприятий, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.
Здесь также есть хорошие рестораны и небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.
Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает другие клубы, такие как яхт – клубы, теннисные, военные и различные гуманитарные объединения людей.
Ниже будет приведена классификация в более развернутом виде.
Рис. 10 Классификация клубов
Загородные клубы размещены в пригородной зоне или сельской местности, они
как правило, хорошо оборудованы для занятий спортом. Обычно это гольф, но некоторые специализируются на теннисе и плавании. Кроме того, многие клубы создают для своих членов возможности заняться и чем-то еще, кроме гольфа: верховой ездой, карточной игрой, аэробикой и т.д.
Почти все загородные дома имеют одну или более комнат для отдыха с удобными креслами, диванами, а также ресторан. Во многих клубах есть все для организации банкетов. Часто гости расплачиваются за себя и своих гостей в конце месяца. Банкетное оборудование используется во время официальных банкетов и неформальных вечеринок, обедов, танцев, свадеб. В некоторых клубах взимается чрезмерно высокий вступительный взнос (в некоторых случаях до $250000), чтобы сохранить эксклюзивность заведения.
Городские клубы обычно отличаются большой деловитостью, могут быть самыми разнообразными по размерам помещения, по направленности, по предлагаемым видам услуг. Некоторые, особенно те, что существуют уже много дет, имеют собственное помещение, другим приходится арендовать. Клуб не может существовать, если он не может подстроиться под вкусы своих членов. Как уже говорилось, городские клубы делятся на следующие категории:
-
профессиональные
-
элитарные
-
спортивные
-
обеденные
-
университетские
-
военные
-
яхт-клубы
-
товарищества
-
корпоративные
Профессиональные клубы, как явствует уже из самого объединяют людей одной профессии.
Элитарные клубы предоставляют своим членам возможность пообщаться друг с другом. Члены могут быть представители разных профессий, но более или менее одной социально - экономической формации. Социальные клубы во многом копируют знаменитые лондонские клубы, принадлежать к которым могли только истинные джентльмены и потому там считалось дурным тоном разговаривать о делах.
Спортивные клубы дают горожанам возможность поплавать, поиграть в теннис и т.д. В некоторых городских спортивных клубах из-за дефицита помещения беговые дорожки и спортивные площадки находятся прямо на крыше закрытого теннисного корта. Обычно в клубах есть комнаты отдыха, бар и ресторан, где спортсмены могут расслабиться и пообщаться друг с другом. В некоторых спортивных клубах есть даже комнаты, где можно вздремнуть.
Обеденные клубы расположены, как правило, в больших офисных зданиях. Часто членство в них предлагается работникам других контор, которые арендуют помещение в том же здании. Обычно эти клубы открыты в обеденные часы, а иногда и вечерние.
Университетские клубы учреждаются, как правило, бывшими выпускниками. Обычно они расположены в престижных районах города и предлагают своим членам самые разнообразные развлечения, но главное внимание уделяется хорошей кухне и выпивке.
В военные клубы принимаются представители как сержантского, так и офицерского состава. Как и клубы других типов, имеют все необходимое для того, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься, а также выпить и закусить. Хотя офицерские клубы располагаются на территории базы, в последние годы они все чаще и чаще приглашают штатских людей для руководства и обслуживания клуба.
Главная задача яхт-клуба - содержать в порядке причал, где яхты членов клуба. Яхт-клубы имеют комнаты отдыха, бары и пищеблок, как и в других клубах. Морская тема, разумеется, доминирует в оформлении яхт-клубов, и именно это привлекает новых членов: к какой бы профессии и социальной прослойке они ни принадлежали, всех их сближает любовь к морю.
Среди товарищеских клубов есть весьма специфические объединения, например «Ветераны иноземных войн» и «Лоси», помогающие бывшим товарищам по оружию и организующие поддерживающие благотворительные акции в их поддержку. Хотя клубы не имеют столь многообразного оборудования для различных видов отдыха, но приличные бары и банкетные залы, как правило, все же имеются.
Корпоративные клубы ориентированы на организацию не отдыха, сколько прибыли. Как правило, они принадлежат корпорациям. Частные лица покупают в них членство, а не собственности. Эти клубы стали популярны в период бума на рынке недвижимости 1970 - 1980 годов, когда им удалось войти в некоторые проекты жилищного строительства. Жильцы платили небольшой вступительный взнос и членские месячные взносы в пределах от $30 до $50, за что всей семьей получали возможность пользоваться благами клуба.
Также существуют и рекреационные клубы, основной задачей которых является содействие удовлетворению потребностей своих членов в восстановлении физических, психологических и интеллектуальных сил, предоставляя услуги для отдыха и возможность заниматься физкультурой, спортом и т.д.
- Тема 1: Рекреационный бизнес и индустрия досуга
- Сущность рекреационного бизнеса
- Задачи организации досуга на туристском рынке.
- Классификация предприятий досуга
- 4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Театры и киноконцертные залы
- Основные понятия
- Классификация театров и киноконцертных залов.
- 4.Инфраструктура многоцелевых залов.
- Тема 3. Игра как разновидность развлечений и организация игр для туристов.
- Признаки классификации игр
- 2. Математическая теория азартных игр и расчет вероятности благоприятного результата. Формула успеха
- 3. Организация и правила игры в рулетку.
- Оборудование
- Разметка игрового поля
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Массовые виды индустрии досуга
- Характеристика массовых видов досуга в деятельности туристических предприятий
- 2. Персонал и оборудование дискотек Дискотека – форма организации досуга, которая основана на использовании в программе музыкальных фонограмм.
- При организации дискотеки необходимо учитывать
- Контрольные вопросы Контрольные вопросы
- Тема 5. Клуб как коллективная форма организации досуга.
- Понятие «клуб» и клубная деятельность
- 2. Состав помещений клуба и их значение как центра досуга
- 3. Жизненный цикл клубной деятельности
- 5. Членство клубов
- Владельцы клубов
- Клубы и бизнес.
- Доходы ландшафтных и городских клубов
- 2. Элементы системы владения отдыхом
- 3. Специфика туристского продукта в системе владения отдыхом
- 1. Пляжный:
- 2. Горнолыжный:
- 3. Гольф-клуб:
- Тема 7. Парки как сегмент индустрии
- Сущность парков, их назначение
- Классификация парков.
- 3. Организация деятельности тематических и общественных парков.
- 4. Международный опыт управления тематическими парками
- Персонал тематических парков.
- Управление аттракционами.
- Управление общественным питанием и мелкой розничной торговлей
- Тема 8. Музеи и музейное дело
- Понятие, значение и функции музеев.
- Сеть музеев и классификация музеев. Классификация музеев
- Состав помещений и их назначение.
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Организация досуга в гостиницах и туристских комплексах
- Формы досуга в туристских учреждениях
- Методика организации спортивно – игровой деятельности на туристских предприятиях
- 3. Характеристика подразделений, которые организовывают досуг гостей в гостиницах и гостиничных комплексах
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Анимация в менеджменте обслуживания туристов.
- 1. Понятие «анимация» в туризме.
- 2. Анимационные программы и тематические парки.
- 3. Непосредственная анимация отдыха туристов в гостиницах и курортах.
- 4. Методические основы анимационного туроперейтинга.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Игорный бизнес как сегмент индустрии досуга.
- 1. Сущность и цель деятельности казино
- 2. Состав помещений и их назначение.
- Контрольные вопросы