Социальная сфера и ее структура
Социальная сфера – это совокупность отраслей и организаций, выполняющих функцию удовлетворения потребностей населения в различных социальных благах и услугах.
Социальная сфера включает в себя различные отрасли народного хозяйства, относящиеся к непроизводственной сфере и частично – к материальной сфере производства. Данная сфера представляет свои блага преимущественно в виде услуг. В развитых странах в этой сфере занято более 50% трудовых ресурсов. Она является важным составным элементом экономики любой страны, т.к. обладает значительным мультипликативным эффектом, благодаря которому ее функционирование воздействует на деятельность многих отраслей экономики.
Рынок услуг специфичен, он обладает следующими особенностями:
высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер;
высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла;
высокая чувствительность услуг к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью их складировать, транспортировать, изготавливать впрок, осязать;
индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, их невзаимозаменяемый характер;
высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли;
неопределенность результата при оказании социальных услуг и др.
К социальной сфере относятся следующие виды деятельности [1, с.30]:
оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;
гостиничный и ресторанный бизнес;
транспортное, складское хозяйство и связь;
финансовое посредничество – страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;
государственное управление и социальные услуги;
образование;
здравоохранение;
деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Структура социальной сферы – это соотношение и взаимосвязи отдельных входящих в нее секторов и отраслей.
Различают отраслевую и секториальную структуры социальной сфеы. Отраслевая структура характеризуется многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Секториальная – предусматривает , что входящие в состав социальной сферы организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание