2. Классификация двигательных ошибок
.Двигательные ошибки можно классифицировать в соответствии с различными критериями, по различным признакам.
1. Критерием классификации является принципиальная роль, которую играют двигательные ошибки при выполнении упражнений.
Техническими двигательными ошибками целесообразно называть такие, которые существенно и непосредственно связаны с техникой выполнения упражнений, т. е. энергетически значимые и координационно значимые ошибки. Эти две ветви включают в себя:
1) ошибки энергообеспечения—такие, которые влекут за собой недостаточность силового, скоростного, собственно энергетического обеспечения нормального запроса упражнения; 2) ошибки энерготрат—такие, которые влекут за собой повышение или «незаконное» (идущее вразрез с канонами вида спорта; например, значительное сгибание ног при выполнении сальто прогнувшись) понижение силового, скоростного или энергетического запроса упражнения; 3) ошибки локализации усилий в звеньях биодинамических цепей; 4) ошибки в создании и утилизации реактивных сил и моментов в биодинамических целях; 5) ошибки восстановления энергетических ресурсов организма (что требует расслабления мышц, свободного дыхания и др.); 6) точностные ошибки—такие, которые определяют отклонения точностного характера в движениях и действиях, где точность важна: ошибки направления движения, его размаха, дозирования усилий, ошибки; в точностных элементах позы; 7) ошибки сочетания движений и действий (включая мышечные напряжения) в пространстве; 8) ошибки сочетания движений и действий (включая мышечные напряжения) во времени; 9) ошибки организации опорных взаимодействий (обеспечения условий, необходимых дли уверенного контакта с опорой); 10) ошибки управления устойчивостью тела (как сохранения или восстановления устойчивости, так и выведения из устойчивого состояния для перехода к активным перемещениям); 11) ошибки оптимизации условий действий партнера и «пессимизации»1 действий противника.
Тактическими двигательными ошибками целесообразно называть такие, которые существенно отражаются на решении тактических задач, не будучи тесно связаны с техникой выполнения упражнений. Имеются в виду ошибки в двигательном обеспечении афферентации обратной связи, в двигательной профилактике травм и в двигательных тактических взаимодействиях с партнером и противником. В первую из названных ветвей входят:
1) ошибки двигательного обеспечения зрительной афферентации (расположение головы и движения ею относительно туловища, наблюдаемого объекта, Земли);
2) ошибки двигательного обеспечения проприорецептивной афферентации контакта с другими телами (хват за снаряд, способ контакта с противником и т. п.); 3) ошибки двигательного обеспечения кинестезического и вестибулярного контроля собственных движений. Вторая ветвь включает: 4) ошибки, влекущие за собой удары или чрезмерное давление на ткани тела, резкое и чрезмерное повышение нагрузки на напряженные мышцы; 5) ошибки, влекущие за собой чрезмерное растягивание сустава («отрывание» одного звена от другого), нарушение границ подвижности того или иного сустава; 6) ошибки самостраховки при переключении на выполнение «программы SOS». Состав третьей ветви: 7) ошибки подготовки к активным действиям (к атаке противника, к помощи партнеру, к приему неожиданной передачи и т. д.); 8) ошибки подготовки к отражению атак противника, к преодолению внезапных осложнений двигательной ситуации; 9) ошибки двигательной информации, передаваемой партнеру; 10) ошибки сохранения двигательной информации от противника и ошибки его дезинформации.
Фоновые двигательные ошибки — все ошибки, не входящие в число технических или тактических, поскольку они существенно не сказываются на энергетике выполнения упражнений, на управлении движениями и на работоспособности спортсмена. Их можно разделить на малозначимые и существенные только с точки зрения эстетики — эстетически значимые. Эти две ветви составляют: 1) ошибки позы; 2) ошибки ориентации тела; 3) ошибки телодвижений; 4) ошибки передвижений; 5) ошибки тонизации мышц; 6) ошибки ритма.
В процессе тренировки в первую очередь следует избавляться от технических ошибок, затем от тактических и лишь потом заниматься фоновыми (имеется в виду работа над одним упражнением). Предлагаемая классификация может помочь лучше разобраться в двигательных ошибках с позиций управления движениями. Она акцентирует внимание на последствиях ошибки.
Что касается фоновых ошибок, то их анализ целесообразен в основном в видах спорта, связанных с эстетическим восприятием движений. Но не только.
Нельзя забывать, что рациональная техника упражнения при ее правильной реализации выглядит эстетично. Отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок. Иной раз такой подход позволяет констатировать наличие ошибки в тех случаях, когда признаки ее «замаскированы» и трудно поддаются прямому наблюдению и даже просто обнаружению. Кроме того, любое отступление от общепринятой или свойственной данному спортсмену формы движений, общей картины движений, их ритмического рисунка дает основание для тщательного анализа выполнения упражнения, даже если эффективность его сохранилась на обычном уровне: здесь может таиться зачаток двигательной ошибки либо путь к выявлению неизвестных резервов совершенствования выполнения упражнения.
2. По причинам возникновения двигательные ошибки можно разбить на пять главных групп (схема 12), каждая из которых включает в себя 3—5 подгрупп.
В группу ошибок из-за двигательной недостаточности входят; 1) ошибки из-за недостаточности развития физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости (их общих и локальных проявлений); 2) ошибки из-за координационной недостаточности, неспособности легко
преодолеть трудности сочетания в данном упражнении движений и мышечных напряжений (сюда же несколько условно можно отнести трудности точностного характера); 3) ошибки, связанные с особенностями телосложения спортсмена; 4) ошибки, возникшие из-за навыковой бедности — имеется в виду как недостаточный общий багаж двигательных навыков, так и недостаточный багаж навыков, близких к осваиваемому (подразумевается и неудовлетворительное владение рядом этих навыков, и отсутствие их у данного спортсмена).
Группа ошибок из-за дефектов обучения делится тоже на четыре подгруппы: 5) ошибки, являющиеся результатом обучения неправильной технике выполнения упражнения (неверные представления о технике упражнения, освоение неверных способов ее реализации, то и другое вместе); 6) ошибки из-за дефектов и просчетов методики обучения, в том числе из-за пренебрежения дидактическими принципами, из-за плохого материально-технического оснащения тренировочных занятий, из-за подбора «нестандартных» партнеров и противников и т. п.;
7) ошибки, вызванные нежелательным переносом ранее выработанного навыка; 8) ошибки, закрадывающиеся в ранее хорошо освоенные навыки из-за неудовлетворительного контроля над выполнением упражнения (мало внимания или неумение контролировать).
Группа психогенных ошибок: 9) ошибки из-за неудовлетворительного самоконтроля за выполнением упражнения; 10) ошибки из-за специфики психологических условий выполнения упражнения (особенности соревновательной ситуации, неожиданный сильный внешний раздражитель, какие-то особенности поведения тренера и т. д.); 11) ошибки, вызванные неуверенностью в себе или в партнере, опасениями неудачи выполнения упражнения или действия (в том числе влекущей за собой удачу противника или травму), чувством страха (из-за опасности падения, травмы, неудачи при выполнении ответственного действия);12) ошибки,связанные с эмоциональной напряженностью или психическим утомлением; 13) ошибки, возникающие в результате неверной, в чем-то неполноценной психологической либо двигательной установки.
Группа ошибок из-за необычности условий: 14) ошибки из-за особенностей внешних условий двигательной деятельности (плохая освещенность, духота, ветер, оттепель на лыжне, неисправность костюма, плохая магнезия, нестандартные снаряды и др.); 15) ошибки, связанные с «неудобными» или неожиданными особенностями партнера или противника; 16) ошибки, вызванные особенностями регламентации деятельности (неудобное время соревнований, утомление из-за недостаточных интервалов между встречами или подходами, нехватка времени для разминки и опробования снаряда, чрезмерные интервалы между подходами и т. п.).
Группа случайных ошибок: 17) ошибки, не спровоцированные внешними факторами (спонтанные); 18) ошибки, вызванные случайными внешними факторами (какой-либо внезапный шум, случайно замеченное знакомое лицо и т. д.); 19) ошибки, вызванные совпадением внешних и внутренних случайных факторов, которые порознь не вызвали бы ошибки; 20) не объясненные ошибки.
Данная классификация призвана помочь отысканию причин ошибок и устранению этих причин. Конечно, реальные причинные связи обычно много сложнее, чем на схеме.
Того же типа классификация, но только акцентирующая внимание на делении ошибок в педагогическом плане: Типовые ошибки—это ошибки, связанные с типовыми, характерными для любой двигательной деятельности энергетическими и координационными трудностями. Типичные ошибки—часто возникающие, характерные для данного упражнения или действия. Характерные ошибки—часто возникающие у данного спортсмена в сходных двигательных ситуациях, характерные именно для него. Внешнеситуационные ошибки—появляющиеся в связи с особенностями внешних условий двигательной деятельности. Внутреннеситуационные ошибки—такие, причиной которых является необычность, особенность состояния спортсмена (эмоциональное состояние, утомление, несобранность и т. д.). Неопределенные ошибки—те, которые обнаружены, но не поддаются распознаванию. Необъясненные систематические ошибки—распознанные ошибки, причины которых пока не поддаются выявлению. Случайные ошибки—появляющиеся редко, бессистемно и по непонятным или случайным причинам.
3. Принципиальное значение имеет классификация двигательных ошибок по их причинно-следственным связям, потому что при анализе реализованной техники упражнения необходимо находить самые «глубокие» ошибки, являющиеся причиной тех, что «лежат на поверхности» и легко заметны. Нужно путем анализа продвигаться по причинной цепи к ее началу, к ошибке-основанию, а найдя ее, последовательно избавляться сначала от нее, затем, продвигаясь снова по причинной цепи, но только в обратном направлении,—от производных ошибок всех порядков, кончая ошибкой эффекта.
При этом надо иметь в виду, что установление действительных причин двигательной ошибки нередко представляет собой сложную задачу. Причинно-следственная цепь ошибок бывает многозвенной, подлинные причины ошибки иной раз замаскированы какими-то их следствиями, т. е. производными от них ошибками. Между тем ошибка в определении ошибки-основания (первичной ошибки) логически влечет за собой применение неэффективной методики преодоления обнаруженной ошибки (обычно ошибки эффекта). Иной раз это может привести к ее закреплению или даже усугублению.
4.Несколько иной характер носит другая, совсем простая, классификация, отражающая ожидание ошибки: двигательные ошибки делятся на систематические (постоянно проявляющиеся), периодические (периодически проявляющиеся, т. е. регулярно, но далеко не всегда) и одиночные (редкие, нерегулярные и потому почти не ожидаемые).
5. Для контроля и самоконтроля за двигательной деятельностью далеко не безразлична степень осознаваемости двигательных ошибок. Не безразлична она и для работы над их исправлением. Одна из возможных классификаций по этому признаку дана на схеме 17.
Схема 17. Классификация двигательных ошибок по степени их осознаваемости:
1 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом; 2 — косвенно определяемые; 3 — непосредственно самонаблюдаемые спортсменом и косвенно определяемые; 4- обнаруживаемые; 5—понимаемые, самонаблюдаемые и определяемые не полностью; 6 — полностью понимаемые и определяемые, но несамо-наблюдаемые; 7 — полностью самонаблюдаемые и определяемые, но не полностью понимаемые; 8 — не полностью понимаемые и определяемые; 9 — в связи с неумением анализировать; 10—из-за сложности ситуации; 11—из-за невнимательности
6. Коррекция, компенсация, преодоление ошибок— важнейшие задачи, решению которых также могут в какой-то мере помочь совсем простые классификации: они облегчают, например, передачу знаний в этом вопросе, обмен опытом, планирование подготовки, оценку целесообразности включения в программу того или иного упражнения и т. д. Во многих случаях качественного анализа могут оказаться полезными совсем простые, естественные деления ошибок на группы:
— по степени возможной компенсации: компенсируемые, частично компенсируемые, некомпенсируемые;
— по коррективности: корректируемые, частично корректируемые, некорректируемые;
— по «стойкости»: спонтанно исчезающие, нестойкие, стойкие.
Конечно, понятие «компенсативность» в достаточной мере условно: ни одну двигательную ошибку полностью компенсировать нельзя (в данном действии), так что имеется в виду возможность лишь в основном ее компенсировать. Говоря о спонтанно исчезающих ошибках, следует иметь в виду такие, которые ликвидируются в процессе повторения упражнения без специальных методических усилий.
7. Ошибки формируются по-разному: внезапно; постепенно внедряясь в исполнение и формируясь; периодически возникая и исчезая, но с тенденцией к углублению и закреплению. По характеру появления ошибки можно делить на первичные—возникающие с самого начала при обучении, и вторичные — возникающие уже после того, как упражнение было разучено и выполнялось без данной ошибки. Можно сгруппировать и таким способом: 1) первичные ошибки—ошибки незавершенного освоения упражнения или действия, возникшие как результат неполного преодоления трудности его выполнения; 2) внесенные ошибки — привитые неверным обучением в начальной его стадии либо уже после освоения без данной ошибки; 3) сочетательные — возникшие в связи с трудностями (либо изменением двигательной ситуации) при сочетании нескольких действий (одновременно или последовательно); 4) переносные—возникшие в результате невольного переноса в чем-то сходного, но неадекватного навыка; 5) отраженные—появившиеся как побочный, косвенный результат другой двигательной ошибки, ее влияния, активизировавшего тенденцию к возникновению данной ошибки, не проявлявшуюся по той или иной причине; 6) угасательные—связанные с угасанием навыка; 7) спонтанно искажающие—появившиеся спонтанно и искажающие навык.
8. С позиций механики ошибки можно делить на геометрические—ошибки позы, ориентации тела в пространстве и относительно какого-то выбранного объекта, в геометрической форме движений; кинематические—ошибки в траекториях и направлениях движений, в их скоростях и ускорениях; ритмические—ошибки в сочетании движений, действий, пауз во времени; динамические—ошибки в характере, локализации и величине мышечных напряжений, в образовании моментов сил, в формировании статических моментов и моментов инерции. Ошибки, входящие в первые три группы, непосредственно наблюдаемы и со стороны, и самим спортсменом; входящие в четвертую группу — непосредственно наблюдаемы только самим спортсменом, со стороны же могут быть замечены и оценены только путем умозаключений, опирающихся на наблюдение видимых результатов-следствий этих ошибок, т. е. производных ошибок.
9. По значимости двигательные технические ошибки удобно классифицировать с использованием шести градаций: разрушающие (действие или упражнение оказывается из-за такой ошибки невыполненным), грубые, значительные, существенные, мелкие, несущественные.
- Биомеханика Курс лекций
- 5. Кинематические характеристики движений человека…………………………………………………..41
- 6.Динамические характеристики движений человека……………………………………………………...49
- 1.1.Движение как форма бытия материи.
- 1.2. Формы движения материи
- 1.3. Движения человека
- 2. Предмет биомеханики
- 2.1. Объект познания
- 2.2. Область изучения
- 3. Задачи биомеханики
- 3.1. Общая задача изучения движений
- 3.2. Частные задачи биомеханики
- 4. Содержание биомеханики
- 4.1. Теория биомеханики
- 4.2. Метод биомеханики
- 4.3. Связи биомеханики с другими науками
- Тема 2.Развитие биомеханики как науки
- 1.История развития биомеханики
- 2.Предпосылки возникновения биомеханики
- 2.1. Развитие физических знаний
- 2.2. Биологические предпосылки биомеханики
- 2.3. Разработка методик изучения движений
- 2.3.1. Механические устройства
- 2.3.2. Светохимичесная регистрация
- 2.3.3. Электротехническая аппаратура
- 3. Становление теории биомеханики
- 3.1. Механическое направление
- 3.2. Функционально-анатомичесное направление
- 3.3. Физиологическое направление
- 3.4. Системно-структурный подход
- 4. Современный этап развития биомеханики
- 4.1. Теоретические основы
- 4.2. Методики исследования
- 4.3. Практическое применение
- 4.4. Биомеханика физических упражнений
- Тема 3. Топография тела человека
- 1.Общие данные о теле человека
- 2.Оси и плоскости
- 3.Краткие данные о центре тяжести тела человека
- 4.Организм, орган, система органов, ткани
- 5.Клетки и ткани организма. Строение и функция тканей
- 6.Спинной мозг. Позвоночник
- 7.Механизм движений туловища и головы
- 8.Движения позвоночного столба и головы
- 9.Механизм движений верхней конечности
- 10.Некоторые данные о конституции человека
- 11.Нервная регуляция позы и движений
- 12.Функциональный анализ положения человека в позе стоя
- Тема 4. Тело человека как биомеханическая система
- 1. Механические свойства звеньев и их соединений
- 1.1. Виды нагрузок и характер их действия
- 1.2. Упругие деформации
- 2. Соединения звеньев
- 2.1. Кинематические пары
- 2.2. Кинематические цепи
- 2.3. Степени свободы движений
- 2.4. Геометрия движений
- 3. Звенья как рычаги
- 3.1. Виды рычагов в теле человека
- 3.2. Условия сохранения положения звеньев и их движения как рычагов
- 3.3. «3Олотое правило» механики1 в движениях человека
- 4. Биомеханические свойства мышц
- 4.1. Механические свойства мышц
- 4.2. Режимы работы мышц
- 5. Механическое действие мышц
- 5.1. Величина и направление тяги мышцы
- 5.2. Результат тяги мышцы
- 5.3. Виды и разновидности работы мыши,
- 6. Групповые взаимодействия мышц
- 6.1. Рабочие и опорные напряжения
- 6.2. Взаимодействующие группы мышц
- 6.3. Взаимодействие групп мышц при разных сопротивлениях
- Разгибатель
- 6.4. Перераспределение напряжений мышц
- Тема 5. Кинематические характеристики движений человека
- 1. Системы отсчета расстояния и времени 2. Пространственные характеристики 3. Временные характеристики 4. Пространственно-временные характеристики 5. Кинематические особенности движений человека.
- 1. Системы отсчета расстояния и времени
- 1.1. Выбор тела отсчета
- 1.2. Начало и направление отсчета расстояния
- 1.3. Единицы отсчета расстояния
- 1.4. Начало и единицы отсчета времени
- 2. Пространственные характеристики
- 2.1. Координаты точки, тела и системы
- 2.2. Перемещение точки, тела и системы
- 2.3. Траектория точна
- 3. Временные характеристики
- 20.1. Момент времени
- 3.2. Длительность движения
- 3.3. Темп движений
- 3.4. Ритм движений
- 4. Пространственно-временные характеристики
- 4.1. Скорость точки и тела
- 4.2. Ускорение точки и тела
- 5. Кинематические особенности движений человека
- 5.1. Составное движение и его составляющие
- 5.2. Сложение скоростей и ускорений в составном движении
- 5.3. Изменение скоростей в движениях человека
- Тема 6.Динамические характеристики движений человека
- 1. Инерционные характеристики
- 1.1. Понятие об инертности
- 1.2. Масса тела
- 1.3. Момент инерции тела
- Радиус инерции — это сравнительная мера инертности данного тела относительно его разных осей. Он измеряется корнем квадратным из отношения момента инерции относительно данной оси
- 2.Силовые характеристики
- 2.1. Сила
- 2.2. Момент силы
- 2.3. Действие силы
- 3. Внешние относительно системы силы
- Внешние относительно системы силы — мера воздействия на нее объектов окружающей среды.
- 3.1. Сила тяжести и вес
- 3.2. Силы инерции внешних тел
- 3.3.Силы сопротивления среды
- 3.4. Реакции опоры
- 3.5. Силы трения
- 3.6. Силы упругой деформации
- 4. Внутренние относительно системы силы
- 4.1. Силы мышечной тяги
- 4.2. Силы пассивного противодействия
- 5.Динамические особенности в движениях человека
- 5.1. Роль сил в движениях человека
- 5.2. Совместное действие сил
- Тема 7.Биодинамика двигательных качеств
- 1.Биологические и физиологические механизмы развития двигательных качеств
- 10 20 30 40-10-2 Сила, н
- 2.Характеристика двигательных (локомоторных) качеств
- Расстояние между полосами, мк
- 3.Сила. Силовые качества
- 4.Развитие силы и ее измерение
- 5.Методика развития (тренировка) силы мышц
- Сплошная линия — данные мужчин; пунктирная — данные женщин. По горизонтали — суставной угол; по вертикали — сила (в фунтах)
- 7.Физическая работоспособность.
- 8.Развитие быстроты
- 1.Предельная скорость одиночных движений.
- 2.Максимальный темп двигательных действий.
- 3.Скорость двигательной реакции.
- 9.Развитие ловкости
- 10.Развитие выносливости.
- 11.Развитие гибкости
- Тема 8.Биомеханические основы спортивной техники
- 1. Показатели совершенства спортивной техники
- 1.1. Общие показатели технического мастерства
- 1.2. Мастерство при стабилизации кинематической структуры
- 1.3. Мастерство при стабилизации динамической структуры
- 1.4. Мастерство при вариативности спортивных действий
- 2. Направления развития системы движений
- 2.1. Интеграция и дифференциация
- 2.2. Стабилизация и вариативность
- 2.3. Стандартизация и индивидуализация
- 2.4. Соотношение произвольности и автоматизма в управлении
- 2.5. Фиксация и прогрессированив
- 3. Пути овладения техникой и ее совершенствования
- 3.F. Формирование и перестройка систем движений
- 4. Психологический аспект управления двигательными действиями
- 5. Проблема целесообразной индивидуализации выполнения упражнения
- 6. Надежность выполнения упражнений и действий
- Тема 9. Элементы теории ошибок
- 1. Двигательные ошибки в спорте (их место и причины)
- 2. Классификация двигательных ошибок
- 3. Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок
- 4. Устранение ошибок
- Тема 10. Методика биомеханического качественного анализа
- 1. Методы качественного биомеханического анализа
- 2. Правила качественного биомеханического анализа
- 10. Последовательность рассмотрения движений:
- 3. Приемы анализа
- 4. Типичные ошибки качественного биомеханического анализа
- Тема 11. Основы контроля за технической подготовленностью
- 1. Задачи и виды контроля
- Сила, проявленная при подъеме штанги до подседа:
- Гониограммы изменения угла в правом тазобедренном суставе (а) и угла «скручивания» фронтальной оси плеч относительно фронтальной оси таза (в) в толкании ядра (фаза финального разгона):
- 2. Контроль за объемом техники
- 3. Контроль за разносторонностью техники
- 4. Контроль за эффективностью техники
- 4.1. Определение абсолютной эффективности техники
- 4.2. Определение сравнительной эффективности техники
- 4.3. Определение реализационной эффективности техники
- 234 "Гладкий" бег,с
- Показатели реализационной эффективности техники баскетболистов:
- 5. Разновидности оценок эффективности техники
- Та бл и ца 41 Эффективность техники метания копья
- 6. Контроль за освоенностью техники
- Изменение скорости и точности прямого нападающего удара в волейболе в зависимости от установки тренера
- Тема 12.Структура движений человека и управление ими
- 1.Двигательное действие как система движений.
- 1.1. Виды систем
- 1.2. Состав системы движений
- 1.3. Структура системы движений
- 2. Виды структур в системе движений
- 2.1. Кинематические структуры
- 2.2. Динамические структуры
- 2.3. Информационные структуры
- 2.4. Обобщенные структуры
- 3. Физическое упражнение как управляемая система
- 3.1. Понятие об управлении
- 3.2. Информация и ее передача
- 3.3. Двигательная задача и программа действия
- 4. Управление движениями в переменных условиях
- 4.1. Управляющие и сбивающие воздействия
- 4.2. Отклонения и коррекции
- 4.3. Функциональная структура действия
- 5. Координация движений человека
- 5.1. Нервная координация
- 5.2. Мышечная координация
- 5.3. Двигательная координация
- 6. Формирование систем движений
- 6.1. Построение системы движений
- 6.2. Перестройка системы движений
- 7.Развитие двигательной активности и координации движений
- 7. Изменение движений при физическом воспитании
- 7.1. Возраст и структура движений
- 7.2. Влияние половых различий на структуру движений
- 7.3. Влияние тренировки на структуру движений
- Тема 13. Управление непереместительнымй действиями
- 1. Управление позой и ее медленными изменениями
- 2.Равновесие тела человека
- 2.1. Силы уравновешиваемые при сохранении колошения
- 2.2. Условия равновесия системы тел
- 2.3. Виды равновесия твердого тела
- 2.4. Устойчивость твердого тела и системы тел
- 3.Сохранение и восстановление положения тела человека
- 3.1. Пассивное и активное уравновешивание
- 3.2. Равновесие колебательного типа
- 3.3. Управление сохранением положения
- Тема 14. Движения на месте
- 1 Закономерности перемещения оцт при постоянной опоре
- 1.1. Сохранение и изменение движения центра масс системы
- 1.2. Взаимодействие опоры, опорных и подвижных звеньев
- 1.3. Роль реактивных внешних сил
- 1.4. Сохранение и изменение количества движения системы
- 1.5. Преодолевающие и уступающие движения
- 1.6. Обеспечение равновесия
- 2. Фазовая структура движений на месте
- 2.1. Фазы разгона и торможения
- 2.2. Граничные позы и их роль
- 2.3. Передача скоростей в биокинематичесних цепях
- 3. Последовательность разбора движений
- 3.1. Определение исходного и конечного положений
- 3.2. Определение кинематических и динамических характеристик
- 3.3. Установление фазового состава
- 3.4. Условия равновесия и движения и определение действующих мышц
- 3.5. Оценка эффективности выполнения задачи
- 4. Движения при верхней опоре
- 4.1. Механизм притягивания
- 4.2. Уступающие движения при верхней опора
- 4.3. Подтягивание в висе и опускание
- 5.Движения при нижней опоре
- 5.1. Механизм отталкивания
- 5.2. Уступающее приближение к опоре
- 5.3. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа
- Тема 15. Движения вокруг оси и перемещающие движения
- 1. Условия вращательного движения
- 1.1. Источник центростремительного ускорения
- 1.2. Оси вращения
- 1.3. Взаимодействие вращающегося и удерживающего тел
- 2. Способы управления движениями биомеханической системы вокруг осей
- 3. Управление вращением тела
- 4.Перемещающие движения
- 4.Механизмы скоростных движений
- 4.1. Суммирование движений и скоростей
- 4.2. Последовательность ускоряющих движений
- 4.3. Баллистическая работа мышц
- 4.4. Наращивание начальной скорости
- 4.5. Передача количества движения
- 5.Виды веремещающих действий
- 5.1.Перемещение тел с разгоном
- Тема 16. Биомеханика локомоций
- 1.Сущность и виды локомоций
- 3.Биодинамика ходьбы
- 4.Биодинамика бега
- Горизонтальная скорость бега, м/с
- 4 5 6 Скорость бега, м/с
- Корреляция между длиной тела, длиной ноги и длиной шага
- 5. Биодинамика прыжка
- 5.1 Подготовка н отталкиванию
- 5.2. Отталкивание
- 5.3. Полет
- 5.4. Амортизация
- 6.Биомеханика различных видов спорта
- Расход энергии при различных видах спортивной деятельности (ккал)