3. Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок
Следует различать несколько градаций осознания двигательной ошибки: 1) констатация ее наличия, 2) ее обнаружение (констатация наличия с определением «поврежденного места» системы движений), 3) распознавание (идентификация), 4) аналитическое определение, 5) аналитическая оценка.
Это не только градация осознания ошибки, но и в известном роде ступени, этапы ее осознавания. По-видимому, не обязательно оно проходит все пять «ступеней»: первая ступень нередко может быть пропущена, первые два этапа могут сливаться в один сложный: четвертая ступень также необязательна; наконец, могут быть опущены все три последние ступени либо четвертая и пятая, но в этом случае мало пользы от достигнутого осознания ошибки. Аналитическая оценка ошибки необходима для адекватной реакции на нее, аналитическое определение— для последующей борьбы с ней.
Констатация наличия двигательной ошибки чаще всего осуществляется через определение несоответствия конечного (или контролируемого промежуточного) эффекта выполняемых действий двигательной программе. Однако в тех упражнениях, где имеет место взаимодействие с партнером или противником, подобная констатация не всегда возможна без более или менее тщательного анализа этого взаимодействия. В таких случаях приходится принимать интуитивное решение, если нет других признаков допущенной ошибки.
Если спортсмен обычно выполняет данное упражнение или действие без рассматриваемой ошибки, то когда она вкрадывается, он замечает это по изменениям в привычных двигательных ощущениях. Простейший анализ этих изменений обычно позволяет в общих чертах определить характер ошибки и локализацию ее в упражнении или в двигательном аппарате.
Следующий этап — распознавание ошибки, ее идентификация: как бы узнавание ее, определение ее соответствия всем признакам той или иной ошибки, уяснение того, что это и есть «та самая» ошибка. Данный этап очень важен, поскольку имеется немало сходных по ряду заметных признаков, но принципиально различных (как по причинам, так и по следствиям) ошибок. Приняв одну ошибку за другую, спортсмен или тренер может попасть в своего рода методический тупик, безуспешно пытаясь выправить как будто «опознанную» ошибку неадекватными средствами и методическими приемами. Иной раз при этом действительная ошибка даже усугубляется, в некоторых случаях ее наиболее заметные проявления маскируются, что затрудняет ее обнаружение. Можно вызвать и новую ошибку.
Тренер, разумеется, не может сразу обнаружить и распознать ошибку по изменению привычных двигательных ощущений спортсмена (хотя может сделать это несколько позже, расспросив его о них). Но он видит результат действия, наблюдает его общую картину, те или иные ха-рактерные частности и на основании наблюдений может констатировать наличие ошибки, обнаружить и распознать ее.
Конечно, ожидая появления какой-то определенной ошибки, нетрудно, минуя первые две ступени, сразу распознать ее. Тренеру сделать это легче, спортсмену труднее. Иной раз, если ошибка очень заметная, такой «скачок» сразу на третью ступень осознания ошибки возможен и в том случае, когда ее не ждут.
Одну и ту же ли ошибку распознают спортсмен и тренер? Совсем не обязательно. Спортсмену легче заметить динамические ошибки, тренеру—кинематические (речь идет о тенденции, а не обо всех случаях). Варианты такого разногласия могут быть самые различные. Спортсмен и тренер могут заметить разные, не связанные между собой ошибки; ошибки, связанные причинной связью; ошибки, входящие в разные ветви причинно-следственной цепи. Если же ими опознана одна и та же ошибка, то и тут полное совпадение не обязательно: они могут увидеть разные стороны ошибки, по-разному оценить ее. Поэтому полезен обмен мнениями между спортсменом и тренером относительно допущенной ошибки, их наблюдения часто дополняют одно другое.
Аналитическая оценка ошибки состоит в установлении ее примерной величины (мелкая, грубая и т. п.), значения для выполнения действия или упражнения, размера и направления отклонения движений или усилий от запрограммированных, возможности и сложности компенсации или коррекции. Обычно следует стремиться к максимальной объективизации оценки. Иногда же целесообразно субъективно преломлять ее объективное содержание— когда это помогает (в связи с субъективностью афферентной программы) внести коррективы в ход выполнения действий или упражнения. Следует иметь в виду, что оценка значения ошибки или выполнения действия или упражнения, как и оценка возможности коррекции и компенсации, должна зависеть не только от самой ошибки, но и в большой степени от индивидуальных двигательных возможностей спортсмена, от условий поставленной двигательной задачи, от условий, в которых выполняется действие.
Оценка величины ошибки позволяет очень приблизительно, но оперативно взвесить ее значение, выбрать средства коррекции и компенсации, сравнить качество разных попыток выполнения данного действия, что очень важно для контроля за ликвидацией ошибки в процессе тренировки и соревнований. Оценка значения ошибки для выполнения действия существенна при определении того, какое внимание уделять ее исправлению.
Оценка размера и направления отклонения движений и усилий от запрограммированных необходима для их компенсации или коррекции, а также для аналитического определения ошибки. Оценка же возможности, сложности и, следовательно, определение общего характера коррекции или компенсации ошибки обязательно должна предварять эти «спасательные» действия.
Существенно различаются между собой задачи оперативной, текущей оценки ошибки и оценки, отставленной во времени. Первая нужна для немедленной реакции, в частности для оценки возникшей двигательной ситуации; вторая—для «лечения» ошибки, для принятия необходимых мер по ее компенсации в последующих попытках выполнения этого же действия, для оценки общей двигательной ситуации, возникающей в результате выполнения данного действия с такой ошибкой. Текущая оценка ошибки в основном интуитивна, она опирается на накопленный опыт анализа двигательных ошибок, особенно сходных с данной, но из-за недостатка времени не основана на точном знании, на анализе. Отставленная же оценка должна быть основана на аналитическом определении ошибки, хотя обычно (из-за незнания всех факторов и за отсутствием точных характеристик известных факторов) в отставленной оценке ошибки более или менее значительное место занимают и интуитивные компоненты.
Тренеру аналитическая оценка двигательных ошибок ученика необходима и для того, чтобы лучше учить не только данного, но и других своих подопечных.
- Биомеханика Курс лекций
- 5. Кинематические характеристики движений человека…………………………………………………..41
- 6.Динамические характеристики движений человека……………………………………………………...49
- 1.1.Движение как форма бытия материи.
- 1.2. Формы движения материи
- 1.3. Движения человека
- 2. Предмет биомеханики
- 2.1. Объект познания
- 2.2. Область изучения
- 3. Задачи биомеханики
- 3.1. Общая задача изучения движений
- 3.2. Частные задачи биомеханики
- 4. Содержание биомеханики
- 4.1. Теория биомеханики
- 4.2. Метод биомеханики
- 4.3. Связи биомеханики с другими науками
- Тема 2.Развитие биомеханики как науки
- 1.История развития биомеханики
- 2.Предпосылки возникновения биомеханики
- 2.1. Развитие физических знаний
- 2.2. Биологические предпосылки биомеханики
- 2.3. Разработка методик изучения движений
- 2.3.1. Механические устройства
- 2.3.2. Светохимичесная регистрация
- 2.3.3. Электротехническая аппаратура
- 3. Становление теории биомеханики
- 3.1. Механическое направление
- 3.2. Функционально-анатомичесное направление
- 3.3. Физиологическое направление
- 3.4. Системно-структурный подход
- 4. Современный этап развития биомеханики
- 4.1. Теоретические основы
- 4.2. Методики исследования
- 4.3. Практическое применение
- 4.4. Биомеханика физических упражнений
- Тема 3. Топография тела человека
- 1.Общие данные о теле человека
- 2.Оси и плоскости
- 3.Краткие данные о центре тяжести тела человека
- 4.Организм, орган, система органов, ткани
- 5.Клетки и ткани организма. Строение и функция тканей
- 6.Спинной мозг. Позвоночник
- 7.Механизм движений туловища и головы
- 8.Движения позвоночного столба и головы
- 9.Механизм движений верхней конечности
- 10.Некоторые данные о конституции человека
- 11.Нервная регуляция позы и движений
- 12.Функциональный анализ положения человека в позе стоя
- Тема 4. Тело человека как биомеханическая система
- 1. Механические свойства звеньев и их соединений
- 1.1. Виды нагрузок и характер их действия
- 1.2. Упругие деформации
- 2. Соединения звеньев
- 2.1. Кинематические пары
- 2.2. Кинематические цепи
- 2.3. Степени свободы движений
- 2.4. Геометрия движений
- 3. Звенья как рычаги
- 3.1. Виды рычагов в теле человека
- 3.2. Условия сохранения положения звеньев и их движения как рычагов
- 3.3. «3Олотое правило» механики1 в движениях человека
- 4. Биомеханические свойства мышц
- 4.1. Механические свойства мышц
- 4.2. Режимы работы мышц
- 5. Механическое действие мышц
- 5.1. Величина и направление тяги мышцы
- 5.2. Результат тяги мышцы
- 5.3. Виды и разновидности работы мыши,
- 6. Групповые взаимодействия мышц
- 6.1. Рабочие и опорные напряжения
- 6.2. Взаимодействующие группы мышц
- 6.3. Взаимодействие групп мышц при разных сопротивлениях
- Разгибатель
- 6.4. Перераспределение напряжений мышц
- Тема 5. Кинематические характеристики движений человека
- 1. Системы отсчета расстояния и времени 2. Пространственные характеристики 3. Временные характеристики 4. Пространственно-временные характеристики 5. Кинематические особенности движений человека.
- 1. Системы отсчета расстояния и времени
- 1.1. Выбор тела отсчета
- 1.2. Начало и направление отсчета расстояния
- 1.3. Единицы отсчета расстояния
- 1.4. Начало и единицы отсчета времени
- 2. Пространственные характеристики
- 2.1. Координаты точки, тела и системы
- 2.2. Перемещение точки, тела и системы
- 2.3. Траектория точна
- 3. Временные характеристики
- 20.1. Момент времени
- 3.2. Длительность движения
- 3.3. Темп движений
- 3.4. Ритм движений
- 4. Пространственно-временные характеристики
- 4.1. Скорость точки и тела
- 4.2. Ускорение точки и тела
- 5. Кинематические особенности движений человека
- 5.1. Составное движение и его составляющие
- 5.2. Сложение скоростей и ускорений в составном движении
- 5.3. Изменение скоростей в движениях человека
- Тема 6.Динамические характеристики движений человека
- 1. Инерционные характеристики
- 1.1. Понятие об инертности
- 1.2. Масса тела
- 1.3. Момент инерции тела
- Радиус инерции — это сравнительная мера инертности данного тела относительно его разных осей. Он измеряется корнем квадратным из отношения момента инерции относительно данной оси
- 2.Силовые характеристики
- 2.1. Сила
- 2.2. Момент силы
- 2.3. Действие силы
- 3. Внешние относительно системы силы
- Внешние относительно системы силы — мера воздействия на нее объектов окружающей среды.
- 3.1. Сила тяжести и вес
- 3.2. Силы инерции внешних тел
- 3.3.Силы сопротивления среды
- 3.4. Реакции опоры
- 3.5. Силы трения
- 3.6. Силы упругой деформации
- 4. Внутренние относительно системы силы
- 4.1. Силы мышечной тяги
- 4.2. Силы пассивного противодействия
- 5.Динамические особенности в движениях человека
- 5.1. Роль сил в движениях человека
- 5.2. Совместное действие сил
- Тема 7.Биодинамика двигательных качеств
- 1.Биологические и физиологические механизмы развития двигательных качеств
- 10 20 30 40-10-2 Сила, н
- 2.Характеристика двигательных (локомоторных) качеств
- Расстояние между полосами, мк
- 3.Сила. Силовые качества
- 4.Развитие силы и ее измерение
- 5.Методика развития (тренировка) силы мышц
- Сплошная линия — данные мужчин; пунктирная — данные женщин. По горизонтали — суставной угол; по вертикали — сила (в фунтах)
- 7.Физическая работоспособность.
- 8.Развитие быстроты
- 1.Предельная скорость одиночных движений.
- 2.Максимальный темп двигательных действий.
- 3.Скорость двигательной реакции.
- 9.Развитие ловкости
- 10.Развитие выносливости.
- 11.Развитие гибкости
- Тема 8.Биомеханические основы спортивной техники
- 1. Показатели совершенства спортивной техники
- 1.1. Общие показатели технического мастерства
- 1.2. Мастерство при стабилизации кинематической структуры
- 1.3. Мастерство при стабилизации динамической структуры
- 1.4. Мастерство при вариативности спортивных действий
- 2. Направления развития системы движений
- 2.1. Интеграция и дифференциация
- 2.2. Стабилизация и вариативность
- 2.3. Стандартизация и индивидуализация
- 2.4. Соотношение произвольности и автоматизма в управлении
- 2.5. Фиксация и прогрессированив
- 3. Пути овладения техникой и ее совершенствования
- 3.F. Формирование и перестройка систем движений
- 4. Психологический аспект управления двигательными действиями
- 5. Проблема целесообразной индивидуализации выполнения упражнения
- 6. Надежность выполнения упражнений и действий
- Тема 9. Элементы теории ошибок
- 1. Двигательные ошибки в спорте (их место и причины)
- 2. Классификация двигательных ошибок
- 3. Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок
- 4. Устранение ошибок
- Тема 10. Методика биомеханического качественного анализа
- 1. Методы качественного биомеханического анализа
- 2. Правила качественного биомеханического анализа
- 10. Последовательность рассмотрения движений:
- 3. Приемы анализа
- 4. Типичные ошибки качественного биомеханического анализа
- Тема 11. Основы контроля за технической подготовленностью
- 1. Задачи и виды контроля
- Сила, проявленная при подъеме штанги до подседа:
- Гониограммы изменения угла в правом тазобедренном суставе (а) и угла «скручивания» фронтальной оси плеч относительно фронтальной оси таза (в) в толкании ядра (фаза финального разгона):
- 2. Контроль за объемом техники
- 3. Контроль за разносторонностью техники
- 4. Контроль за эффективностью техники
- 4.1. Определение абсолютной эффективности техники
- 4.2. Определение сравнительной эффективности техники
- 4.3. Определение реализационной эффективности техники
- 234 "Гладкий" бег,с
- Показатели реализационной эффективности техники баскетболистов:
- 5. Разновидности оценок эффективности техники
- Та бл и ца 41 Эффективность техники метания копья
- 6. Контроль за освоенностью техники
- Изменение скорости и точности прямого нападающего удара в волейболе в зависимости от установки тренера
- Тема 12.Структура движений человека и управление ими
- 1.Двигательное действие как система движений.
- 1.1. Виды систем
- 1.2. Состав системы движений
- 1.3. Структура системы движений
- 2. Виды структур в системе движений
- 2.1. Кинематические структуры
- 2.2. Динамические структуры
- 2.3. Информационные структуры
- 2.4. Обобщенные структуры
- 3. Физическое упражнение как управляемая система
- 3.1. Понятие об управлении
- 3.2. Информация и ее передача
- 3.3. Двигательная задача и программа действия
- 4. Управление движениями в переменных условиях
- 4.1. Управляющие и сбивающие воздействия
- 4.2. Отклонения и коррекции
- 4.3. Функциональная структура действия
- 5. Координация движений человека
- 5.1. Нервная координация
- 5.2. Мышечная координация
- 5.3. Двигательная координация
- 6. Формирование систем движений
- 6.1. Построение системы движений
- 6.2. Перестройка системы движений
- 7.Развитие двигательной активности и координации движений
- 7. Изменение движений при физическом воспитании
- 7.1. Возраст и структура движений
- 7.2. Влияние половых различий на структуру движений
- 7.3. Влияние тренировки на структуру движений
- Тема 13. Управление непереместительнымй действиями
- 1. Управление позой и ее медленными изменениями
- 2.Равновесие тела человека
- 2.1. Силы уравновешиваемые при сохранении колошения
- 2.2. Условия равновесия системы тел
- 2.3. Виды равновесия твердого тела
- 2.4. Устойчивость твердого тела и системы тел
- 3.Сохранение и восстановление положения тела человека
- 3.1. Пассивное и активное уравновешивание
- 3.2. Равновесие колебательного типа
- 3.3. Управление сохранением положения
- Тема 14. Движения на месте
- 1 Закономерности перемещения оцт при постоянной опоре
- 1.1. Сохранение и изменение движения центра масс системы
- 1.2. Взаимодействие опоры, опорных и подвижных звеньев
- 1.3. Роль реактивных внешних сил
- 1.4. Сохранение и изменение количества движения системы
- 1.5. Преодолевающие и уступающие движения
- 1.6. Обеспечение равновесия
- 2. Фазовая структура движений на месте
- 2.1. Фазы разгона и торможения
- 2.2. Граничные позы и их роль
- 2.3. Передача скоростей в биокинематичесних цепях
- 3. Последовательность разбора движений
- 3.1. Определение исходного и конечного положений
- 3.2. Определение кинематических и динамических характеристик
- 3.3. Установление фазового состава
- 3.4. Условия равновесия и движения и определение действующих мышц
- 3.5. Оценка эффективности выполнения задачи
- 4. Движения при верхней опоре
- 4.1. Механизм притягивания
- 4.2. Уступающие движения при верхней опора
- 4.3. Подтягивание в висе и опускание
- 5.Движения при нижней опоре
- 5.1. Механизм отталкивания
- 5.2. Уступающее приближение к опоре
- 5.3. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа
- Тема 15. Движения вокруг оси и перемещающие движения
- 1. Условия вращательного движения
- 1.1. Источник центростремительного ускорения
- 1.2. Оси вращения
- 1.3. Взаимодействие вращающегося и удерживающего тел
- 2. Способы управления движениями биомеханической системы вокруг осей
- 3. Управление вращением тела
- 4.Перемещающие движения
- 4.Механизмы скоростных движений
- 4.1. Суммирование движений и скоростей
- 4.2. Последовательность ускоряющих движений
- 4.3. Баллистическая работа мышц
- 4.4. Наращивание начальной скорости
- 4.5. Передача количества движения
- 5.Виды веремещающих действий
- 5.1.Перемещение тел с разгоном
- Тема 16. Биомеханика локомоций
- 1.Сущность и виды локомоций
- 3.Биодинамика ходьбы
- 4.Биодинамика бега
- Горизонтальная скорость бега, м/с
- 4 5 6 Скорость бега, м/с
- Корреляция между длиной тела, длиной ноги и длиной шага
- 5. Биодинамика прыжка
- 5.1 Подготовка н отталкиванию
- 5.2. Отталкивание
- 5.3. Полет
- 5.4. Амортизация
- 6.Биомеханика различных видов спорта
- Расход энергии при различных видах спортивной деятельности (ккал)