10. Последовательность рассмотрения движений:
1) крупные, затем малые; 2) звенья биомеханической цепи самые дальние от участка наиболее мощного взаимодействия, затем постепенно ближние звенья1 (с учетом возникающих инерционных2 сил и моментов);
3) анализ работы звеньев биомеханической цепи в обратной последовательности: от участка наиболее мощного взаимодействия к дальним звеньям3; 4) основная рабочая биомеханическая цепь, затем остальные, косвенно влияющие на нее (инерционные воздействия, координационные взаимосвязи), конечно с учетом этого влияния, если оно существенно.
Универсальные правила. К этой группе относятся правила, справедливые не только для К.БА, но и для всех других форм анализа.
1. Чтобы облегчить решение задач анализа, их можно делить на относительно самостоятельные части и решать каждую отдельно. Деля задачу на части, необходимо соблюдать некоторые условия. Первое: нужно заменять связи, существующие между частями, конкретными воздействиями, которые они оказывают друг на друга в конкретной ситуации. Это как бы расширение метода «отсечения связей», известного в теоретической механике. Второе: выделяемая часть задачи должна представлять собой самостоятельную и притом разрешимую задачу. Третье: деление на части не должно быть слишком дробным, так как замена связей воздействиями всегда связана с погрешностями и вероятностью ошибки. Четвертое: та или иная схема деления должна быть логически оправдана с точки зрения эффективности анализа и облегчения задачи.
2. Следует взять за правило «челночный» способ решения задач, суть которого в том, что план решения составляется по принципу «от конца к началу», а реализация плана—«от начала к концу». В ряде случаев требуется неоднократный поочередный «проход в оба конца» с целью поэтапной подгонки параметров движений.
3. Динамика системы движений может быть с известным приближением определена по их кинематике и по статике мгновенных («проходных») поз.
Следует: исходя из геометрии мгновенных поз, рассматриваемых в качестве контрольных, «прикидывать» моменты сил тяжести звеньев тела относительно осей суставов, принимать в расчет примерные величины моментов инерции этих звеньев относительно названных осей, учитывать инерционность ускоряемых (в том числе и замедляемых) масс тела спортсмена и других тел, с которыми он взаимодействует; б) принимать в расчет величины линейных и угловых ускорений, изменения поз, значительные деформации упругих тел; в) ориентироваться на скорости суставных движений, а не движений относительно Земли. Во многих случаях, однако, целесообразно ориентироваться на скорость рабочей точки кинематической цепи относительно ее закрепленного конца, в этом случае показательна и линейная скорость. Скорость движений представляет интерес при определении динамики движений с двух позиций: она позволяет, во-первых, косвенно определить среднее ускорение, во-вторых, — силовые возможности спортсмена в данной двигательной ситуации; г) следует иметь в виду, что все ускорения звеньев тела в конечном счете обеспечиваются либо противоположно направленными ускорениями других звеньев, либо опорными взаимодействиями. Это значит, что по ускорениям часто можно определить (качественно) характер, величину и направление опорных взаимодействий; д) при анализе кратковременных, близких к ударным, энергетически емких взаимодействий с опорой следует рассматривать и учитывать предваряющие скорости и ускорения контактирующих с опорой звеньев тела не только относительно опоры, но и относительно проксимальнее расположенных звеньев: это позволяет определить усилия, предшествовавшие контакту и являющиеся подготовительными к нему (в частности, заранее готовится встреча с опорой при значительном напряжении мышц, необходимая, например, для отталкивания в опорных гимнастических прыжках, в легкоатлетических и акробатических прыжках, в лыжных ходах; е) анализируя приземления, учитывать следует нецентральный характер силы реакции опоры, изменяющий в связи с этим кинетический момент тела.
4. Анализируя систему движений, необходимо обращать внимание на перемещения звеньев тела во всех плоскостях, а не только в основной плоскости движений. Особенно важно помнить это при анализе рисунков и кинограмм.
5. «Мелкими» движениями обычно можно пренебречь, если анализу подвергается система движений, в которую входят движения с большим размахом либо движения больших масс тела, даже небольшие по размаху, но со значительными ускорениями.
Однако мелкие движения нередко могут играть очень существенную роль в координационном, отношении и в таких случаях подлежат тщательному анализу. Например, во всех точностных действиях роль мелких движений очень велика: как правило, именно они обеспечивают сам точностный эффект, крупные же движения служат лишь энергетическому обеспечению действия и создают разве что самый общий фон. Роль мелких движений, как правило, возрастает при сравнительном анализе, особенно если сравниваемые системы движений мало различаются между собой. Наконец, если все движения невелики по размаху и энергетически незначительны, акцент следует делать на наиболее энергетически значимые.
6. Учет изменений суставных (или несколько более сложных) движений нередко не менее важен и информативен, чем рассмотрение самих движений. Причем надо учитывать и скорость изменения движения.
7. В качестве ориентиров при анализе следует использовать граничные положения, позы. моменты взаимодействия. Например, при анализе бега нужно ориентироваться на моменты постановки ноги, прохождения ц. т. тела опорной вертикали, завершения отталкивания (прекращения контакта ноги с опорой), максимума подъема бедра. Такого рода «опорные точки» анализа дают возможность проводить сравнения, формулировать и оценивать качественные различия вариантов реализованной техники или техники упражнения.
«Управленческие» правила. К этой группе относятся правила, касающиеся отражения в анализе двигательных действий закономерностей управления движениями и особенностей функционирования опорно-двигательного аппарата спортсмена.
1. Учитывать аспект надежности выполнения упражнения. Следует в первую очередь помнить об оптимизации выполнения упражнения (включая оптимизацию его техники), а также о вероятностном характере выполнения движений и действий. Кроме того, нельзя забывать о возможности повысить надежность выполнения упражнения специальными приемами и мерами.
2. Учитывать физиологические закономерности работы нервно-мышечного аппарата: а) «инерционность» процессов напряжения и расслабления мышц, т. е. протяженность их во времени; б) зависимость величины предельной силы тяги мышц (а значит, силовых возможностей динамической цепи) при удерживающей работе от непосредственно предшествовавшего режима движения;
в) зависимость предельной силы тяги мышц от скорости движения; г) зависимость степени инерционности процессов напряжения и расслабления мышц от скорости их сокращения или удлинения (скорость сокращения отрицательна); д) зависимость предельного напряжения мышцы от величины суставного угла; е) наличие латентного периода моторной реакции (особенно значительного при реакциях выбора) и др.
3. Учитывать закономерности координации движений и мышечных напряжений: а) зависимость предельного напряжения рассматриваемых мышц от напряжения других мышц; б) закономерности синергетических и антагонистических связей напряжения мышц; в) зависимость процесса напряжения или расслабления рассматриваемых мышц от напряжения или расслабления других мышц.
4. Учитывать закономерности работы биомеханических цепей, определяющие: а) суммирование угловых перемещений, скоростей и ускорений рабочего и проксимальнее лежащих звеньев цепи; б) передачу моментов через суставы со звена на звено в направлении от свободного конца цепи к закрепленному; в) зависимость работы рук от работы пояса верхних конечностей; г) передачу нагрузки по цепи от рабочей точки к закрепленному концу; д) различные силовые потенциалы звеньев динамической цепи и функциональное выравнивание их возможностей за счет различия скоростей суставных движений; е) наличие особо нагруженных и потому определяющих звеньев биодинамической цепи; нужно выявить их, «взвесив» нагрузки на различные участки опорно-двигательного аппарата, уточнить места локальных перегрузок (угрожаемые), чтобы внести в систему движений коррекции, снимающие перегрузки.
5. Учитывать индивидуальные текущие двигательные особенности спортсмена, имея в виду индивидуальные потенциальные возможности и реальные текущие возможности, отличающиеся от потенциальных из-за утомления, не очень хорошего самочувствия, недостаточного понимания ситуации, несобранности, травмы и т. д. Можно говорить об анатомо-физиологических, психолого-педагогических и координационно-педагогических двигательных индивидуальных особенностях спортсмена.
6. Учитывать локализацию силовых и скоростных возможностей, свойственную человеку вообще и данному спортсмену в частности (индивидуальную локализацию).
7. Учитывать психологические факторы, влияющие на управление движениями: а) мотивацию и двигательную установку; б) «настройку» на данное упражнение; в) эмоциональное состояние и настроение; г) способность к контролю и саморегуляции, качество афферентной программы, соответствующие умения и навыки; д) объем внимания, его устойчивость, способность к его распределению; е) степень психического утомления; ж) ход спортивной борьбы; з) психологические особенности внешней обстановки; и) индивидуальную быстроту реакции; к) индивидуальные особенности реакции выбора; л) волевые качества; м) функционирование анализаторов, н) темперамент спортсмена и др.
Правила применения механики (основные правила, касающиеся главным образом прямого обращения к законам механики).
1. Учитывать локализацию масс тела и в связи с этим величины моментов инерции тела и его частей относительно оси вращения. Это необходимо как для определения ускорений по известным силам и их моментам («прямая задача механики»), так и для определения сил и моментов сил по ускорениям («обратная задача механики»),
2. Учитывать протяженность во времени изменения телом или его частями линейной либо угловой скорости, т. е. соответственно количества движения либо кинетического момента, под действием приложенных внешних сил Или моментов сил. Это проявление инерционности тела. Данное правило тесно связано с предыдущим, поскольку сила, масса, ускорение (в поступательном движении) и момент силы, момент инерции, угловое ускорение (во вращательном движении) связаны между собой функциональной зависимостью.
3. Учитывать инерционные воздействия (возникновение так называемых реактивных сил и моментов): результат взаимодействия спортсмена с другим спортсменом или предметом, а также взаимодействия звеньев тела спортсмена. Здесь следует особо отметить два общих случая: а) когда тело находится в безопорном состоянии, активное движение одного Звена (группы звеньев) влечет за собой встречное перемещение других звеньев тела в соответствии с законами сохранения движения центра масс и сохранения кинетического момента; б) при силовом взаимодействии тела спортсмена с опорой активные ускоряемые движения звеньев тела, направленные в сторону действия реакции опоры, усиливают воздействия, направленные противоположно, — ослабляют его; направленные под прямым углом к линии действия реакции опоры обычно практически не влияют на величину воздействия. При КБА, как правило, интерес представляют только движения крупных звеньев тела со значительными ускорениями.
4. Учитывать действие на тело и его звенья силы тяжести и ее моментов относительно осей суставов. Только при безопорном состоянии тела моменты силы тяжести ни на него, ни на его звенья не действуют.
Заданные условия деятельности. Отдельную группу составляют правила, связанные с регламентацией в спорте определенных условий, которые необходимо соблюдать и которые являются исходными для решаемой двигательной задачи.
1. Учитывать особенности выполняемого двигательного действия: каждое имеет свои особенности с точки зрения биомеханики, физиологии, психологии, спортивной педагогики.
2. Учитывать регламентацию деятельности во времени. Например: гимнаст должен придерживаться заданной последовательности элементов комбинации; штангист, взяв штангу на грудь, должен иметь в виду, что затем придется толкать ее от груди; теннисист после выполнения удара должен переместиться в то место площадки, куда противник направит мяч, затем снова выполнить удар и т. д.
3. Учитывать регламентацию деятельности в пространстве. Правила соревнований, конструкция инвентаря, особенности места выполнения действия ограничивают перемещения спортсмена в пространстве. Например: техника движений метателя во многом определяется запретом выхода за пределы круга; перемещения гимнаста в пространстве в большой степени ограничены конструкцией снаряда; деятельность борца или боксера пространственно ограничена ковром (рингом), а также расположением и деятельностью противника. Пространственными ограничениями объясняются многие черты техники упражнений и реализованной техники упражнений.
4. Учитывать тактическую регламентацию деятельности. Имеются в виду сознательные отклонения избранного варианта техники от наиболее рационального в предвидении трудностей, связанных а) с особенностями двигательной задачи; б) с особенностями противника или партнера; в) со стремлением дезориентировать противника: скрыть от него информацию о своей деятельности, дать ему ложную информацию (для этого применяют также дополнительные, не оправданные стоящей чисто технической двигательной задачей действия).
5. Учитывать ситуационные особенности внешних условий двигательной деятельности: обычно эти условия в чем-то отличаются от стандартных, что может существенно сказаться на выполнении упражнений и действий.
Расшифровка изображений выполнения упражнений. Использование кинограмм, рисунков, схем движений и т. п. в процессе КБА сопряжено с определенными трудностями, преодолению которых могут помочь следующие правила.
1. «Домысливать» движение на основе совокупности изображенных поз (и даже одного-единственного изображения). В противном случае трудно избежать частичной подмены анализа движений анализом статических упражнений.
2. Ориентацию тела определять по отношению к вертикали, фиксированной на кинограмме. Отсчет от горизонтали может привести к значительным ошибкам, если съемка производилась с поворотом кинокамеры в горизонтальной плоскости с целью удержать перемещающегося спортсмена в кадре.
3. Прослеживать на последовательных кадрах кинограммы прежде всего изменение суставных углов в основной рабочей цепи, а не положения звеньев тела: именно изменения суставных углов определяют (в совокупности с действием внешних сил) динамику двигательного действия.
4. Ориентироваться на внешний вид мышц: по нему часто можно в первом приближении определить, какие мышцы, в какой момент и в какой степени напряжены, а какие расслаблены.
5. Анализировать деформацию упругих внешних тел, с которыми взаимодействует спортсмен, определяя таким образом силу этого взаимодействия и ее изменение во времени.
Получение исходных данных анализа. Качество и полнота исходных данных в значительной мере определяют результативность анализа. Представляется целесообразным перечислить здесь несколько общих правил сбора этих данных (само собой разумеется, выбирать их надо с учетом специфики средств и приемов анализа, которые намечено применить).
1. Иметь хотя бы самый общий план наблюдения или самонаблюдения. Если не знаешь, за чем и как наблюдать, вряд ли многое удастся заметить, тем более оценить замеченное и (хотя бы в какой-то мере) качественно его осмыслить.
2. Ведя наблюдение или самонаблюдение, иметь гипотезу, объясняющую причинно-следственные зависимости ожидаемых особенностей выполнения изучаемого действия (в том числе причинные цепи ошибок). Правда, при этом могут появиться известная предвзятость выводов и связанные с ней ошибки в наблюдениях, но зато часто гораздо больше можно увидеть (почувствовать) и понять.
3. Предугадывать вероятные особенности выполнения действия (в том числе ошибки и их масштаб). В случае удачного прогноза наблюдение или самонаблюдение значительно тоньше, глубже и полнее.
4. Наблюдая, акцентировать внимание на «ключевых» деталях и соотношениях. То же при самонаблюдении.
5. Сравнивать реализованную технику упражнения разных спортсменов либо одного и того же спортсмена в разных попытках, обращая внимание на диапазон, направление и скорость суставных движений, их ритмическую структуру, исходные, конечные и характерные промежуточные позы и позные фрагменты, диапазон, направление и скорость поступательных и вращательных движений всего тела.
6. Анализировать реализованную технику упражнения с учетом действий противника (партнера).
7. Данные самонаблюдений пополнять данными наблюдений со стороны.
8. Учитывать субъективный характер самонаблюдения: получаемая информация относится больше к технике выполнения упражнения, чем к реализованной технике.
9. Следить за положением головы и направлением взгляда: во многих упражнениях и действиях это помогает определить цель и направление усилий спортсмена (нередко до начала самого действия), так что наблюдающий может предвидеть их и потому лучше разглядеть, а в ряде случаев и выявить распределение их в опорно-двигательном аппарате. «Нестандартное» для данного упражнения или действия положение головы часто служит признаком (прямым или косвенным) двигательной ошибки и тем самым помогает определить ее.
10. Дополнять метод наблюдения методом опроса. Это обогащает информацию: она не просто суммируется; нередко появляется новая, так называемая эмерджентная информация — результат усложнения и расширения информационной системы.
11. Опросом спортсмена стимулировать его к самонаблюдению, тем самым повышая количество и качество информации.
12. Расширять объем информации и объективизировать ее с помощью опроса других наблюдателей.
13. Выбирать такой ракурс для наблюдения, чтобы яснее всего были видны основные компоненты двигательного действия или интересующей его части. Вместе с тем по возможности рассматривать выполнение движений в разных ракурсах, т. е. с разных точек, поскольку это может дать новые исходные данные для анализа, подчас неожиданные.
Правила анализа SOS-действий. Думается, что анализу самостраховки (а точнее, «самоспасательных» действий, или SOS-действий) в подавляющем большинстве видов спорта придается явно недостаточное значение. Почему-то анализ этих действий считается не заслуживающим внимания, хотя все прекрасно понимают их важность для сохранения жизни и здоровья спортсменов. Да и спортивные успехи немало зависят от умения предотвратить травмы.
1. Определять особо нагруженные звенья динамических цепей (учитывая их прочностные характеристики) с целью выявления локализации потенциальной опасности. Особое внимание обращать на временно ослабленные звенья.
2. Определить для себя (приблизительно) зоны околопредельных силовых возможностей звеньев динамических цепей в различных типовых ситуациях.
3. Определить для себя (приблизительно) зоны околопредельных локальных скоростных возможностей (возможностей выполнять те или иные движения с той или иной скоростью), за пределами которых начинается SOS-ситуация.
4. Определить для себя зоны. локальных координационных возможностей, мобилизация которых необходима в SOS-ситуациях.
5. Определять (или обеспечивать короткий прогноз) наступление SOS-ситуаций по факту вхождения в одну из перечисленных зон, даже если в остальном действия развиваются нормально.
6. Стараться быстро и четко определить общий характер и особенности наступившей или прогнозируемой ситуации такого рода.
7. Иметь заранее заготовленные схемы SOS-действий, адекватных типовым и в достаточной мере вероятным SOS-ситуациями.
8. Контролировать адекватность реализуемых SOS-действий текущей ситуации в каждый момент, имея в виду готовность к срочному внесению (по мере необходимости) коррекций в систему движений. Учитывать при этом первоочередность задачи защиты более уязвимых участков тела.
- Биомеханика Курс лекций
- 5. Кинематические характеристики движений человека…………………………………………………..41
- 6.Динамические характеристики движений человека……………………………………………………...49
- 1.1.Движение как форма бытия материи.
- 1.2. Формы движения материи
- 1.3. Движения человека
- 2. Предмет биомеханики
- 2.1. Объект познания
- 2.2. Область изучения
- 3. Задачи биомеханики
- 3.1. Общая задача изучения движений
- 3.2. Частные задачи биомеханики
- 4. Содержание биомеханики
- 4.1. Теория биомеханики
- 4.2. Метод биомеханики
- 4.3. Связи биомеханики с другими науками
- Тема 2.Развитие биомеханики как науки
- 1.История развития биомеханики
- 2.Предпосылки возникновения биомеханики
- 2.1. Развитие физических знаний
- 2.2. Биологические предпосылки биомеханики
- 2.3. Разработка методик изучения движений
- 2.3.1. Механические устройства
- 2.3.2. Светохимичесная регистрация
- 2.3.3. Электротехническая аппаратура
- 3. Становление теории биомеханики
- 3.1. Механическое направление
- 3.2. Функционально-анатомичесное направление
- 3.3. Физиологическое направление
- 3.4. Системно-структурный подход
- 4. Современный этап развития биомеханики
- 4.1. Теоретические основы
- 4.2. Методики исследования
- 4.3. Практическое применение
- 4.4. Биомеханика физических упражнений
- Тема 3. Топография тела человека
- 1.Общие данные о теле человека
- 2.Оси и плоскости
- 3.Краткие данные о центре тяжести тела человека
- 4.Организм, орган, система органов, ткани
- 5.Клетки и ткани организма. Строение и функция тканей
- 6.Спинной мозг. Позвоночник
- 7.Механизм движений туловища и головы
- 8.Движения позвоночного столба и головы
- 9.Механизм движений верхней конечности
- 10.Некоторые данные о конституции человека
- 11.Нервная регуляция позы и движений
- 12.Функциональный анализ положения человека в позе стоя
- Тема 4. Тело человека как биомеханическая система
- 1. Механические свойства звеньев и их соединений
- 1.1. Виды нагрузок и характер их действия
- 1.2. Упругие деформации
- 2. Соединения звеньев
- 2.1. Кинематические пары
- 2.2. Кинематические цепи
- 2.3. Степени свободы движений
- 2.4. Геометрия движений
- 3. Звенья как рычаги
- 3.1. Виды рычагов в теле человека
- 3.2. Условия сохранения положения звеньев и их движения как рычагов
- 3.3. «3Олотое правило» механики1 в движениях человека
- 4. Биомеханические свойства мышц
- 4.1. Механические свойства мышц
- 4.2. Режимы работы мышц
- 5. Механическое действие мышц
- 5.1. Величина и направление тяги мышцы
- 5.2. Результат тяги мышцы
- 5.3. Виды и разновидности работы мыши,
- 6. Групповые взаимодействия мышц
- 6.1. Рабочие и опорные напряжения
- 6.2. Взаимодействующие группы мышц
- 6.3. Взаимодействие групп мышц при разных сопротивлениях
- Разгибатель
- 6.4. Перераспределение напряжений мышц
- Тема 5. Кинематические характеристики движений человека
- 1. Системы отсчета расстояния и времени 2. Пространственные характеристики 3. Временные характеристики 4. Пространственно-временные характеристики 5. Кинематические особенности движений человека.
- 1. Системы отсчета расстояния и времени
- 1.1. Выбор тела отсчета
- 1.2. Начало и направление отсчета расстояния
- 1.3. Единицы отсчета расстояния
- 1.4. Начало и единицы отсчета времени
- 2. Пространственные характеристики
- 2.1. Координаты точки, тела и системы
- 2.2. Перемещение точки, тела и системы
- 2.3. Траектория точна
- 3. Временные характеристики
- 20.1. Момент времени
- 3.2. Длительность движения
- 3.3. Темп движений
- 3.4. Ритм движений
- 4. Пространственно-временные характеристики
- 4.1. Скорость точки и тела
- 4.2. Ускорение точки и тела
- 5. Кинематические особенности движений человека
- 5.1. Составное движение и его составляющие
- 5.2. Сложение скоростей и ускорений в составном движении
- 5.3. Изменение скоростей в движениях человека
- Тема 6.Динамические характеристики движений человека
- 1. Инерционные характеристики
- 1.1. Понятие об инертности
- 1.2. Масса тела
- 1.3. Момент инерции тела
- Радиус инерции — это сравнительная мера инертности данного тела относительно его разных осей. Он измеряется корнем квадратным из отношения момента инерции относительно данной оси
- 2.Силовые характеристики
- 2.1. Сила
- 2.2. Момент силы
- 2.3. Действие силы
- 3. Внешние относительно системы силы
- Внешние относительно системы силы — мера воздействия на нее объектов окружающей среды.
- 3.1. Сила тяжести и вес
- 3.2. Силы инерции внешних тел
- 3.3.Силы сопротивления среды
- 3.4. Реакции опоры
- 3.5. Силы трения
- 3.6. Силы упругой деформации
- 4. Внутренние относительно системы силы
- 4.1. Силы мышечной тяги
- 4.2. Силы пассивного противодействия
- 5.Динамические особенности в движениях человека
- 5.1. Роль сил в движениях человека
- 5.2. Совместное действие сил
- Тема 7.Биодинамика двигательных качеств
- 1.Биологические и физиологические механизмы развития двигательных качеств
- 10 20 30 40-10-2 Сила, н
- 2.Характеристика двигательных (локомоторных) качеств
- Расстояние между полосами, мк
- 3.Сила. Силовые качества
- 4.Развитие силы и ее измерение
- 5.Методика развития (тренировка) силы мышц
- Сплошная линия — данные мужчин; пунктирная — данные женщин. По горизонтали — суставной угол; по вертикали — сила (в фунтах)
- 7.Физическая работоспособность.
- 8.Развитие быстроты
- 1.Предельная скорость одиночных движений.
- 2.Максимальный темп двигательных действий.
- 3.Скорость двигательной реакции.
- 9.Развитие ловкости
- 10.Развитие выносливости.
- 11.Развитие гибкости
- Тема 8.Биомеханические основы спортивной техники
- 1. Показатели совершенства спортивной техники
- 1.1. Общие показатели технического мастерства
- 1.2. Мастерство при стабилизации кинематической структуры
- 1.3. Мастерство при стабилизации динамической структуры
- 1.4. Мастерство при вариативности спортивных действий
- 2. Направления развития системы движений
- 2.1. Интеграция и дифференциация
- 2.2. Стабилизация и вариативность
- 2.3. Стандартизация и индивидуализация
- 2.4. Соотношение произвольности и автоматизма в управлении
- 2.5. Фиксация и прогрессированив
- 3. Пути овладения техникой и ее совершенствования
- 3.F. Формирование и перестройка систем движений
- 4. Психологический аспект управления двигательными действиями
- 5. Проблема целесообразной индивидуализации выполнения упражнения
- 6. Надежность выполнения упражнений и действий
- Тема 9. Элементы теории ошибок
- 1. Двигательные ошибки в спорте (их место и причины)
- 2. Классификация двигательных ошибок
- 3. Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок
- 4. Устранение ошибок
- Тема 10. Методика биомеханического качественного анализа
- 1. Методы качественного биомеханического анализа
- 2. Правила качественного биомеханического анализа
- 10. Последовательность рассмотрения движений:
- 3. Приемы анализа
- 4. Типичные ошибки качественного биомеханического анализа
- Тема 11. Основы контроля за технической подготовленностью
- 1. Задачи и виды контроля
- Сила, проявленная при подъеме штанги до подседа:
- Гониограммы изменения угла в правом тазобедренном суставе (а) и угла «скручивания» фронтальной оси плеч относительно фронтальной оси таза (в) в толкании ядра (фаза финального разгона):
- 2. Контроль за объемом техники
- 3. Контроль за разносторонностью техники
- 4. Контроль за эффективностью техники
- 4.1. Определение абсолютной эффективности техники
- 4.2. Определение сравнительной эффективности техники
- 4.3. Определение реализационной эффективности техники
- 234 "Гладкий" бег,с
- Показатели реализационной эффективности техники баскетболистов:
- 5. Разновидности оценок эффективности техники
- Та бл и ца 41 Эффективность техники метания копья
- 6. Контроль за освоенностью техники
- Изменение скорости и точности прямого нападающего удара в волейболе в зависимости от установки тренера
- Тема 12.Структура движений человека и управление ими
- 1.Двигательное действие как система движений.
- 1.1. Виды систем
- 1.2. Состав системы движений
- 1.3. Структура системы движений
- 2. Виды структур в системе движений
- 2.1. Кинематические структуры
- 2.2. Динамические структуры
- 2.3. Информационные структуры
- 2.4. Обобщенные структуры
- 3. Физическое упражнение как управляемая система
- 3.1. Понятие об управлении
- 3.2. Информация и ее передача
- 3.3. Двигательная задача и программа действия
- 4. Управление движениями в переменных условиях
- 4.1. Управляющие и сбивающие воздействия
- 4.2. Отклонения и коррекции
- 4.3. Функциональная структура действия
- 5. Координация движений человека
- 5.1. Нервная координация
- 5.2. Мышечная координация
- 5.3. Двигательная координация
- 6. Формирование систем движений
- 6.1. Построение системы движений
- 6.2. Перестройка системы движений
- 7.Развитие двигательной активности и координации движений
- 7. Изменение движений при физическом воспитании
- 7.1. Возраст и структура движений
- 7.2. Влияние половых различий на структуру движений
- 7.3. Влияние тренировки на структуру движений
- Тема 13. Управление непереместительнымй действиями
- 1. Управление позой и ее медленными изменениями
- 2.Равновесие тела человека
- 2.1. Силы уравновешиваемые при сохранении колошения
- 2.2. Условия равновесия системы тел
- 2.3. Виды равновесия твердого тела
- 2.4. Устойчивость твердого тела и системы тел
- 3.Сохранение и восстановление положения тела человека
- 3.1. Пассивное и активное уравновешивание
- 3.2. Равновесие колебательного типа
- 3.3. Управление сохранением положения
- Тема 14. Движения на месте
- 1 Закономерности перемещения оцт при постоянной опоре
- 1.1. Сохранение и изменение движения центра масс системы
- 1.2. Взаимодействие опоры, опорных и подвижных звеньев
- 1.3. Роль реактивных внешних сил
- 1.4. Сохранение и изменение количества движения системы
- 1.5. Преодолевающие и уступающие движения
- 1.6. Обеспечение равновесия
- 2. Фазовая структура движений на месте
- 2.1. Фазы разгона и торможения
- 2.2. Граничные позы и их роль
- 2.3. Передача скоростей в биокинематичесних цепях
- 3. Последовательность разбора движений
- 3.1. Определение исходного и конечного положений
- 3.2. Определение кинематических и динамических характеристик
- 3.3. Установление фазового состава
- 3.4. Условия равновесия и движения и определение действующих мышц
- 3.5. Оценка эффективности выполнения задачи
- 4. Движения при верхней опоре
- 4.1. Механизм притягивания
- 4.2. Уступающие движения при верхней опора
- 4.3. Подтягивание в висе и опускание
- 5.Движения при нижней опоре
- 5.1. Механизм отталкивания
- 5.2. Уступающее приближение к опоре
- 5.3. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа
- Тема 15. Движения вокруг оси и перемещающие движения
- 1. Условия вращательного движения
- 1.1. Источник центростремительного ускорения
- 1.2. Оси вращения
- 1.3. Взаимодействие вращающегося и удерживающего тел
- 2. Способы управления движениями биомеханической системы вокруг осей
- 3. Управление вращением тела
- 4.Перемещающие движения
- 4.Механизмы скоростных движений
- 4.1. Суммирование движений и скоростей
- 4.2. Последовательность ускоряющих движений
- 4.3. Баллистическая работа мышц
- 4.4. Наращивание начальной скорости
- 4.5. Передача количества движения
- 5.Виды веремещающих действий
- 5.1.Перемещение тел с разгоном
- Тема 16. Биомеханика локомоций
- 1.Сущность и виды локомоций
- 3.Биодинамика ходьбы
- 4.Биодинамика бега
- Горизонтальная скорость бега, м/с
- 4 5 6 Скорость бега, м/с
- Корреляция между длиной тела, длиной ноги и длиной шага
- 5. Биодинамика прыжка
- 5.1 Подготовка н отталкиванию
- 5.2. Отталкивание
- 5.3. Полет
- 5.4. Амортизация
- 6.Биомеханика различных видов спорта
- Расход энергии при различных видах спортивной деятельности (ккал)