logo
Курс лекций по биомеханике

5.4. Амортизация

Полет заканчивается моментом приземления, после которого возникает амортизация — взаимодействие с опорой (или водной средой при прыжках в воду).

Опора или вода затормаживают движущееся тело спортсмена; при отрицательном ускорении возникают силы инерции тела спортсмена, направленные по ходу движения. Силы инерции вышерасположенных частей тела действуют на нижерасположенные. Навстречу на тело дейст­вуют равные им динамические опорные реакции. Следует еще не забы­вать также о силах тяжести и равных им статических реакциях опоры.

В результате действия сил с двух сторон происходит деформация тела спортсмена. При этом также деформируются (растягиваются)

мышцы; своей уступающей работой они замедляют движение тела вниз. Происходит замедление и остановка движения ОЦТ.

Амортизационная перегрузка зависит от величины кинетической энергии приземляющегося человека и длины пути амортизации. Отдале­ние ОЦТ от опоры к моменту приземления удлиняет путь амортизации и уменьшает перегрузку.

Если после приземления и амортизации последует вновь оттталкивание, то амортизацию выполняют более жестко, на коротком пути. Мышцы-амортизаторы напрягаются больше; закончив амортизацию, они сильнее напряжены и начинают преодолевающие движения с более высоким эффектом (тройной прыжок, акробатические прыжки).