Оффшорный бизнес и туризм.
Термин «оффшорный бизнес» появился одновременно с возникновением регионов, в которых отсутствовало налогообложение. С этого момента зоны оффшора стали самыми привлекательными для предпринимателей различных уровней и «мастей». И по сегодняшний день оффшоры используются как инструмент снижения затрат на уплату налогов, инвестиций и торговых операций.
В оффшорных зонах бизнес смог «выйти из тени». Ведь именно оффшор позволил реализовывать те проекты, для осуществления которых в других странах пришлось бы затратить куда больше средств.
Оффшорный бизнес сегодня играет большую роль в мировой экономике. Среди прочих преимуществ оффшорного бизнеса можно отметить:
Законодательно гарантированную защиту всех финансовых сбережений
Надежную защиту от инфляции
Ограниченную правовую ответственность
Возможность снижения расходов на деятельность компании
Упрощенную систему контроля за валютными операциями
Отсутствие ограничений на импортные и экспортные операции
Минимальные требования к отчетности и наличию разрешительных документов.
Оффшорной зоной считается страна или территория, законодательством которой разрешено регистрировать и функционировать оффшорным компаниям - компаниям, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. Исходя из этого, оффшорная компания лишается права заключать контракты с местными физическими лицами (жителями зоны) или юридическими лицами (резидентами). Оффшорные зоны в специальной литературе часто называют „налоговыми гаванями", так как компании, зарегистрированные в них как оффшорные, получают реальные налоговые льготы, разрешение на упрощенную отчетность. В этих зонах отсутствуют валютные ограничения. Регистрация фирмы осуществляется быстро, просто и достаточно дешево.
Главными причинами привлекательности оффшорных зон для предпринимателей являются, как правило, следующие обстоятельства:
налог на прибыль отсутствует, или не превышает 1-2% (за исключением Кипра, где этот налог - 4,25%), или заменен ежегодным сбором от 100 до 1000 долларов в год, в зависимости от страны или территории, и не зависит от размера дохода фирмы;
налог на вывоз доходов: дивидендов, банковского процента, платежей роялти и пр. - отсутствует;
процедура регистрации фирмы максимально упрощена: не устанавливается, как правило, минимальный размер уставного капитала; личности владельцев фирмы не разглашаются;
ограничения на вывоз валюты отсутствуют - это означает, что фирма может свободно открывать депозиты в любой валюте, в любых иностранных банках, получать и осуществлять платежи без ограничений в любой валюте;
предельно упрощена процедура управления фирмой, иногда она вообще условна;
возможность выпуска акций на предъявителя во многих оффшорах обеспечивает анонимность владельца;
нарушение налогового или таможенного законодательства в большинстве оффшорных зон не считается уголовным преступлением;
отчета по ведению учета или налоговой декларации законодательство здесь не требует; единственная форма отчетности - ежегодный финансовый отчет, который в некоторых зонах тоже не требуется;
расходы по созданию оффшорной фирмы на этапе регистрации составляют от 0,3 до 4,0 тыс. долларов, в зависимости от страны или территории;
персонал, управляющий фирмой, имеет существенные налоговык льготы;
процедура ликвидации оффшорной фирмы крайне проста.
В мае 2000 г. „Форум финансовой стабильности", созданный при содействии глав Центральных банков и министерств финансов стран « большой семерки», определил „рейтинг надежности оффшорных зон" по степени их прозрачности перед контролирующими органами.
К первой группе (наиболее прозрачной) отнесены: Сянган (Гонконг), Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, острова Мэн и Джерси.
Ко второй: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако.
В третью группу вошли: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова, остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату.
Своеобразный „налоговый рай" оффшорных зон, с одной стороны, и малоэффективная налоговая система во многих странах, - с другой, обусловили интерес ведущих турфирм и предпринимателей/занимающихся туристской деятельностью, к оффшорному бизнесу.
Интерес этот реализовался в двух основных направлениях. Во-первых, крупные туристские фирмы, прежде всего туроператоры, через различные схемы стали уводить свои доходы и прибыли. Так, например, оффшорные фирмы стали использоваться для увеличения издержек туристских услуг с целью уменьшения налогооблагаемой базы за счет включения в издержки якобы выполненных оффшорной фирмой для туроператора работ или услуг за рубежом. Как правило, свидетельством выполнения этих работ служит обычный акт приемки-сдачи. Но проверить факт реального выполнения каких-либо работ за рубежом практически невозможно, ибо оффшорная компания подчиняется только законам страны или территории регистрации и не обязана выполнять предписания и запросы местных налоговых органов.
Отдельные крупные туроператоры и турагенты приобрели и оффшорную страховую компанию, в которой осуществляют страхование туристов от несчастных случаев, внезапных заболеваний и иных рисков. В данной ситуации расходы по страхованию также повышают издержки турпродукта. Но эти расходы по желанию учредителя в любой момент могут быть возвращены ему или, опять-таки по желанию учредителя, использованы на иные цели.
Еще одним, можно сказать, классическим способом использования оффшора стало применение схемы, при которой прибыль от импорта туристских услуг концентрируется не у местного туроператора, а в самом оффшоре. В этих условиях туроператор получает мизерную прибыль или не получает ее вообще. А чем меньше прибыль, меньше на нее налог. Нет прибыли - нет на нее налога,
Представим, например, что оффшор, учрежденный одним туроператором, купил турпродукт у иностранного контрагента за 500 долларов. После этого оффшор продает этот турпродукт своему туроператору за 600 долларов. В свою очередь, первый туроператор продает турпродукт уже на своем внутреннем рынке за 601 доллар. В данном случае туроператор будет платить налог на прибыль с разницы в 1 доллар. Но такая схема не позволит избежать налога с оборота. Однако из этой ситуации тоже есть выход - продажа турпродукта на внутреннем рынке непосредственно оффшорной фирмой. Особенно интересна данная схема тем туроператорам, в обороте которых велика доля продаж мелким турагентствам. Данная схема позволяет избежать налогов практически полностью, так как выручка от реализации турпродуктов напрямую перечисляется в зарубежный банк. Вместе с тем важно заметить, что все переговоры по заключению контрактов между оффшором и турфирмой необходимо проводить от имени самого оффшора. Следует помнить, что если бизнес имеет международный характер и нет определенного места заключения сделок и принятия решений, практически невозможно определить местонахождение налоговой ответственности.
Во-вторых, туристские фирмы и предприниматели, специализирующиеся на оказании туристских услуг, познакомившиеся с оффшорным бизнесом и изучившие его раньше и глубже других, стали брать на себя функции, строго говоря, не свойственные собственно туризму, и стали выполнять посреднические функции по оказанию услуг разным фирмам и предпринимателям, ищущим способы уклонения от уплаты налогов или способы сохранения своего капитала, по созданию оффшорных компаний, по продаже готовых оффшорных фирм. Внешней формой такого посредничества, сводящего покупателей и продавцов оффшорных фирм, стали туристские поездки или туризм.
В результате в начале XXI в. только в Панаме, например, зарегистрировано более 120 тыс. оффшорных фирм, в Гибралтаре и на „независимых" островах Великобритании - более 42 тысяч.
Изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время туризм стал не только важной формой бегства капитала, но и формой аккумуляции капитала в оффшорных зонах.
В итоге туризм своеобразным образом способствовал возникновению на международном рынке ссудных капиталов новых финансовых центров. Такими финансовыми центрами, наряду с традиционными экстерриториальными - Лондоном, Парижем и Цюрихом, стали Сингапур, Сянган (Гонконг), Бахрейн, Кипр, Панама и некоторые другие. По оценкам экспертов, в настоящее время в оффшорных зонах размещено более 5 трлн долларов финансовых ресурсов.
Таким образом, как видно из вышеизложенной информации, международный туризм оказывает положительное влияние на экономическое развитие страны, увеличивая её ВВП, повышая уровень занятости и развивая инфраструктуру. Но, к сожалению, как и всякое другое явление, туризм имеет и отрицательные стороны. К такого рода влиянию туризма относятся:
Экологическое воздействие. Это воздействие выражается в загрязнении воды, воздуха как следствие использования транспорта, ущербе живой природе, уничтожении туристами флоры и фауны, разрушении исторических памятников. Чтобы предотвратить эти негативные последствия, государству следует проводить долгосрочную политику по защите окружающей среды., чтобы сохранить природные ресурсы и туристский потенциал страны.
Социально-культурное влияние. Оно обусловлено различиями в традициях, религии, образе жизни, нормах поведения, привычках людей и многом другом. В этом случае главной задачей является, с одной стороны, избежание конфликтов и возможного отрицательного настроя местного населения к иностранцам, с другой стороны, сохранение самобытности культуры и традиций населения.
Изъятие территорий. Здесь подразумевается то, что территории, занятые объектами туристской индустрии, могли бы быть более эффективно использованы в других сферах экономики.
Таким образом, делая вывод, можно говорить о том, что сфера международного туризма оказывает сильное воздействие на национальную экономику, поэтому в данном случае задачей государства является содействие развитию положительных результатов и нивелирование негативного воздействия.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.