115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений в условиях современной глобализации приобретает все большие масштабы. Развитие туризма в последние десятилетия XX в. свидетельствует о его существенном влиянии на экономические, культурные и политические межгосударственные контакты. Несмотря на этно конфессиональные различия в составе населения, туризм способствует укреплению культурных и духовных связей, выполняя важнейшую миротворческую функцию. Туризм все активнее влияет на экономическое и социальное развитие общества.
В современной научной литературе рассматриваются две группы факторов, влияющих на развитие мирового туристского сектора: экзогенные (вызываемые внешними причинами) и эндогенные (вызываемые внутренними причинами). Среди факторов первой группы особое место занимает политический. После первой и второй мировых войн мировое сообщество направило основные усилия на поиски согласия и интеграцию. Именно туризм стал отправной точкой налаживания доверия и сотрудничества между государствами с различным социально-политическим строем. Как на правительственном, так и на неправительственном уровне в 1950-1960 гг. возникали организации и ассоциации, налаживающие международное сотрудничество в сфере туризма — от координации действий в области воздушного транспорта и гостиничного хозяйства до создания в 1975 г. Всемирной туристской организации (ВТО).
Трансформация политической карты мира в последнем десятилетии XX в. явилась новым стимулом в развитии международного туризма. Правовое оформление суверенных государств в регионе Центральной и Восточной Европы, на постсоветском пространстве (страны СНГ и Балтии), переход их к рыночной модели хозяйствования позволили увеличить туристские потоки из этих стран. Завершение «холодной войны» в Европе, интеграционная политика Европейского Союза, демократизация внутриполитической жизни в странах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ — важнейшие политические предпосылки развития международного туризма.
Социально-экономический фактор — один из основополагающих аспектов развития международного туризма. Рост этой сферы является отражением развития производительных сил (в частности, появления новых видов транспортных, коммуникационно-информационных средств), а также расширения международных экономических и культурных связей. Развитие транспорта привело к повышению мобильности общества. Появление реактивных самолетов резко изменило качество перевозок, повысилась скорость и беспосадочная дальность полетов. Это послужило началом массового освоения отдаленных туристских рынков. За последние 25 лет удельный вес туристов на межконтинентальных линиях возрос с 15 % до 70 %.
При современных темпах труда и жизни расходы на путешествия быстро переходят в разряд первостепенных, жизненно необходимых. Так, в структуре потребления жителей промышленно развитых стран расходы на отдых и образование значительно превышают затраты на приобретение продуктов питания и одежды. Трансформация в общественном сознании людей вызывает и изменения в системе духовных потребностей человека. Меняется их характер — от средств восстановления рабочей силы к способу реализации своих индивидуальных способностей и удовлетворению интеллектуальных и духовных запросов.
Туризм способствует налаживанию эффективного международного культурного обмена. Каждый народ — носитель историко-культурных ценностей. Каждая страна прошла уникальный исторический путь, и каждый этап развития оставил следы в материальной и духовной культуре. Что хотят увидеть туристы в той или иной стране? В первую очередь — историко-культурные ценности и природу, которые определяют специфику страны и района.
Наиболее значимые памятники культурного и природного наследия (506 объектов на 01.01.1997 г.) включены в список ЮНЕСКО (Организация по образованию, науке и культуре при ООН). Привести здесь полный список этих объектов, конечно, невозможно. Поэтому ограничимся только отдельными примерами. Германия: Кафедральный собор в Аахене, дворцы и парки Потсдама и Берлина и др. Польша: исторический центр Кракова, исторический центр Варшавы, концлагерь Освенцим и др. Великобритания: Вестминстерский дворец и аббатство, Лондонский Тауэр. Франция: дворец и парк в Версале, древнеримские и романские памятники в Арле. Испания: монастырь Эскориал, Альгамбра и Хенеральифе в Гранаде. Италия: Венеция, исторические центры Флоренции и Рима, Ватикан. Венгрия: Будапешт (берега Дуная и Дворцовый квартал в Буде). Греция: Афинский Акрополь, гора Афон. Марокко: памятники медины в священном городе Фесе. Тунис: Карфаген. Египет: древние Фивы, развалины и некрополь Мемфиса, пирамиды в районе Гиза-Дахшур. Мали: Тимбукту. Заир: национальный парк Вирунга. Танзания: национальные парки Серенгети и Килиманджаро. Индия: Тадж-Махал (в г. Агра). Индонезия: буддийский парк Боробудур. Китай: Великая Китайская стена. Австралийский Союз: Большой Барьерный риф. США: национальные парки Йосемит и Йеллоустон, Статуя Свободы и др. Россия: Московский Кремль и Красная площадь, погост Кижи на Онежском озере, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые памятники окрестностей, исторический центр Новгорода, Соловецкий музей-заповедник на Белом море, Троице-Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад), озеро Байкал, вулканы Камчатки. Беларусь: Мирский замок и Беловежская пуща.
Каждая страна характеризуется разнообразием ландшафтов и представляет собой интересную природную мозаику. Под влиянием человека естественная среда качественно видоизменяется, истощаются природные ресурсы. Человек все чаще стремится «убежать» из урбанизированного города, остаться наедине с природой. Именно такую возможность предоставляет экотуризм. В связи с ухудшением состояния окружающей среды, деградацией естественных ландшафтов экотуризм способен в ближайшие десятилетия стать главным фактором развития туризма.
К группе экзогенных факторов, воздействующих на развитие международного туризма, необходимо отнести и технологический аспект. За последние 20-30 лет произошли огромные изменения в технологии производства и предоставления туристских услуг. Наряду с глобализацией и концентрацией туристского рынка, крупные транснациональные компании активно применяют новейшие технологии: от создания гостиничных сетей и системы компьютерного бронирования в 1960-х гг. до систем глобального распределения в 1980-х гг. («Amadeus», «Savia», Galileo»). На рубеже столетий вопрос организаций туристских носмических путешествий стал реально разрешим (первым туристом в космосе стал 28.04.2001 г. американский гражданин Дэниел Тито), Вот почему весь комплекс новейших технологических изобретений способен в XXI в. придать международному туризму качественно новый облик.
К группе эндогенных факторов развития международного туризма относятся природные и социально-культурные факторы, туристская инфраструктура, ресурсы гостеприимства, безопасность туристов. Природные предпосылки развития туризма включают благоприятные климатические условия, уникальные флору, фауну, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, ландшафтное разнообразие и др.
Немаловажным фактором развития туризма является инфраструктура мест отдыха, куда включаются наземные и подземные сооружения (коммуникации, подъездные пути, освещение; пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и др.). Важнейшими составляющими туристской индустрии являются гостиницы, предприятия питания, спортивные сооружения и места досуга. Ресурсы гостеприимства включают совокупное культурное богатство туристского центра (музыка, театр, искусство, литература, фольклорные праздники, фестивали и др.).
Безопасность — важный фактор, оказывающий большое влияние на выбор вида отдыха и направления путешествия. Безопасность туристов зависит от многих составляющих — политической обстановки в стране и регионе, состояния окружающей среды, техногенного и медицинского риска, уровня развития услуг страхования и др. Немаловажным при этом является полное информирование туристов о возможных рисках и правилах их предупреждения, гарантиях безопасности.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.