Этапы подготовки экскурсии.
Методика экскурсионной деятельности имеет 2 уровня:
Подготовка экскурсии
Проведение экскурсии
Подготовка экскурсии подразумевает разработку новой темы экскурсии, обусловленной запросами и потребностями потенциальных клиентов туристского предприятия с учетом ресурсов определенного региона.
Географическая и историко-культурологическая характеристика региона основывается на следующих показателях:
Описание местоположения, природных территорий
Климатология за последние 5 лет
температура воздуха по месяцам
статистика солнечных и пасмурных дней
влажность
кол-во осадков
вегетационный период
Особенности природы и природопользования:
Полезные ископаемые и их хозяйственное использование
Лесные и водные ресурсы региона
Ландшафты
Заповедники, заказники, охраняемые территории
Характер землепользования, почв, хозяйственной деятельности
Животный и растительный мир, наличие редких видов
Ботанические памятники природы
Санаторно-курортные зоны
Зоны отдыха, экологическая обстановка
Особенности населения, уровень развития культуры и искусства
История региона, важнейшие события
Населенные пункты, уровень жизни
Культурология территории (язык, традиции, праздники)
Народные промыслы
Достопримечательности
Выдающиеся личности, которые жили/живут на территории региона
Для подготовки экскурсии желательно создание творческой группы из экскурсовода и специалистов в различных областях науки и культуры.
Тема – определяющий параметр каждой экскурсии. Совокупность тем образует тематики. главными требованиями для тематики являются:
Актуальность
Значительность
Разносторонность
Связь с современностью
Процесс подготовки экскурсии состоит из следующих этапов:
Выбор темы: Тему экскурсии не следует отождествлять с ее названием. В зависимости от состава и задач группы одна и та же экскурсия может иметь несколько названий.
Определение ее цели и задач.
Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей стране
Интернациональное воспитание, формирование уважения к другим народам
Трудовое воспитание
Эстетическое и др. воспитание
Подбор литературных источников
Определение и изучение других источников информации
Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
Осмотр тематико-экспозиционного плана
Изучение экспонатов
Знакомство с предметами, документами и другими объектами фондов музея
Отбор и изучение экскурсионных объектов. Продолжительность городской экскурсии – 2-3 академических часа, используется 15-20 объектов. Тематическая экскурсия – не более 10 объектов. Критерии отбора в случае большого выбора объектов:
сохранность
познавательная ценность
информативность
функциональное назначение
известность, популярность
необычность, экзотичность, неповторимость
выразительность
доступность
Разработка маршрута экскурсии. Последовательность построения маршрута определяется: темой экскурсии, местом расположения объекта. Экскурсионные маршруты разрабатываются в соответствии с такими принципами, как хронологический, тематический, комплексный (тематико-хронологический). Хронологический принцип требует показа объектов с момента их возникновения. Важен для объектов исторической, литературно-географической тематики. Большинство экскурсий строится по тематическому принципу (культурное наследие). Комплексный принцип определяет обзорные экскурсии, определяя последовательность подачи подтем.
Объезд/обход маршрута (уточнение пути следования). После обхода составляется уточненная схема маршрута, вычерченная на отдельном листе, где указывается путь следования группы, начало и конец маршрута, объекта показа, остановки, места выхода к объектам.
Создание контрольного текста экскурсии – материала экскурсии, который тщательно подобран, выверен и изучен по источникам, который раскрывает все подтемы, содержит факты и события, характеризующие основные события каждой из подтем. Объем рукописи – до 60 печатных страниц для экскурсии на 3-4 часа
Отбор дополнительного наглядного материала
Выбор методических приемов
Составление технологической карты экскурсии
Формирование индивидуального текста экскурсовода - На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст – материал экскурсии, по содержанию повторяющий контрольный.
Получение заключения о тексте и технологической карте экскурсии
Проведение пробной экскурсии
Подтверждение и утверждение экскурсии
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.