Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
Реализация туристского продукта в условиях рынка может быть осуществлена при наличии спроса и предложения на такого рода услуги, которые, в свою очередь, формируются при определенных социально-экономических условиях. Следует отметить, что некоторые факторы по- разному влияют на въездной и выездной туризм. Рассмотрим подробнее факторы развития спроса и предложения на туристский продукт.
Факторы спроса
1. Фактор политической и экономической стабильности региона или страны.
Понятно, что отсутствие такого рода стабильности резко снижает спрос на туристские услуги, даже если регион или конкретный город имеет высокую туристскую ценность. Рассматривая Россию, в которой отсутствие стабильности не вызывает у западных туристов сомнения, можно констатировать снижение спроса на туристские услуги. Особенно резко это снижение проявляется во время различных политических и экономических потрясений, которые происходят в стране. При этом неважно, где территориально располагаются горячие точки — в Чечне, Дагестане, Москве — туристский поток в Россию в целом уменьшается.
В то же время увеличился спрос россиян на путешествия в западные страны, где существует несомненная политическая и экономическая стабильность.
2. Экологический фактор.
Неблагоприятная экологическая ситуация снижает спрос на туристские услуги. Загрязнение воздуха и воды, повышенная степень радиационной опасности отпугивают потенциальных туристов. Экологические проблемы в нашей стране уменьшают поток туристов, а в то же время россияне едут в благополучные с точки зрения экологии страны.
3. Фактор безопасности.
Криминогенная ситуация в России также снижает поток туристов, опасающихся за свою безопасность, в то же время увеличивает поток отъезжающих из России в безопасные регионы.
4. Бюджет семьи как фактор спроса.
Доход семьи во многом определяет возможность путешествий. Во многих странах на туризм тратится до 40% дохода семьи. В основном, туристы — это представители среднего класса, их доход позволяет 2-3 раза в год выезжать в туристские поездки. В нашей стране средний класс еще не сформировался. Путешествие для большинства россиян сегодня — это чрезвычайно большие расходы, которые можно позволить один раз в год, сократив при этом до минимума все остальные статьи затрат.
5. Фактор моды.
Мода как социокультурное явление во многом зависит от социально-экономической и политической ситуации. Мода формирует потребности, увеличивает или снижает спрос на туристские услуги в определенные сезоны и в конкретных регионах. Так, если один сезон модно отдыхать на Багамских островах, то в следующем сезоне может стать модным, например, Кипр. Прогнозирование моды и, соответственно, определение направления и размера туристских потоков сегодня становится чрезвычайно актуальной задачей.
6. Фактор регионального и профессионального разделения труда.
Известно, что для сельских жителей самое напряженное время труда — лето, а зима возможна для отдыха. Более того, сельский житель выберет для туристской поездки большой город. Городской житель отдыхает в основном летом и выберет поездку или поближе к природе, общения с которой он лишен все остальное время, или место, пользующееся особенной туристской притягательностью. Существуют регионы, в которых население в основном занято в доминантных для этой местности отраслях (добыча угля, нефти). В этом случае жители региона для туристской поездки выбирают регион, где эта отрасль отсутствует.
7. Фактор культурного уровня туристов.
Чем выше культурный уровень потенциального туриста, тем выше запросы на познавательные виды туристской услуги. Этот фактор в данном случае является решающим при выборе места путешествия. При этом, зачастую комфорт не является приоритетом при выборе. Необходимо отметить, что указанный фактор воздействует на туристские потоки именно в России, где отсутствие финансовых средств на туристские поездки у большого количества лиц с высоким культурным уровнем практически не снижает их туристской активности.
8. Фактор урбанизации.
Рост городов и городского населения влияет на увеличение туристских потоков. Горожанин живет интенсивнее, темп его жизни во многом связан с размером города. Чем больше город, тем больше усталость и необходимость восстановления сил в туристской поездке.
Можно назвать и другие факторы спроса на туристские услуги, здесь рассмотрены наиболее значимые. Анализируя факторы спроса, можно с уверенностью констатировать, что спрос на туристские услуги в нашей стране еще недостаточно высок и со стороны иностранных туристов и, особенно, со стороны россиян. В последние годы «работает» лишь фактор урбанизации, поскольку горожанин независимо от доходов семьи старается выехать из города на время отпуска. И второй работающий фактор - культурный уровень. Чем выше культурный уровень человека, тем выше познавательные потребности, которые могут удовлетворяться и посредством путешествий, при этом человек может минимизировать затраты на удовлетворение других потребностей.
Имеющийся спрос россиян на туристские услуги направлен на выезд в другие страны, спрос же на въезд в Россию незначителен. Услуги внутреннего туризма в настоящее время практически не востребованы, здесь можно говорить только о детском туризме во время школьных каникул.
Факторы предложения на туристские услуги
1. Туристские ресурсы.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы неоднородное понятие, они включают самые разнообразные объекты, стабильно привлекающие внимание туристов.
К ним относятся:
Климатические, ландшафтные и другие ресурсы, которые являются естественным благом (водопады, пещеры, морские и речные пляжи, горы и т.д.). Доступность и экскурсионная значимость этих объектов — необходимое условие использования их как туристских ресурсов. Наша страна удивительно богата такого рода туристскими ресурсами (Уральские горы, Байкал, Сибирские реки, дальневосточные вулканы и пр.).
Архитектурные и исторические памятники, то есть ресурсы, которые являются результатом труда человека. В России, несмотря на разрушение многих памятников, этот вид туристских ресурсов также чрезвычайно широко представлен. Такие города, как Петербург, Новгород, Вологда, Ярославль, Ростов Великий, Владимир и многие другие, являются сокровищницей мировой и отечественной культуры.
Инфраструктура туризма, в которую входят дороги, транспорт, отели, рестораны, кафе и прочие предприятия, призванные обслуживать туристов. Инфраструктуры туризма призвана обеспечивать любой уровень комфорта для туристов, который они имеют возможность оплатить. Наряду с самыми дорогими отелями должны существовать и дешевые гостиницы, наряду с дорогими сувенирами должны продаваться и дешевые и т.п. Этот фактор в России реализуется не в полной мере, так как инфраструктура туризма развита недостаточно.
О российских дорогах можно много говорить, при этом все сказанное будет носить негативный характер. Аналогична ситуация и с транспортом - комфортный туристский транспорт практически отсутствует. Существующие гостиницы в основном дороги и не соответствуют мировым требованиям. Таким образом, отсутствие развитой инфраструктуры туризма резко снижает спрос на туристские услуги.
Наличие климатических, ландшафтных, архитектурных, исторических ресурсов нивелируется слаборазвитой инфраструктурой туризма.
2. Организация туристского бизнеса
Во всем мире туристские предприятия делятся на туроператоров и турагентов. Различие их состоит в том, что туроператоры производят туристскую услугу, а турагенты ее продают. При этом во многих странах существуют законы, по которым эти функции запрещено смешивать. Если туроператоры—это, в основном, предприятия, относящиеся к среднему бизнесу, иногда владеющие отелями и транспортом, то турагенты — это предприятия малого бизнеса, насчитывающие в своем штате 5-10 работников. Туроператоры имеют возможности варьировать туристские услуги. С этой целью они заключают договоры с различными гостиницами, транспортными предприятиями, экскурсионными бюро, музеями, организациями, обеспечивающими развлечения, и учреждениями культуры и искусства. По запросам туристов они формируют туристскую услугу. Турагенты, в свою очередь, знают туристский рынок потребителей и предлагают самый привлекательный набор услуг для каждого конкретного клиента.
В нашей стране разделение на туроператоров и турагентов еще не произошло по объективным причинам. Каждая туристская фирма и производит и продает туристский продукт. Отсутствие до недавнего времени развитого рынка предложения туристских услуг позволило каждой маленькой фирме найти свою нишу на этом рынке и продавать определенные туры. Работая непосредственно с заказчиком, туристская фирма может подобрать для него наиболее удобный вариант как с точки зрения целей путешествия, так и с точки зрения возможных затрат. Такой смешанный тип туристских фирм сегодня является рациональным для развивающегося российского рынка туристских услуг.
3. Обеспеченность профессиональными кадрами.
Подготовка профессиональных менеджеров для туризма является сложившейся и даже традиционной для многих стран. В России таких специалистов практически не готовили, и в этой отрасли работают представители самых разных профессий, что, безусловно, не способствует успеху развития туризма в России. Современные потребности туристских организаций заставили многие высшие учебные заведения начать подготовку профессиональных кадров.
Таким образом, предложение туристских услуг в настоящее время значительно превышает спрос. К сожалению, современная государственная политика в области туризма не стимулирует увеличения спроса на въездной туризм. Именно поэтому влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем сервиса, дефицитом квалифицированных кадров.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.