99.Методы анализа эффективности рекламы.
Качественные маркетинговые исследования представляют собой наблюдения за поведением реальных и потенциальных потребителей. Наиболее часто применяют следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью, панельный метод и др. Рассмотрим подробно каждый из методов с примерами, выявлением достоинств и недостатков
Качественные маркетинговые исследования представляют собой наблюдения за поведением реальных и потенциальных потребителей. Информация, полученная в ходе таких наблюдений, и выводы не могут быть приведены к какой-либо стандартной форме. Поэтому каждый раз результаты исследования в своем роде уникальны.
В ходе качественных исследований от потребителей может быть получена различная информация, которую можно условно систематизировать. Например, проводя качественные исследования по рекламе йогуртов, можно получить различные отклики от потребителей, которые словесно могут быть выражены по-разному. Но разбить эти отклики на отрицательные, положительные и нейтральные (т. е. присвоить потребительским откликам какие-то категории) возможно. Далее, подсчитав количество откликов в каждой из трех категорий и процент каждой из категорий от общего количества, качественные исследования преобразуются в количественную форму.
Наиболее часто применяют следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью, панельный метод и др. Рассмотрим подробно каждый из методов с примерами, выявлением достоинств и недостатков.
Метод наблюдения
Наблюдение за поступками и действиями потребителей при выборе товаров, за ситуациями, за реакцией различных групп на рекламу и т. д. Исследователь (наблюдатель) фиксирует получаемую информацию в соответствии с задачами исследования.
Информацию об эффективности маркетинговых и рекламных мероприятий можно получить наблюдая за реакцией потребителей на рекламу (в общественных местах, например в супермаркете), можно извлечь максимум полезной информации. Прежде всего можно понять, насколько реклама соответствует поставленной цели; насколько она понятна потребителю, привлекает ли она внимание, побуждает ли к покупке, а также — что необходимо скорректировать, на какие факторы или преимущества товары сделать акцент в следующий раз, и т. д.
Наблюдения разделяют на прямые ( непосредственно за потребителями в местах их присутствия) и непрямые (изучают результаты поведения, а не само поведение; либо изучают статистические данные потребительского поведения); открытые (когда люди знают, что за ними наблюдают) и скрытые (когда люди не знают, что за ними наблюдают, но могут это предполагать).
Примером непрямого наблюдения может быть изучение результатов потребительского поведения при выборе молока. Анализируя данные о продажах одного и того же товара в различной упаковке: стеклянные бутылки, тетрапаки различной емкости, пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и т. д., — можно делать выводы о том, какой вид упаковки наиболее удобен для потребителя, какой меньше всего востребован и по каким причинам (цена, сроки хранении, удобство хранения и т. п.). На основании результатов такого непрямого наблюдения компания может оптимизировать упаковочную номенклатуру и рационально распределить средства на ее закупку.
Обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям:
- Наблюдатель (исследователь) — обычный человек, а значит, его мнение сугубо субъективно, и интерпретировать результаты наблюдения он будет тоже со своей точки зрения. Субъективность — основной недостаток любого качественного метода.
- Наблюдение — это очень трудоемкий метод, требующий много времени на описание полученной информации и ее обработку. Кроме того, от наблюдателя требуется большая внимательность и сосредоточенность.
- Наблюдения часто ограничены временем совершения события.
- Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, изменить обычное поведение, велика вероятность получения искаженных результатов.
Основным достоинством данного метода является возможность получить сведения о поведении потребителей, не задействуя и не отвлекая их. Кроме того, наблюдение применяют, когда нет другой возможности получения требуемой информации.
Метод фокус-группы
Фокус-группа — это группа людей из числа реальных или потенциальных потребителей товара, которые приглашаются для проведения исследования. Их внимание сосредоточивается, фокусируется па заданной теме. Метод фокус-группы носит характер обсуждения и управляется специальным ведущим.
Данный метод применяется для:
- генерации идей (мозгового штурма). Например, когда есть необходимость усовершенствования товара, его упаковки, сервисного сопровождения и т. д.;
- изучения разговорного словаря потребителей. Ведь, как известно, реклама должна говорить на языке потребителя. Это особенно сложно, когда целевая аудитория товаров или услуг небольшая и специфическая (например, врачи-стоматологи частной практики — потребители зубоврачебного оборудования). Здесь нужно знание терминологии и хотя бы поверхностное знание функционала;
- знакомства с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и отношением к изучаемому продукту, его марке, методам его продвижения и т. д. Такое исследование может быть тестирующим — до массового выходы рекламы, а может быть после рекламным после проката рекламы, когда нужен анализ эмоциональной и поведенческой реакций па определенные виды рекламы.
Оптимальный размер фокус группы колеблется от 8 до 12 человек. Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности работы ведущего. Ведь его задача — управлять процессом обсуждения, не вмешиваясь и не принимая личного участия в дискуссии
К числу недостатков этого метода можно отнести, как и в предыдущем случае, субъективность каждого из участников фокус-группы и коллектива в целом, а также высокую стоимость таких исследований. Ведь работа участников фокус-группы должна оплачиваться.
Основные достоинства метода фокус-группы:
- для участников фокус-группы данное исследование дает возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи, к тому же за деньги;
- для компании, проводящей исследование, метод фокус-группы позволяет наблюдать за работой группы и использовать результаты этого наблюдения на практике еще до получения официального отчета.
Метод глубинного интервью
Исследователь (интервьюер) задает представителю (респонденту) целевой аудитории ряд вопросов с целью выяснения потребительского поведения всей аудитории. Респондент отвечает произвольно. Вопросы интервьюера при глубинном интервью носят «разведывательный» характер: «Можете ли вы аргументировать свое мнение?», «Почему вы так считаете?» и т. п.
Данный метод применяется для сбора и анализа информации о рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении и реакции потребителей.
Недостатком глубинного интервью является сложность обработки результатов. Кроме того, метод требует высоко-коммуникабельного и одновременно выдержанного, доброжелательного и очень терпеливого интервьюера, вызывающего у респондентов доверие и желание общаться.
Достоинством интервью можно считать именно его глубину, помогающую понять личностные и эмоциональные мотивы потребителей.
Панельный метод
Панель (в маркетинге) — группа людей, либо семей (или других коллективов), которые принимают участие в систематических опросах на одну тему.
Метод заключается в том, что с этой группой проводят повторяющиеся исследования путем опросов (устных или письменных). Отвечая на вопросы одной тематики (например, о потребительских предпочтениях при выборе каких-либо товаров, скажем, минеральной воды) в разные моменты своей жизни люди (семьи) отвечают по-разному. Ведь потребительские предпочтения меняются в зависимости от жизненных ситуаций.
Основным достоинством панельного метода является возможность сравнивать результаты проводимых опросов с предыдущими, в отличие от остальных методов качественных исследований. Таким образом можно выявить закономерности и тренды, например потребления тех или иных товаров, реакции на рекламу, и т. д.
Недостатком панельного метода является достаточно высокая стоимость. Для получения достоверных результатов исследования необходимы панели с большим количеством участников, труд которых (ответы на вопросы и т. д.) должен оплачиваться.
Панели классифицируются последующим признакам:
- времени существования (краткосрочные — до одного года и долгосрочные);
- составу (отдельные личности, семьи, торговые организации, предприятия, руководители, какие-либо специалисты, эксперты и т. д.);
- предмету изучения (потребительские предпочтения, тестирование товаров или услуг, источники получения рекламной информации, реакция на рекламу и т. д.).
Поэтому перед проведением опросов потребителей необходимо выбрать вид панели, исходя из целей исследования.
Прочие методы качественных исследований
- Интервью на дому у респондента. Достоинства: возможность показа образцов и пробников продукции. Недостатки: требуется предварительное согласование времени проведения интервью (по телефону, электронной почте и пр.).
- Интервьюирование посетителей супермаркетов и крупных магазинов. Достоинства: дешевизна. Недостатки: трудно добиться от посетителей вдумчивых ответов (люди отвечают, что называется, «на ходу»).
- Интервью по телефону. Достоинства: дешевизна, возможность охватить большое количество респондентов. Недостатки невозможность демонстрации товара, трудно «держать» внимание респондента более 7-10 минут, трудность восприятия сложных вопросов.
- Автоматический телемаркетинг по телефону: специальный автомат задает вопросы с заранее приготовленными вариантами ответов, которые фиксируются при нажатии респондентом определенных кнопок па телефонном аппарате. Достоинства: дешевизна и низкая трудоемкость (все делается автоматически), возможность охватить большое количество респондентов. Недостатки: отсутствие интерактивного общения, негативная реакция многих респондентов на общение с «роботом».
- Заполнение посетителями анкет, размещенных в клиентских или торговых залах, ожидая очереди или обещанного поощрения за заполнение анкеты. Достоинства: посетители сами выступают инициаторами заполнения анкет, низкая трудоемкость метода. Недостатки: необходимы поощрения за заполнение анкеты, малое количество заполненных анкет (редко кто тратит на это время).
- Анкетирование по почте или факсу. Рассылаются анкеты, содержащие варианты ответов. Респондентам предлагается заполнить анкеты и отправить их обратно в специально вложенном конверте с обратным адресом или по указанному факсу. Достоинства: неограниченность времени заполнения анкеты для респондента, а значит, можно высылать подробную анкету с иллюстрациями. Недостатки: низкий обратный отклик (малое количество возвращенных заполненных анкет).
Используя те или иные методы качественного исследования, компания может собрать полную информацию о своих клиентах и выбрать оптимальные рекламные каналы для целевой аудитории с моих товаров/услуг.
- «Правовое регулирование в туризме» (8 вопросов)
- Основные определения, функции и классификация туризма.
- Основные положения нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление въездного туризма на территорию рф. Эффективные механизмы развития въездного туризма в рф.
- Государственное регулирование туризма в рф. Новое в законодательстве. Проблемные зоны.
- Основные положения Закона «Об основах туристской деятельности», дополнения и изменения. Анализ проблемных зон законодательства рф в туризме.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристической деятельности
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
- Глава VI. Туристические ресурсы Российской Федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Социально-экономические условия развития туризма. Роль государственных программ и мер государственного регулирования. Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в рф.
- Характеристика предприятий и предпринимательской деятельности в сфере туризма. Анализ возможностей ведения бизнеса в туризме.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и потребителя туристских услуг.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и поставщиков туристских услуг.
- «Менеджмент и маркетинг туризма» (24 вопроса).
- 9.Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента. Актуальная практика туризма.
- 10.Опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России.
- 11. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма: цели и задачи управления предприятием, организация работы по управлению предприятием. Эффективные технологии в туризме.
- 12.Система коммуникаций, стратегическое и текущее планирование. Эффективные технологии.
- 13.Методы принятия решений, эффективные технологии.
- 14.Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма. Актуальная практика туризма.
- 15.Качество менеджера, работа менеджера. Актуальный спрос на рынке труда.
- 16.Создание системы мотивации труда, организация контроля за деятельностью подчиненных. Эффективные технологии.
- 17.Инновационная программа менеджера.
- 18.Риск-менедмент. Эффективные технологии.
- 19.Этика делового общения.
- 20.Управление конфликтами; эффективные технологии.
- 21.Психология менеджмента.
- 22.Внешние связи и возможности менеджмента. Эффективные технологии.
- 23.Значение индустрий сферы услуг (учреждений развлечений, спорта, образования) в турбизнесе. Эффективные технологии. Инновации.
- 25.Стимулирование сбыта в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 26.Пропаганда и реклама в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 27.Актуальные тенденции в маркетинговой стратегии туризма в рф и других стран мира.
- 28.Ценовая политика туризма в рф и других стран мира. Эффективные технологии. Инновации.
- 29.Сегментирование рынка, понятие сегмента и сегментации, Характеристика основных критериев сегментации в туризме.
- 30.Законы и детерминанты спроса и предложения в контексте анализа рынка туруслуг.
- 31.Классификации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.
- 32.Детерминанты и основные этапы принятия потребительского решения.
- «Экономика туристского рынка» (8 вопросов)
- 33.Туристский продукт и его конкурентоспособность.
- 34.Анализ обновления туристского продукта и его качества.
- 35.Эффективность реализации туристского продукта для предприятия туристской индустрии.
- 36.Формирование и анализ объема продаж.
- 37.Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
- 38.Содержание современной политики в туризме.
- 39.Экономические условия осуществления предпринимательства в туризме, внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 40.Организационные и государственно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма, малые предприятия.
- «Стандартизация, сертификация и лицензирование в туризме» (8 вопросов)
- 41.Становление и развитие системы стандартизации; правовая база, эволюция целей и задач, принципы, объекты, функции и методы стандартизации.
- 42.Россия и требования вто в области стандартизации.
- «Реклама в туризме» (4 вопроса)
- 50.Важнейшие международные выставки и ярмарки туризма: география, периодичность, направленность. Эффективные технологии и инновации в выставочной деятельности.
- 51.Понятие и цели рекламных кампаний в туризме. Особенности организации рекламных кампаний в туризме.
- 52.Классификация видов рекламы в туризме. Реклама туристских дестинаций.
- 53.Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности в туризме. Статистика.
- 54.Автономное выживание в море, джунглях и пустыне: эффективные методы и приемы. В море
- В джунглях.
- Выживание в пустыне
- 55.Безопасность на горных лыжах. Оказание первой помощи при травмах и переломах: эффективные методы и приемы.
- Первая помощь при травмах.
- 56.Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Информирование потребителей. Ответственность сторон. Особенности страхования.
- «Транспортное обеспечение в туризме» (7 вопросов)
- 57.Документы правового характера, регламентирующие авиаперевозки туристов в международном и внутреннем сообщении.
- 58.Договор о воздушной перевозке; его сущность. Перевозочные документы.
- 59.Виды и типы авиатарифов. Нормальные и специальные тарифы, условия их применения.
- 60.Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении.
- 61.Классификация чартерных авиаперевозок с точки зрения использования воздушного судна. Сущность и содержание договора на чартерную авиаперевозку.
- 62.Системы бронирования проездных документов в рф. Эффективные технологии. Инновации.
- Система "Амадеус" (Amadeus Global Travel Distribution)
- Система "Worldspan"
- Система "Galileo"
- Система "Sabre»
- «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» (10 вопросов)
- 64.Эффективные технологии пляжного туризма. Основные пляжные регионы мира.
- 65.Эффективные технологии образовательного туризма. Основные ресурсы образовательного туризма в рф и за рубежом туризма.
- 66.Эффективные технологии круизного туризма. Наиболее известные круизные маршруты мира: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 67.Эффективные технологии экскурсионного туризма. Наиболее популярные экскурсионные маршруты Западной Европы: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 68.Эффективные технологии спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в рф и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 69.Перспективные виды делового туризма. Эффективные технологии делового туризма.
- 70.Эффективные технологии лечебного туризма. Основные российские и зарубежные лечебно-оздоровительные туристские центры и их специализация.
- 71.Эффективные технологии тематического туризма. Основные российские и зарубежные события тематического туризма.
- 72.Эффективные технологии экологического туризма. Основные ресурсы экологического туризма в рф и за рубежом.
- 73.Основные туристские ресурсы Краснодарского края в контексте подготовки к Олимпиаде 2014.
- Музееведение(10вопросов)
- 74. Понятие «музееведение», методы, структура и место музееведения в системе наук.
- 75.Функции музеев и современные тенденция развития.
- 76. Система организации музеев и экспозиций.
- 77.Государственное регулирование деятельностью музеев и сохранностью культурных ценностей.
- 78. Основы комплектования и хранения музейных фондов.
- 79. Управление музейным фондом.
- 80.Культурно-образовательная деятельность музея. Направления, формы и методы.
- 81. Формы музейной коммуникации.
- 82. Музей в туризме.
- 83. Менеджмент и маркетинг в деятельности современного музея.
- «Теория и практика экскурсионных услуг» (5 вопросов)
- 84.Разработка экскурсии. Основные этапы разработки экскурсии и их содержание. Эффективные технологии. Инновации.
- 1. Выбор темы.
- 2. Определение цели и задач экскурсии.
- 3. Отбор литературы и составление библиографии.
- 4. Определение источников экскурсионного материала.
- 5. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
- 6. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- 8. Объезд или обход маршрута.
- 9. Подготовка контрольного текста экскурсии.
- 10. Комплектование «портфеля экскурсовода».
- 11. Определение методических приемов проведения экскурсии.
- 13. Составление методической разработки и технологической карты экскурсии.
- 14. Составление индивидуальных текстов экскурсии.
- 15. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии
- 85.Особенности организации и проведения тематической экскурсии. Характеристики основных тематических экскурсий по Казани. Эффективные технологии. Инновации.
- 86.Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
- 87.Особенности определения цели и тематики экскурсии. Определение источников экскурсионного материала. Эффективные технологии. Инновации.
- 88.Виды анимационной деятельности. Особенности использования анимационных услуг при организации разных видов туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- Страноведение(10 вопросов).
- 89.Понятие «страноведение». Задачи и функции, типы исследований, концепции страноведения.
- 90.Территориальная структура и среда общественного развития как предмет изучения страноведения.
- 91.Источники, подходы и методы в изучении страноведения.
- Рекламно-информационное обеспечение экскурсионной деятельности. (8вопросов).
- 98.Особенности рекламы и информации в туристической деятельности.
- 99.Методы анализа эффективности рекламы.
- 100.Рекламный текст: функциональные и структурные особенности информации.
- 101.Методы исследований в рекламе туризма и отдыха.
- 102.Виды рекламы в туристско-экскурсионной деятельности
- 103.Основные информационные мероприятии в туризме для привлечения сми.
- 105.Этические аспекты информации в рекламе.
- 106.Имидж туристского предприятия.
- «Бизнес-планирование экскурсионных услуг» (8 вопросов).
- 107.Что представляет собой типовой бизнес-план, какова его экономическая сущность, из каких компонентов он состоит?
- 108.Назовите этапы составления бизнес-плана. Опишите их.
- 109.В чем важность проведения маркетинговых исследований при составлении бизнес-плана? Назовите виды таких исследований? в чем их суть?
- 110.Перечислите основные ошибки при составлении бизнес-плана. Кратко охарактеризуйте.
- 111.Типы бизнес-планов. Их особенности.
- 112.Как правильно организовать презентацию бизнес-плана? Какие при этом используются средства? Психологические аспекты восприятия бизнес-плана.
- Оформление презентации бизнес-плана
- 113.Виды денежных потоков предприятия. Что правильно считать основным источником поступления денежных средств предприятия?
- «Выставочная деятельность» (4 вопроса).
- 116.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга
- 117.Организационный процесс при участии в выставке
- Определение значения выставки в системе маркетинга
- 118.Процесс участия туристской фирмы в выставке