20.Управление конфликтами; эффективные технологии.
Фундаментальная идея современного подхода к управлению конфликтами сводится к тому, что конфликт может быть управляем, причем таким образом, что исход будет иметь конструктивный характер. В западных странах совершенствование управления конфликтами предполагается через создание институциональных механизмов (законодательных, исполнительных, консультативных служб) и распространение идей общественного согласия, социального партнерства. Отечественные исследователи полагают, что, прежде всего, следует сделать конфликт легитимным и создать систему сдержек и противовесов в законодательной и исполнительной сфере. Однако надежды на создание эффективных универсальных технологий пока не оправдываются. В некоторых областях, например в сфере трудовых, политических конфликтов, разработаны достаточно надежные рекомендации по управлению ими. Но в последние десятилетия на процесс возникновения конфликтов стали сильно влиять факторы групповой идентичности: гендерные, расовые, религиозные, факторы культурной принадлежности и сексуальной ориентации. Эти области еще недостаточно изучены для эффективного предупреждения такого рода конфликтов. В России меры по профилактике конфликтов пока ограничиваются общими рекомендациями по оптимизации функционирования организации, поведению участников взаимодействия.
Управление конфликтами – это процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лицами), который заключается в его локализации в пространстве и во времени и недопущении эскалации. Есть конфликты неуправляемые и трудноразрешимые. Это ситуации, когда:
одна или обе стороны желают его продолжения;
накал эмоций слишком велик;
имеются более глубокие противоречия, нежели лежащие на поверхности;
участники воспринимают конфликт как позиционную борьбу;
имеются серьезные расхождения в ценностях сторон и в интерпретации сути конфликта;
происходит институционализация конфликта.
Существуют факторы, влияющие на управляемость конфликтами, на возможность их конструктивного разрешения.
Во-первых, это характер проблемы. Когда в зоне разногласий оказываются власть, статус, ценности, ресурсы, то тенденции к соперничеству очень сильны. Ценностные конфликты являются наиболее трудноразрешимыми. Чем более значим предмет конфликта и чем больше поставлено на карту, тем меньше он доступен конструктивному управлению.
Во-вторых, имеют значение характеристики сторон: потребность во власти и контроле, кооперативная или конкурентная ориентация личности, индивидуальные психологические характеристики. Для того чтобы пойти на уступки, человеку очень важно иметь возможность сохранить лицо.
В-третьих, на протекание конфликта влияет степень сходства – различия соперников в социокультурном плане. Общность менталитета, языка облегчают процесс коммуникации.
В-шестых, имеют значение выбранные участниками стратегии поведения в конфликте.
Всесторонний анализ этих факторов поможет прогнозировать течение конфликта и направлять его в более конструктивное русло, воздействуя на них.
Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта— его признание и выявление как реальности.
Теоретический этап — только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликтных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие законодательства о партиях, регулирующего их деятельность и отношения с государственными организациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса.
Следующий этап регулирования конфликта — это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их. Это также означает, что и общество рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему общественному порядку. Легитимизация конфликта есть его интегрирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о политико-правовой системе или же о гражданском обществе.
Институционализация и рационализация конфликта дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений, но ведущих к предотвращению агрессивности в борьбе и ее разрушительных последствий.
Важной ступенью управления конфликтом, его урегулирования является действие по структурированию конфликтующих групп. Структурирование группы позволяет измерить «силовой потенциал» различных составляющих ее элементов и определить иерархию в структуре общественных отношений. Кроме того, путем структурирования социальных групп, участвующих в конфликте, выявляется реальное состояние и взаимоотношение интересов, а также определение приоритетных из них или общих, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.
Существуют определенные технологии, которые позволяют регулировать конфликт, т. е. ограничивать его и ослаблять, для того чтобы впоследствии разрешить его с меньшими потерями.
Технологии
| Основное содержание
|
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п. |
Коммуникативные
| Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические
| Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе |
Организационные
| Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. |
Процесс регулирования конфликта осуществляется при помощи разнообразных технологий: информационной, коммуникативной, социально-психологического воздействия, организационных приемов. Ликвидация дефицита информации по спорным вопросам, исключение из информационного поля различного рода искаженных сведений о позициях и интересах сторон; устранение слухов о поведении субъектов — эти и другие действия по информационному обеспечению управления общественной ситуацией оказывают эффективное влияние на снижение уровня конфликтных взаимоотношений. Не меньшую роль играет коммуникативный способ регулирования конфликтов. Развитие общения формирует сходные или общие установки, ценности, оценки, социальные переживания, нейтрализует влияние эмоций.
Совершенствование организационного порядка, разумное применение организационных методов воздействия на группы и отдельных людей (например, решение кадровых вопросов, использование методов поощрения или наказания за те или иные действия), содействуют блокированию конфликтной ситуации и развитию отношений сотрудничества между людьми и организациями. Таким образом, для смягчения, ослабления или перевода конфликта в другое русло и на другой уровень отношений служит регулирование.
- «Правовое регулирование в туризме» (8 вопросов)
- Основные определения, функции и классификация туризма.
- Основные положения нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление въездного туризма на территорию рф. Эффективные механизмы развития въездного туризма в рф.
- Государственное регулирование туризма в рф. Новое в законодательстве. Проблемные зоны.
- Основные положения Закона «Об основах туристской деятельности», дополнения и изменения. Анализ проблемных зон законодательства рф в туризме.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристической деятельности
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
- Глава VI. Туристические ресурсы Российской Федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Социально-экономические условия развития туризма. Роль государственных программ и мер государственного регулирования. Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в рф.
- Характеристика предприятий и предпринимательской деятельности в сфере туризма. Анализ возможностей ведения бизнеса в туризме.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и потребителя туристских услуг.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и поставщиков туристских услуг.
- «Менеджмент и маркетинг туризма» (24 вопроса).
- 9.Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента. Актуальная практика туризма.
- 10.Опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России.
- 11. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма: цели и задачи управления предприятием, организация работы по управлению предприятием. Эффективные технологии в туризме.
- 12.Система коммуникаций, стратегическое и текущее планирование. Эффективные технологии.
- 13.Методы принятия решений, эффективные технологии.
- 14.Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма. Актуальная практика туризма.
- 15.Качество менеджера, работа менеджера. Актуальный спрос на рынке труда.
- 16.Создание системы мотивации труда, организация контроля за деятельностью подчиненных. Эффективные технологии.
- 17.Инновационная программа менеджера.
- 18.Риск-менедмент. Эффективные технологии.
- 19.Этика делового общения.
- 20.Управление конфликтами; эффективные технологии.
- 21.Психология менеджмента.
- 22.Внешние связи и возможности менеджмента. Эффективные технологии.
- 23.Значение индустрий сферы услуг (учреждений развлечений, спорта, образования) в турбизнесе. Эффективные технологии. Инновации.
- 25.Стимулирование сбыта в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 26.Пропаганда и реклама в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 27.Актуальные тенденции в маркетинговой стратегии туризма в рф и других стран мира.
- 28.Ценовая политика туризма в рф и других стран мира. Эффективные технологии. Инновации.
- 29.Сегментирование рынка, понятие сегмента и сегментации, Характеристика основных критериев сегментации в туризме.
- 30.Законы и детерминанты спроса и предложения в контексте анализа рынка туруслуг.
- 31.Классификации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.
- 32.Детерминанты и основные этапы принятия потребительского решения.
- «Экономика туристского рынка» (8 вопросов)
- 33.Туристский продукт и его конкурентоспособность.
- 34.Анализ обновления туристского продукта и его качества.
- 35.Эффективность реализации туристского продукта для предприятия туристской индустрии.
- 36.Формирование и анализ объема продаж.
- 37.Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
- 38.Содержание современной политики в туризме.
- 39.Экономические условия осуществления предпринимательства в туризме, внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 40.Организационные и государственно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма, малые предприятия.
- «Стандартизация, сертификация и лицензирование в туризме» (8 вопросов)
- 41.Становление и развитие системы стандартизации; правовая база, эволюция целей и задач, принципы, объекты, функции и методы стандартизации.
- 42.Россия и требования вто в области стандартизации.
- «Реклама в туризме» (4 вопроса)
- 50.Важнейшие международные выставки и ярмарки туризма: география, периодичность, направленность. Эффективные технологии и инновации в выставочной деятельности.
- 51.Понятие и цели рекламных кампаний в туризме. Особенности организации рекламных кампаний в туризме.
- 52.Классификация видов рекламы в туризме. Реклама туристских дестинаций.
- 53.Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности в туризме. Статистика.
- 54.Автономное выживание в море, джунглях и пустыне: эффективные методы и приемы. В море
- В джунглях.
- Выживание в пустыне
- 55.Безопасность на горных лыжах. Оказание первой помощи при травмах и переломах: эффективные методы и приемы.
- Первая помощь при травмах.
- 56.Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Информирование потребителей. Ответственность сторон. Особенности страхования.
- «Транспортное обеспечение в туризме» (7 вопросов)
- 57.Документы правового характера, регламентирующие авиаперевозки туристов в международном и внутреннем сообщении.
- 58.Договор о воздушной перевозке; его сущность. Перевозочные документы.
- 59.Виды и типы авиатарифов. Нормальные и специальные тарифы, условия их применения.
- 60.Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении.
- 61.Классификация чартерных авиаперевозок с точки зрения использования воздушного судна. Сущность и содержание договора на чартерную авиаперевозку.
- 62.Системы бронирования проездных документов в рф. Эффективные технологии. Инновации.
- Система "Амадеус" (Amadeus Global Travel Distribution)
- Система "Worldspan"
- Система "Galileo"
- Система "Sabre»
- «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» (10 вопросов)
- 64.Эффективные технологии пляжного туризма. Основные пляжные регионы мира.
- 65.Эффективные технологии образовательного туризма. Основные ресурсы образовательного туризма в рф и за рубежом туризма.
- 66.Эффективные технологии круизного туризма. Наиболее известные круизные маршруты мира: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 67.Эффективные технологии экскурсионного туризма. Наиболее популярные экскурсионные маршруты Западной Европы: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 68.Эффективные технологии спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в рф и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 69.Перспективные виды делового туризма. Эффективные технологии делового туризма.
- 70.Эффективные технологии лечебного туризма. Основные российские и зарубежные лечебно-оздоровительные туристские центры и их специализация.
- 71.Эффективные технологии тематического туризма. Основные российские и зарубежные события тематического туризма.
- 72.Эффективные технологии экологического туризма. Основные ресурсы экологического туризма в рф и за рубежом.
- 73.Основные туристские ресурсы Краснодарского края в контексте подготовки к Олимпиаде 2014.
- Музееведение(10вопросов)
- 74. Понятие «музееведение», методы, структура и место музееведения в системе наук.
- 75.Функции музеев и современные тенденция развития.
- 76. Система организации музеев и экспозиций.
- 77.Государственное регулирование деятельностью музеев и сохранностью культурных ценностей.
- 78. Основы комплектования и хранения музейных фондов.
- 79. Управление музейным фондом.
- 80.Культурно-образовательная деятельность музея. Направления, формы и методы.
- 81. Формы музейной коммуникации.
- 82. Музей в туризме.
- 83. Менеджмент и маркетинг в деятельности современного музея.
- «Теория и практика экскурсионных услуг» (5 вопросов)
- 84.Разработка экскурсии. Основные этапы разработки экскурсии и их содержание. Эффективные технологии. Инновации.
- 1. Выбор темы.
- 2. Определение цели и задач экскурсии.
- 3. Отбор литературы и составление библиографии.
- 4. Определение источников экскурсионного материала.
- 5. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
- 6. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- 8. Объезд или обход маршрута.
- 9. Подготовка контрольного текста экскурсии.
- 10. Комплектование «портфеля экскурсовода».
- 11. Определение методических приемов проведения экскурсии.
- 13. Составление методической разработки и технологической карты экскурсии.
- 14. Составление индивидуальных текстов экскурсии.
- 15. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии
- 85.Особенности организации и проведения тематической экскурсии. Характеристики основных тематических экскурсий по Казани. Эффективные технологии. Инновации.
- 86.Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
- 87.Особенности определения цели и тематики экскурсии. Определение источников экскурсионного материала. Эффективные технологии. Инновации.
- 88.Виды анимационной деятельности. Особенности использования анимационных услуг при организации разных видов туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- Страноведение(10 вопросов).
- 89.Понятие «страноведение». Задачи и функции, типы исследований, концепции страноведения.
- 90.Территориальная структура и среда общественного развития как предмет изучения страноведения.
- 91.Источники, подходы и методы в изучении страноведения.
- Рекламно-информационное обеспечение экскурсионной деятельности. (8вопросов).
- 98.Особенности рекламы и информации в туристической деятельности.
- 99.Методы анализа эффективности рекламы.
- 100.Рекламный текст: функциональные и структурные особенности информации.
- 101.Методы исследований в рекламе туризма и отдыха.
- 102.Виды рекламы в туристско-экскурсионной деятельности
- 103.Основные информационные мероприятии в туризме для привлечения сми.
- 105.Этические аспекты информации в рекламе.
- 106.Имидж туристского предприятия.
- «Бизнес-планирование экскурсионных услуг» (8 вопросов).
- 107.Что представляет собой типовой бизнес-план, какова его экономическая сущность, из каких компонентов он состоит?
- 108.Назовите этапы составления бизнес-плана. Опишите их.
- 109.В чем важность проведения маркетинговых исследований при составлении бизнес-плана? Назовите виды таких исследований? в чем их суть?
- 110.Перечислите основные ошибки при составлении бизнес-плана. Кратко охарактеризуйте.
- 111.Типы бизнес-планов. Их особенности.
- 112.Как правильно организовать презентацию бизнес-плана? Какие при этом используются средства? Психологические аспекты восприятия бизнес-плана.
- Оформление презентации бизнес-плана
- 113.Виды денежных потоков предприятия. Что правильно считать основным источником поступления денежных средств предприятия?
- «Выставочная деятельность» (4 вопроса).
- 116.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга
- 117.Организационный процесс при участии в выставке
- Определение значения выставки в системе маркетинга
- 118.Процесс участия туристской фирмы в выставке