logo
ОТВЕТЫ ГОС

31.Классификации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.

Потребности - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).  Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.  Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др. 

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности. 

3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. 

4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов. 

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать. 

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота. 

7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. 

Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Т.е. без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации.

Основные факторы туристской мотивации

В общем представлении туризм - это удовольствие, активный или пассивный отдых, досуг и развлечение. Однако каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально - в зависимости от возраста, образования, жизненного

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания.

1. Возраст. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор.

2. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явления, достопримечательности, культур, зрелищные события.

3. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха.

4. Менталитет. Определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения.

5. Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы, например варьете, стриптиз-шоу, казино.

6. Доход. Играет в туризме существенную роль. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия исходя из их стоимости и своих материальных возможностей. Люди обеспеченные путешествуют избирательно. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок.

7. Работа. Ее вид, характер, напряженность опосредованно оказывают влияние на формирование мотивов выбора путешествия, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию вида трудовой деятельности (умственной или физической) и трудового коллектива.

8. Отпуск. Его наличие, продолжительность, а также дотации к отпуску влияют на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.

9. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек, никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг.

10. Географическое направление. Мотив выбора географического направления может быть неопределенным и во многом зависит от удаленности и доступности места туристского назначения. На выбор географического направления в значительной степени влияет подготовленность туриста, в том числе сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации, образующие фундамент его географических, краеведческих и страноведческих знаний.

11. Активность. Туризм предполагает пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски и т. д.

Сегментация туристского рынка определяется как деятель­ность по классификации потенциальных потребителей в соот­ветствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегмента­цию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг. Главная цель сегментации заключается в обеспечении адресности туристскому продукту, так как он не может отвечать за­просам сразу всех потребителей. Таким образом, сегментация представляет собой, с одной стороны, прием для нахождения частей рынка и определения объектов (прежде всего потребителей), на которые ориентируется маркетинговая деятельность туристского предприятия, с дру­гой — управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элемен­тов комплекса маркетинга.

Чтобы быть эффективной, сегментация должна проводиться по определенным признакам.

Признак — это способ выделения данного сегмента на рынке.

Сегментация ту рынка по географическим признакам: признак сегментации – страна постоянного проживания туристов. Сегменты рынка – многочисленные сегменты в зависимости от стран постоянного проживания туристов.

Каждый сегмент рынка в зависимости от страны происхождения туристов отличается моделью их поведе­ния и требует особого подхода к организации обслуживания.

Демографические признаки (возраст, пол потребителей, их се­мейное положение, количество членов семьи и т.д.) относятся к числу достаточно применяемых.

По возрастному признаку можно выделить следующие сег­менты туристского рынка, которым должно соответствовать и раз­ное предложение туристского продукта:

♦ дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителя­ми, так и самостоятельно;

♦ молодежь (15-24 года);

♦ относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие в основном семьями (с деть­ми);

♦ экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие в основном без детей;

♦ туристы старшего возраста (60 лет и старше)

Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности их социальной и про­фессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Психографическая сегментация предполагает деление рынка на различные группы в зависимости от стиля жизни или личных характеристик потребителей.