86.Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
Правила проведения обзорных экскурсий.
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения1.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, времени и стоимости их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
- экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);
- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
- по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определеннуюподтему и т. д.;
- рекламная экскурсия.
Автобусная экскурсия (3 часа)
Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
Предлагаем совершить увлекательное путешествие по 1000 летней Казани. Маршрут пролегает по историческим улицам и площадям. Отправляемся на обзорную экскурсию по Казани через Старо-татарскую слободу, где узнаете историю Азимовской, Бурнаевской, Закабанной мечетей. Посетите первую каменную мечеть Казани — Марджани. Далее едем вдоль озера Кабан, история и легенды которого никого не оставят равнодушным. Проезжаем Парк тысячелетия Казани. Выезжаем по старой Арской дороге к церкви Святой Варвары XVIII века. Улица Карла Маркса это студенческая улица – и справа, и слева расположены вузы. В этих кварталах разворачивались знаменитые события, здесь жила Казанская знать и купечество. Каждое здание несет свою историю, о чем и расскажет экскурсовод. ТМы выезжаем на центральную казанскую площадь Свободы, где знакомимся со зданиями, расположенными на ней, и их историей, дальше по улице Большая Красная к Крестовоздвиженскому собору, который был построен возле места обретения Казанской иконы Божьей Матери. Затем мы подъезжаем к Национальному культурному центру «Казань», где вы сможете полюбоваться прекрасной панорамой на мост Миллениум, развлекательный комплекс «Ривьера», один из лучших аквапарков страны, современные спортивные сооружения. Рядом находится садик имени Карла Фукса, где стоит памятник выдающемуся этнографу, историку и единственному врачу в Казани, которому доверяли лечить женщин-мусульманок. Выезжаем на улицу Кремлевская, Казанский Университет, посещение Петропавловского собора и дальше к жемчужине нашего города – к Кремлю.В ходе экскурсии Вы ознакомитесь с историей, культурой, религиями нашего города, профессиональные экскурсоводы ответят на все интересующие вас вопросы. Стоимость тура для группы
20+2 чел. 30+3 чел. 40+4 чел.
6 600 р. 7 600 р. 7 900 р.
- «Правовое регулирование в туризме» (8 вопросов)
- Основные определения, функции и классификация туризма.
- Основные положения нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление въездного туризма на территорию рф. Эффективные механизмы развития въездного туризма в рф.
- Государственное регулирование туризма в рф. Новое в законодательстве. Проблемные зоны.
- Основные положения Закона «Об основах туристской деятельности», дополнения и изменения. Анализ проблемных зон законодательства рф в туризме.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристической деятельности
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
- Глава VI. Туристические ресурсы Российской Федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Социально-экономические условия развития туризма. Роль государственных программ и мер государственного регулирования. Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в рф.
- Характеристика предприятий и предпринимательской деятельности в сфере туризма. Анализ возможностей ведения бизнеса в туризме.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и потребителя туристских услуг.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и поставщиков туристских услуг.
- «Менеджмент и маркетинг туризма» (24 вопроса).
- 9.Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента. Актуальная практика туризма.
- 10.Опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России.
- 11. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма: цели и задачи управления предприятием, организация работы по управлению предприятием. Эффективные технологии в туризме.
- 12.Система коммуникаций, стратегическое и текущее планирование. Эффективные технологии.
- 13.Методы принятия решений, эффективные технологии.
- 14.Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма. Актуальная практика туризма.
- 15.Качество менеджера, работа менеджера. Актуальный спрос на рынке труда.
- 16.Создание системы мотивации труда, организация контроля за деятельностью подчиненных. Эффективные технологии.
- 17.Инновационная программа менеджера.
- 18.Риск-менедмент. Эффективные технологии.
- 19.Этика делового общения.
- 20.Управление конфликтами; эффективные технологии.
- 21.Психология менеджмента.
- 22.Внешние связи и возможности менеджмента. Эффективные технологии.
- 23.Значение индустрий сферы услуг (учреждений развлечений, спорта, образования) в турбизнесе. Эффективные технологии. Инновации.
- 25.Стимулирование сбыта в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 26.Пропаганда и реклама в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 27.Актуальные тенденции в маркетинговой стратегии туризма в рф и других стран мира.
- 28.Ценовая политика туризма в рф и других стран мира. Эффективные технологии. Инновации.
- 29.Сегментирование рынка, понятие сегмента и сегментации, Характеристика основных критериев сегментации в туризме.
- 30.Законы и детерминанты спроса и предложения в контексте анализа рынка туруслуг.
- 31.Классификации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.
- 32.Детерминанты и основные этапы принятия потребительского решения.
- «Экономика туристского рынка» (8 вопросов)
- 33.Туристский продукт и его конкурентоспособность.
- 34.Анализ обновления туристского продукта и его качества.
- 35.Эффективность реализации туристского продукта для предприятия туристской индустрии.
- 36.Формирование и анализ объема продаж.
- 37.Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
- 38.Содержание современной политики в туризме.
- 39.Экономические условия осуществления предпринимательства в туризме, внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 40.Организационные и государственно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма, малые предприятия.
- «Стандартизация, сертификация и лицензирование в туризме» (8 вопросов)
- 41.Становление и развитие системы стандартизации; правовая база, эволюция целей и задач, принципы, объекты, функции и методы стандартизации.
- 42.Россия и требования вто в области стандартизации.
- «Реклама в туризме» (4 вопроса)
- 50.Важнейшие международные выставки и ярмарки туризма: география, периодичность, направленность. Эффективные технологии и инновации в выставочной деятельности.
- 51.Понятие и цели рекламных кампаний в туризме. Особенности организации рекламных кампаний в туризме.
- 52.Классификация видов рекламы в туризме. Реклама туристских дестинаций.
- 53.Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности в туризме. Статистика.
- 54.Автономное выживание в море, джунглях и пустыне: эффективные методы и приемы. В море
- В джунглях.
- Выживание в пустыне
- 55.Безопасность на горных лыжах. Оказание первой помощи при травмах и переломах: эффективные методы и приемы.
- Первая помощь при травмах.
- 56.Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Информирование потребителей. Ответственность сторон. Особенности страхования.
- «Транспортное обеспечение в туризме» (7 вопросов)
- 57.Документы правового характера, регламентирующие авиаперевозки туристов в международном и внутреннем сообщении.
- 58.Договор о воздушной перевозке; его сущность. Перевозочные документы.
- 59.Виды и типы авиатарифов. Нормальные и специальные тарифы, условия их применения.
- 60.Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении.
- 61.Классификация чартерных авиаперевозок с точки зрения использования воздушного судна. Сущность и содержание договора на чартерную авиаперевозку.
- 62.Системы бронирования проездных документов в рф. Эффективные технологии. Инновации.
- Система "Амадеус" (Amadeus Global Travel Distribution)
- Система "Worldspan"
- Система "Galileo"
- Система "Sabre»
- «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» (10 вопросов)
- 64.Эффективные технологии пляжного туризма. Основные пляжные регионы мира.
- 65.Эффективные технологии образовательного туризма. Основные ресурсы образовательного туризма в рф и за рубежом туризма.
- 66.Эффективные технологии круизного туризма. Наиболее известные круизные маршруты мира: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 67.Эффективные технологии экскурсионного туризма. Наиболее популярные экскурсионные маршруты Западной Европы: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 68.Эффективные технологии спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в рф и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 69.Перспективные виды делового туризма. Эффективные технологии делового туризма.
- 70.Эффективные технологии лечебного туризма. Основные российские и зарубежные лечебно-оздоровительные туристские центры и их специализация.
- 71.Эффективные технологии тематического туризма. Основные российские и зарубежные события тематического туризма.
- 72.Эффективные технологии экологического туризма. Основные ресурсы экологического туризма в рф и за рубежом.
- 73.Основные туристские ресурсы Краснодарского края в контексте подготовки к Олимпиаде 2014.
- Музееведение(10вопросов)
- 74. Понятие «музееведение», методы, структура и место музееведения в системе наук.
- 75.Функции музеев и современные тенденция развития.
- 76. Система организации музеев и экспозиций.
- 77.Государственное регулирование деятельностью музеев и сохранностью культурных ценностей.
- 78. Основы комплектования и хранения музейных фондов.
- 79. Управление музейным фондом.
- 80.Культурно-образовательная деятельность музея. Направления, формы и методы.
- 81. Формы музейной коммуникации.
- 82. Музей в туризме.
- 83. Менеджмент и маркетинг в деятельности современного музея.
- «Теория и практика экскурсионных услуг» (5 вопросов)
- 84.Разработка экскурсии. Основные этапы разработки экскурсии и их содержание. Эффективные технологии. Инновации.
- 1. Выбор темы.
- 2. Определение цели и задач экскурсии.
- 3. Отбор литературы и составление библиографии.
- 4. Определение источников экскурсионного материала.
- 5. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
- 6. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- 8. Объезд или обход маршрута.
- 9. Подготовка контрольного текста экскурсии.
- 10. Комплектование «портфеля экскурсовода».
- 11. Определение методических приемов проведения экскурсии.
- 13. Составление методической разработки и технологической карты экскурсии.
- 14. Составление индивидуальных текстов экскурсии.
- 15. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии
- 85.Особенности организации и проведения тематической экскурсии. Характеристики основных тематических экскурсий по Казани. Эффективные технологии. Инновации.
- 86.Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
- 87.Особенности определения цели и тематики экскурсии. Определение источников экскурсионного материала. Эффективные технологии. Инновации.
- 88.Виды анимационной деятельности. Особенности использования анимационных услуг при организации разных видов туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- Страноведение(10 вопросов).
- 89.Понятие «страноведение». Задачи и функции, типы исследований, концепции страноведения.
- 90.Территориальная структура и среда общественного развития как предмет изучения страноведения.
- 91.Источники, подходы и методы в изучении страноведения.
- Рекламно-информационное обеспечение экскурсионной деятельности. (8вопросов).
- 98.Особенности рекламы и информации в туристической деятельности.
- 99.Методы анализа эффективности рекламы.
- 100.Рекламный текст: функциональные и структурные особенности информации.
- 101.Методы исследований в рекламе туризма и отдыха.
- 102.Виды рекламы в туристско-экскурсионной деятельности
- 103.Основные информационные мероприятии в туризме для привлечения сми.
- 105.Этические аспекты информации в рекламе.
- 106.Имидж туристского предприятия.
- «Бизнес-планирование экскурсионных услуг» (8 вопросов).
- 107.Что представляет собой типовой бизнес-план, какова его экономическая сущность, из каких компонентов он состоит?
- 108.Назовите этапы составления бизнес-плана. Опишите их.
- 109.В чем важность проведения маркетинговых исследований при составлении бизнес-плана? Назовите виды таких исследований? в чем их суть?
- 110.Перечислите основные ошибки при составлении бизнес-плана. Кратко охарактеризуйте.
- 111.Типы бизнес-планов. Их особенности.
- 112.Как правильно организовать презентацию бизнес-плана? Какие при этом используются средства? Психологические аспекты восприятия бизнес-плана.
- Оформление презентации бизнес-плана
- 113.Виды денежных потоков предприятия. Что правильно считать основным источником поступления денежных средств предприятия?
- «Выставочная деятельность» (4 вопроса).
- 116.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга
- 117.Организационный процесс при участии в выставке
- Определение значения выставки в системе маркетинга
- 118.Процесс участия туристской фирмы в выставке