52 Поурочный материал
Курс начальной подготовки волейболистов представлен в настоящем пособии, как мы уже говорили, 120 уроками, рассчитанными примерно на один учебный год систематических занятий (40 недель по 3 занятия в неделю). Продолжительность занятия 120 мин., однако, если есть возможность, ее можно увеличивать до 150 мин., т.е. до 2,5 часа. Учебный материал рассчитан на молодежь и взрослых, имеющих определенный уровень физической подготовки. Пособие может помочь и при проведении занятий по волейболу со школьниками. В этом случае целесообразно воспользоваться уроками, где дается начальное обучение технике, а тренировочный материал исключить. Но лучше все же обратиться к специальной литературе по этому вопросу *.
Учебный материал по урокам распределен так, чтобы им в одинаковой мере могли пользоваться коллективы с различным уровнем подготовленности новичков. Для этой цели включены уроки для самостоятельных занятий, позволяющие провести индивидуальные занятия с отдельными волейболистами по исправлению у них ошибок. Кроме того, предусмотрены так называемые игровые тренировки, на которых также возможно исправление недостатков отдельных игроков. На таких тренировках можно выделить больше времени на тактическую подготовку и совершенствование навыков непосредственно в игре.
Большое место в уроках занимает физическая подготовка, особенно специальная. Повышение уровня физической подготовки играет большую роль не только в достижении высоких спортивно-технических показателей. От физической подготовки зависит и начальное обучение волейболу, о чем мы уже говорили. Ошибаются те, кто думает, что чем меньше сроки обучения, тем меньше времени на физическую подготовку можно и нужно выделять («не до этого», «времени и так мало»). При одном и том же времени, отводимом на занятия, более успешное овладение навыками игры в волейбол происходит там, где систематически занимаются физической подготовкой.
Физическая подготовка должна проводиться во время урока не только в подготовительной части, но и в основной путем выполнения комбинированных заданий по технике
* Подготовка юных волейболистов. ФиС, 1967.
53
и физической подготовке. Кроме того, отдельные уроки целиком отводятся физической подготовке. На таких уроках дается учебный материал, на основе которого можно подбирать и разнообразить упражнения с учетом местных условий и подготовленности занимающихся.
Если срок обучения меньше чем 40 недель, то количество уроков сокращается за счет игровых тренировок, теоретических и самостоятельных занятий и в последнюю очередь за счет занятий по физической подготовке.
На начальном этапе в уроках на двустороннюю игру в волейбол выделяется немного времени, так как двусторонняя игра на этом этапе еще малоэффективна. В дальнейшем для совершенствования игровых навыков выделяются специальные занятия — игровые тренировки.
В занятиях с новичками, особенно взрослыми, иногда недооценивают подвижные игры. Однако умелый подбор и проведение игр позволяет решать многие задачи общей и специальной подготовки волейболистов, при этом с большим эмоциональным подъемом. В уроках даны подвижные игры и эстафеты, которые полезно применять в работе с волейболистами.
Пособие не рассчитано на специальную подготовку волейболистов к соревнованиям, однако серия игровых тренировок позволяет привить занимающимся необходимые им в соревнованиях знания и навыки. На игровых тренировках проводятся внутренние соревнования, где занимающиеся на практике осваивают навыки организации и проведения соревнований.
Инструктор должен тщательно изучить раздел, где рассказывается о технике и тактике игры, а также даются основы обучения технике и тактике игры.
Заключительная часть урока по своему содержанию изменяется незначительно. В пособии поэтому лишь в первых уроках приводится для примера содержание заключительной части урока. По этому образцу она проводится и во всех последующих уроках.
УРОК 1
Первый урок посвящается организационным вопросам. Инструктор знакомится с группой, рассказывает о задачах работы секции, о содержании учебно-тренировочных занятий, о требованиях к занимающимся, о программе и расписании занятий.
54
УРОК 2
Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. 3. Обучение верхней передаче мяча двумя руками.
Продолжительность урока—120 мин. Инвентарь—набивные и волейбольные мячи. Подготовительная часть—120 мин. Построение, принятие рапорта, проверка присутствующих. Сообщение задач урока. Повороты на месте. Ходьба обычная, по сигналу остановка, поворот кругом и ходьба в обратном направлении,
1. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, пружинящими и рывковыми движениями отведение рук назад, сжимание пальцев в кулак.
2. В различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз, вперед, назад, круговые движения плечами.
3. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными перемещениями (ходьба, приставные шаги).
4. Бег с высокого и низкого старта 10—20 м лицом вперед, боком вперед, спиной вперед, быстрое передвижение на согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед, двойными шагами и скачками.
5. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне ускоряет шаг и, обогнав колонну, бежит вперед. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега при обгоне применяются и другие способы перемещения.
6. Из упора, стоя у стены, одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук при максимальном тыльном сгибании в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами.
7. Из различных исходных положений, руки за головой, пальцы переплетены, нажимая руками, наклонять голову вперед, оказывая сопротивление напряжением
65
мышц шеи; поднимать голову и наклонять ее назад, оказывая сопротивление руками.
8. В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгибание ног до касания коленями лба.
9. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой наружу и внутрь; то же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук круговыми движениями рук.
10. Из различных исходных положений (стоя на одной и обеих ногах, в выпаде на согнутой ноге) пружинящее покачивание на носках.
11. «Эстафета с бегом». Занимающиеся делятся на две-три команды, которые стоят в колонне (шеренге). По сигналу занимающиеся, стоящие первыми, бегут до контрольной отметки (10—15 м) и обратно. Побеждает команда, раньше других закончившая бег.
Рис. 30. Стойки волейболиста
Основная часть — 90 мин. I. Обучение перемещениям волейболиста — 20 мин.
С изучения стоек и перемещений начинается знакомство занимающихся с волейболом. Разучиваются способы передвижения на площадке, характерные для игры в волейбол. Основные способы — это приставные шаги вправо, влево, вперед и назад, двойной шаг вперед и назад, скачок вперед и назад. Стойками принято называть наиболее рациональные исходные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры (рис. 30).
Очень важно, чтобы волейболисты научились сочетать различные способы перемещения с остановками и принятием той или иной стойки, а также умели выбирать тот или иной способ перемещения в зависимости от игровой обстановки (расстояние от мяча, скорость полета мяча и его траектория и т. д.).
- Ю. Д. Железняк
- 120 Уроков по волейболу
- Содержание
- 17 Прием и передачи мяча
- Нападающие удары
- 10 II 12
- Блокирование
- Тактика игры
- 27 Тактические действия в нападении
- Тактические действия в защите
- Обучение и тренировка
- Физическая подготовка волейболистов
- Обучение технике игры
- 44 Обучение тактике игры
- Держатели мяча
- Приспособления для установки сетки
- 1. Стойки переносные (рис. 27). Стойки удерживаются четырьмя тросами с растяжками.
- Приспособление в. М. Абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
- 52 Поурочный материал
- 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют по-
- I. Обучение перемещениям—20 мин.
- 1. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей или занимающихся, передвигающихся в колонне).
- 1. Упражнения 4 и 5 на быстроту перемещения из урока 2.
- 1. Упражнение 15 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 1. Упражнение 14 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи—10 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
- 1. Упражнения для рук, плечевого пояса во время ходьбы.
- 1. Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо. По сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление, т. Е. Передвигаться влево.
- 10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
- IV. Учебная игра в волейбол — 20 мин. Заключительная часть — 5 мин.
- I. Прием и передачи сверху — 15 мин.
- I. Прием и передача мяча сверху и снизу — 20 мин.
- II. Совершенствование навыка верхней прямой подачи— 10 мин.
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 7.
- I. Вторая передача мяча — 15 мин.
- II. Подачи нижняя и верхняя прямая— 10 мин.
- 6. Прыжки в приседе на месте и продвигаясь вперед, назад, в стороны.
- I. Акробатические упражнения—40 мин.
- 3. Упражнения со скакалкой:
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 30 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи мяча—
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.
- I. Передачи в прыжке—30 мин.
- I. Обучение групповым тактическим действиям в защите—30 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком (без опоры и с опорой на палки). Повороты на лыжах в движении: переступанием, «плугом».
- 1. Слалом. Спуски в различных стойках. Повороты в движении (ознакомление с основами техники). Спуски с прохождением открытых ворот.
- I. Совершенствование навыков первой и второй передачи— 30 мин.
- I. Совершенствование навыков защитных действий— 30 мин
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 13.
- IV, Учебная игра в волейбол—30 мин.
- II. Обучение верхней боковой подаче—30 мин.
- I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.
- III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.
- I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
- 1. Повторение упражнений из урока 111.