1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
2. Стоя лицом друг к другу и держась правой рукой за левую партнера и левой за правую, одновременное сгибание и разгибание рук («Пилка дров»).
3. Стоя лицом друг к другу и держась за руки, каждый старается сдвинуть партнера с места.
4. Двое, трое и более занимающихся из исходного положения стоя, на коленях, сидя, руки в стороны, ладони на плечах партнеров, наклоняются вперед и назад.
5. Из исходного положения стоя спиной друг к другу, ноги врозь, держась за руки, наклоны в стороны с взаимным сопротивлением.
6. Один из партнеров из исходного положения сидя, руки в различных исходных положениях, ложится на спину и возвращается в исходное положение, другой удерживает его руками за голеностопные суставы.
7. Из исходного положения сидя лицом друг к другу, держась за руки, ноги врозь, упираются стопами, один из партнеров наклоняется назад, а второй, не сгибая ног, наклоняется вперед.
8. Несколько занимающихся из исходного положения сидя в затылок, ноги врозь, ладони рук на плечах сидящего впереди, наклоняются вперед, сильно сгибая ноги. Затем наклон назад, одновременно выпрямляя ноги («Гребцы»).
9. Из исходного положения сидя, ноги врозь, спиной друг к другу и держась руками, согнутыми в локтях, опираясь ногами о пол, каждый старается повалить партнера в сторону.
10. Подскоки поочередно на правой и левой ноге, другая нога вперед, назад, в сторону.
11. Подскоки в положении выпада вперед, в сторону;
то же со сменой положения ног после трех подскоков; то же со сменой положения ног при каждом подскоке.
12. Прыжки на месте вверх, в прыжке развести ноги врозь (одну вперед, другую назад, в стороны); то же, в прыжке согнуть ноги вперед и обхватить их руками.
79
Основная часть—90 мин.
I. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками—40 мин.
1. Упражнение в парах из предыдущего урока.
2. Эстафета у стены с поворотами. Игроки располагаются в колонны по одному у стены. По сигналу первые игроки делают передачу над собой, затем о стену, поворачиваются на 360°, принимают мяч и, направив его в
Рис. 48. Эстафета у стены с поворотами
стену, уходят в конец колонны. Вторые игроки принимают мяч, выполняют передачу над собой, второй передачей направляют мяч о стену, делают поворот на 360°, принимают мяч и т. д. Выигравшей считается команда, у которой последний игрок первым поймал мяч от стены после поворота на 360° и, которая меньше допустила падений мяча на площадку (рис. 48).
3. Передачи мяча на точность. Один занимающийся стоит в зоне 3, остальные в колонне по одному — в зоне 4 (такое же расположение и на другой стороне площадки). Стоящий в зоне 3 подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в зону 4. Затем первый в колонне выходит к мячу и верхней передней направляет его через сетку в заданную зону, стараясь попасть в лежащий там мат (рис. 49).
Упражнение строится так, чтобы передачи на точность через сетку выполнялись также из зон 2 и 3.
80
4. Передачи мяча с собственного подбрасывания на точность (в кольцо из жесткой проволоки или рамку, которая устанавливается на сетке) из зоны 3 в зону 4, из зоны 6 в зону 3, а оттуда в зону 4 (рис. 50); из зоны 3 в зону 2, из зоны 2 в зону 3.
Для увеличения плотности занятия можно использовать также баскетбольные корзины.
Рис. 49. Передачи на точность
Рис. 50. Первые и вторые передачи на точность у сетки
II. Совершенствование навыков подачи—20 мин.
1. Соревнование на большее количество подач подряд без ошибок.
2. Подачи на точность — в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки.
III. Учебная игра в волейбол—30 мин.
Задание—подачей мяч направлять в дальнюю или ближнюю половины площадки, при передаче через сетку
81
стремиться посылать мяч точно. За удачное выполнение задания команде засчитывать дополнительное очко тут же независимо от того, как кончится розыгрыш мяча. Заключительная часть—5 мин.
УРОК 12
Теоретическое занятие.
1. Краткий обзор развития волейбола— 1 час. Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в СССР и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в СССР и международные.
2. Правила игры в волейбол — 1 час.
Правила приема и передачи мяча, количество касаний мяча, правила подачи мяча, выигрыш очка, счет в игре; количество партий, количество очков в партии, расстановка игроков и переходы в игре, замены в игре, одежда игроков, их права и обязанности.
На этих занятиях следует рассказать о методике судейства, а на последующих надо привлекать к судейству самих занимающихся, не занятых в данный момент в игре.
УРОК 13
Задачи урока: 1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 3. Совершенствование навыков подачи.
Продолжительность урока— 120 мин. Инвентарь — набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
1. Для развития быстроты двигательной реакции и быстроты перемещения Полезно выполнять различные задания в ответ на зрительные или слуховые сигналы во время перемещения занимающихся различными способами.
2. По зрительному сигналу бег 10—15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и лицом вниз (по отношению к стартовой линии волейболист принимает самые разнообразные положения).
82
3. Бег зигзагами с остановками и изменением направления. «Челночный» бег 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно—спиной вперед и т. д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. Задания усложняются, занимающиеся передвигаются с набивными мячами в руках.
4. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх. То же с прыжком вверх. То же с набивным мячом (или двумя) в руках.
5. Из исходного положения стоя на гимнастической стенке, правая нога согнута, левая опущена вниз, держась руками за рейку на уровне лица, быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же на левой ноге.
6. Напрыгивание на стенку, держась за рейку на уровне лица, и спрыгивание.
7. Броски набивного мяча от лица двумя руками, из-за головы двумя руками на месте и в прыжке; встречная передача мяча через сетку с переходом из колонны в колонну.
8. «Метко в цель». Занимающиеся располагаются по кругу, в середине устанавливаются булавы (городки или мяч на треножнике и т. п.), которые защищает водящий. Занимающиеся, перебрасывая друг другу волейбольный мяч, стараются выбрать момент и сбить булавы.
Основная часть—90 мин.
I. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками—30 мин.
1. Передачи на точность через сетку. Описание упражнения дается в уроке 11. Если занимающимся трудно, то передачи на точность они могут выполнять с собственного подбрасывания мяча, затем с передачи партнера.
2. Встречная передача мяча в зонах 5—3, 1—3, 5—2 (рис. 45), 1—4, 4—2.
3. Эстафета с верхней передачей на точность—попадание в баскетбольную корзину. Игроки располагаются двумя колоннами за средней линией. По свистку инструктора первые в колоннах, выполняя передачу мяча над собой, перемещаются к противоположному щиту. Подойдя к баскетбольному щиту, они стремятся попасть мячом в баскетбольную корзину, выполняя верхнюю передачу (касание кольца сверху засчитывается), после чего пере-
83
дают мяч вторым игрокам своей колонны и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков за попадания. II. Совершенствование навыков подачи—20 мин.
1. Соревнование на большее число подач подряд без ошибки.
2. Нижняя прямая подача на точность—в зоны 4—5, 6—3, 1—2.
III Учебная игра в волейбол—30 мин.
Задание то же, что и в предыдущем уроке.
IV. «Борьба за мяч»— 10 мин.
Занимающиеся делятся на две команды. Игра начинается с того, что инструктор подбрасывает мяч вверх, игроки стараются овладеть мячом и, передавая его друг другу, не дать противнику. Игроки другой команды ста-' раются отобрать мяч и, в свою очередь, держать его у себя. Игра ведется на время или на количество передач подряд.
Заключительная часть—5 мин.
УРОК 14
Задачи урока: 1. Скоростно-силовая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 3. Совершенствование навыков нижней прямой подачи.
Продолжительность урока— 120 мин.
Инвентарь—волейбольные, набивные мячи, дополнительное оборудование.
Подготовительная часть — 25 мин.
- Ю. Д. Железняк
- 120 Уроков по волейболу
- Содержание
- 17 Прием и передачи мяча
- Нападающие удары
- 10 II 12
- Блокирование
- Тактика игры
- 27 Тактические действия в нападении
- Тактические действия в защите
- Обучение и тренировка
- Физическая подготовка волейболистов
- Обучение технике игры
- 44 Обучение тактике игры
- Держатели мяча
- Приспособления для установки сетки
- 1. Стойки переносные (рис. 27). Стойки удерживаются четырьмя тросами с растяжками.
- Приспособление в. М. Абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
- 52 Поурочный материал
- 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют по-
- I. Обучение перемещениям—20 мин.
- 1. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей или занимающихся, передвигающихся в колонне).
- 1. Упражнения 4 и 5 на быстроту перемещения из урока 2.
- 1. Упражнение 15 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 1. Упражнение 14 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи—10 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
- 1. Упражнения для рук, плечевого пояса во время ходьбы.
- 1. Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо. По сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление, т. Е. Передвигаться влево.
- 10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
- IV. Учебная игра в волейбол — 20 мин. Заключительная часть — 5 мин.
- I. Прием и передачи сверху — 15 мин.
- I. Прием и передача мяча сверху и снизу — 20 мин.
- II. Совершенствование навыка верхней прямой подачи— 10 мин.
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 7.
- I. Вторая передача мяча — 15 мин.
- II. Подачи нижняя и верхняя прямая— 10 мин.
- 6. Прыжки в приседе на месте и продвигаясь вперед, назад, в стороны.
- I. Акробатические упражнения—40 мин.
- 3. Упражнения со скакалкой:
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 30 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи мяча—
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.
- I. Передачи в прыжке—30 мин.
- I. Обучение групповым тактическим действиям в защите—30 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком (без опоры и с опорой на палки). Повороты на лыжах в движении: переступанием, «плугом».
- 1. Слалом. Спуски в различных стойках. Повороты в движении (ознакомление с основами техники). Спуски с прохождением открытых ворот.
- I. Совершенствование навыков первой и второй передачи— 30 мин.
- I. Совершенствование навыков защитных действий— 30 мин
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 13.
- IV, Учебная игра в волейбол—30 мин.
- II. Обучение верхней боковой подаче—30 мин.
- I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.
- III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.
- I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
- 1. Повторение упражнений из урока 111.