logo
Железняк учебник

I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.

1 Двое занимающихся в зоне нападения выполняют передачу друг другу вдоль сетки и наблюдают за двумя (тремя) партнерами, стоящими у линии нападения ли­цом к сетке на противоположной стороне площадки. По сигналу кто-либо из партнеров выбегает к сетке, и зани­мающиеся с мячом должны немедленно передачей на­править мяч на «пустое место» (рис. 81).

2. Занимающийся в зоне 3 по заданию преподавателя стоит у сетки или оттягивается назад. Прием мяча с по­дачи и первая передача в зону 2, если занимающийся в

143

зоне 3 оттянут назад, и в зону 3, если он стоит у сетки В дальнейшем выполняются вторые передачи и напада­ющий удар через сетку.

Рис. 81. Упражнение для развития наблюдательности

II. Прямой нападающий удар—20 мин. 1. Нападающий удар из зон 4 и 2 со второй передачи из зоны 3.

Рис. 82. Нападающий удар с длинной передачи

2. Нападающий удар из зоны 4, вторая передача из зоны 2 (удар с длинной передачи). Передачу вначале выполняет инструктор или кто-нибудь из занимающихся, хорошо владеющий навыками второй передачи (рис. 82)

III. Одиночное блокирование—20 мин.

144

1. Блокирование нападающих ударов из зоны 4 в зо­ну 5.

2. Блокирование нападающих ударов с переводом из зоны 3 в зону 1. В этом случае блокирующий прыгает против мяча, а руки разворачивает вправо и в момент удара переносит их через сетку—ладонями навстречу удару.

IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.

Задание—в зонах 4 и 2 выполнять только прямые нападающие удары, в зоне 3—только перевод влево. Одиночное блокирование обязательно.

Заключительная часть—5 мин.

УРОК 55

Занятие по физической подготовке.

Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение акробатическим упражнениям и технике игры в баскет­бол.

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь—баскетбольные, набивные мячи, допол­нительное оборудование.

Подготовительная часть—25 мин.

Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 23.

Основная часть — 90 мин.

I. Акробатические упражнения—40 мин.

Повторение упражнений из урока 52.

II. Обучение технике игры в баскетбол—20 мин.

Повторение упражнений из урока 40.

III. Игра в баскетбол по упрощенным правилам— 30 мин.

Заключительная часть—5 мин.

УРОК 56

Самостоятельные занятия по индивидуальным зада­ниям (свободный урок). Устранение недостатков в ов­ладении техникой игры в волейбол.

УРОК 57

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков защит­ных действий. 2. Совершенствование навыков нападаю­щего удара—тактика нападающего удара. 3. Индивиду­альные тактические действия в защите.

145

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь—волейбольные, набивные мячи и допол­нительное оборудование.

Подготовительная часть—25 мин.

Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 20.

Основная часть—90 мин.

I. Защитные действия—30 мин.

Рис. 83. Прием далеких мячей

1. В парах. Сильные и тихие удары, обманные пере­дачи; выбор способа приема мяча: сверху, снизу, сверху с падением.

2. Прием мяча снизу от сетки.

3. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку в зонах 6, 5, 1, двигаясь по направлению от сетки (рис. 83).

4. «Жонглирование» мячом — чередование приема мяча снизу, сверху, над собой, стоя на месте.

5. То же, но с ударом о стену.

II. Индивидуальные тактические действия в нападе­нии —20 мин.

1. Передача мяча в прыжке Игроки располагаются, как показано на рис 84. Первый в колонне делает энер­гичный разбег для нападающего удара, но, выполнив прыжок вверх, вместо удара верхней передачей двумя

146

руками посылает мяч за сетку в пределах 0,5—1 м от нее.

Это упражнение выполняется при условии, что с про­тивоположной стороны игрок ставит блок.

2. Игроки выполняют нападающие удары из зоны 4 со второй передачи из зоны 3. На противоположной стороне стоит инструктор, держа в руках «ме­ханический блок». Во время второй пе. редачи он поднимает приспособление над сеткой («блок») — нападающий должен выполнить удар с переводом влево. Если «блока» нет — нападаю­щий удар «по ходу».

Рис. 84. Обманный удар в прыжке

Вначале «блок» ставится заранее, постепенно надо сокращать время меж­ду появлением блока и моментом удара по мячу при на­падающем ударе.

III. Индивидуальные тактические действия в защите_ 15 мин.

Один из занимающихся с собственного подбрасыва­ния мяча выполняет нападающий удар или передачу в прыжке (обман), другой нападающий за сеткой стара­ется как можно раньше определить возможное действие противника и готовится к приему мяча от удара или спе­шит на страховку. Занимающийся стремится принять мяч сверху в устойчивом положении или с падением и принимает снизу, если сверху принять невозможно (рис. 85),

147

Рис. 85. Прием мяча от нападающих и обманных ударов

IV. Учебная игра в волейбол—25 мин. Задание—применять в игре индивидуальные и груп­повые тактические действия, изученные в занятиях. Заключительная часть—5

мин.

УРОК 58

Игровая тренировка.

Особое внимание уделяется индивидуальным и груп­повым тактическим действиям. После разминки даются упражнения по тактике, где в игровой обстановке, специ­ально создаваемой, совершаются тактические действия.

УРОК 59

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков пере­дачи мяча в прыжке. 2. Совершенствование навыков по­дачи мяча. 3. Совершенствование навыков нападающего удара. 4. Индивидуальные тактические действия в за­щите.

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь—волейбольные, набивные мячи, дополни­тельное оборудование.

Подготовительная часть—25 мин.

Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 20.

Основная часть — 90 мин.