Обучение технике игры
Обучение технике—важнейшая задача учебно-тренировочной работы. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов —отличное владение техникой. Однако это не такая простая задача, и требует она большого трудолюбия и настойчивости волейболистов, а также мастерства тренера, инструктора-общественника.
Овладение техникой связано с физической подготовкой. Только при условии хорошей физической подготовки и высокого уровня развития специальных физических качеств можно достигнуть успеха при первоначальном обучении техническим приемам волейбола, а в процессе совершенствования—более эффективно применять разученные технические приемы в игре и на соревнованиях.
Отличное владение техническими приемами дает возможность с большой эффективностью проводить упражнения по технике, тактике и учебные двусторонние игры в волейбол, что положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности занимающихся. Так, многократное выполнение технического приема в относительно небольшой промежуток времени уже выступает как средство развития физических способностей (наряду с совершенствованием техники). Например, упражнения в нападающем ударе по мячу на амортизаторах не только совершенствуют навыки удара по мячу, но и развивают прыгучесть.
И обучение тактике всецело связано с определенным уровнем технической подготовленности. Любое тактическое действие может быть успешно осуществлено лишь
43
при условии достаточно хорошего владения техническими приемами. Чем разнообразнее техническая подготовка волейболистов, тем большими тактическими возможностями они располагают.
При обучении техническим приемам надо тщательно следить за тем, чтобы занимающиеся овладели рациональной техникой и научились выполнять технические приемы правильно, что в большой мере зависит от подбора и применения подводящих упражнений.
Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения технике новичков. Подводящие упражнения создают условия для правильного выполнения технического приема и исключают появление ошибок, на исправление которых затрачивается обычно много времени.
Подготовительные, подводящие упражнения и упражнения по технике направлены на то, чтобы волейболисты прочно овладели основами технических приемов. В процессе совершенствования необходимо добиваться формирования гибких двигательных навыков, чтобы волейболисты умели эффективно выполнять технические приемы в любой игровой обстановке.
Обучение технике должно проводиться с учетом специфики волейбола. Специфика волейбола состоит в том, что все технические приемы выполняются по движущемуся мячу, т. е. в своей основе имеют тонкое сочетание всех движений игрока с направлением и скоростью полета мяча.
Все технические приемы—это кратковременное соприкосновение рук с мячом. Всякая задержка мяча — ошибка! Вот почему в понятие «техника» правомерно включить еще такой фактор, как умение дифференцировать пространственно-временное отношение. В связи с этим в обучении технике мы выделяем две стороны: во-первых, выработка дифференцировки пространства и времени, т. е. умение согласовывать свои движения по отношению к движущемуся мячу; во-вторых, овладение так называемым «ударным» движением, т. е. момент непосредственного воздействия на мяч (подача, нападающий удар и т. д.). Отсюда необходимость широкого применения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений и бесперспективность занятий с преобладанием двусторонней игры в волейбол.
- Ю. Д. Железняк
- 120 Уроков по волейболу
- Содержание
- 17 Прием и передачи мяча
- Нападающие удары
- 10 II 12
- Блокирование
- Тактика игры
- 27 Тактические действия в нападении
- Тактические действия в защите
- Обучение и тренировка
- Физическая подготовка волейболистов
- Обучение технике игры
- 44 Обучение тактике игры
- Держатели мяча
- Приспособления для установки сетки
- 1. Стойки переносные (рис. 27). Стойки удерживаются четырьмя тросами с растяжками.
- Приспособление в. М. Абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
- 52 Поурочный материал
- 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют по-
- I. Обучение перемещениям—20 мин.
- 1. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей или занимающихся, передвигающихся в колонне).
- 1. Упражнения 4 и 5 на быстроту перемещения из урока 2.
- 1. Упражнение 15 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 1. Упражнение 14 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи—10 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
- 1. Упражнения для рук, плечевого пояса во время ходьбы.
- 1. Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо. По сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление, т. Е. Передвигаться влево.
- 10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
- IV. Учебная игра в волейбол — 20 мин. Заключительная часть — 5 мин.
- I. Прием и передачи сверху — 15 мин.
- I. Прием и передача мяча сверху и снизу — 20 мин.
- II. Совершенствование навыка верхней прямой подачи— 10 мин.
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 7.
- I. Вторая передача мяча — 15 мин.
- II. Подачи нижняя и верхняя прямая— 10 мин.
- 6. Прыжки в приседе на месте и продвигаясь вперед, назад, в стороны.
- I. Акробатические упражнения—40 мин.
- 3. Упражнения со скакалкой:
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 30 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи мяча—
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.
- I. Передачи в прыжке—30 мин.
- I. Обучение групповым тактическим действиям в защите—30 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком (без опоры и с опорой на палки). Повороты на лыжах в движении: переступанием, «плугом».
- 1. Слалом. Спуски в различных стойках. Повороты в движении (ознакомление с основами техники). Спуски с прохождением открытых ворот.
- I. Совершенствование навыков первой и второй передачи— 30 мин.
- I. Совершенствование навыков защитных действий— 30 мин
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 13.
- IV, Учебная игра в волейбол—30 мин.
- II. Обучение верхней боковой подаче—30 мин.
- I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.
- III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.
- I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
- 1. Повторение упражнений из урока 111.