logo
Железняк учебник

III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.

УРОК 96

Свободный урок. Тренировка по исправлению недо­статков в овладении техникой, совершенствование от­дельных технических приемов.

УРОК 97

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков приема мячей, уходящих за пределы площадки. 2. Совершенство­вание навыков сильной подачи. 3. Изучение групповых тактических действий в защите.

Продолжительность урока—120 мин.

175

Инвентарь—волейбольные мячи, дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

1. Специальные упражнения на быстроту ответных действий для развития прыгучести (из прошлых уро­ков).

2. «Мяч через шеренгу». Одна команда стоит в ше­ренге на средней линии, другая, разделенная на две под­группы, располагается на расстоянии 5—6 м и владеет мячом. Перебрасывая мяч в подгруппах, игроки стре­мятся бросить мяч так, чтобы он пролетел через шерен­гу, игроки в шеренге защищаются. Усложняется игра тем, что игроки в шеренге отбивают мяч передачей свер­ху или снизу.

Основная часть — 100 мин.

I. Прием мячей, уходящих за пределы площадки,— 20 мин.

Игроки располагаются в одну колонну в зоне 2 лицом к инструктору, который из зоны 5 в различных направ­лениях бросает за пределы площадки «далекие» мячи. Игроки по очереди принимают мяч сверху или снизу, стараясь высоко, в пределах площадки, поднять мяч. Затем каждый игрок принимает подряд два мяча. Пред­полагается, что это второе касание, и команда 'еще имеет право на один удар.

II. Совершенствование навыков сильной подачи— 20 мин.

3'анимающиеся делятся на две группы, которые рас­полагаются на разных площадках. В течение 20 мин. игроки по очереди подают с места верхние подачи — пря­мую и боковую. Свободные от подачи игроки принимают мяч с подачи, затем идут на подачу.

III. Групповые тактические действия в защите— 20 мин.

На одной стороне площадки игроки организуют на­падающие действия из зон 4 и 2. На другой стороне иг­рок в зоне 3 блокирует, закрывая зону 6 по ходу, игрок зоны 6 выходит на страховку, игрок зон 1 (5) готовится принимать мяч от удара с переводом. В соответствии с тем, откуда производится удар, в защите и на страховке действуют игроки зон 4 и 2.

IV. Учебная игра в волейбол—40 мин.

Заключительная часть—5 мин.

176

УРОК 98

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков защит­ных действий. 2. Совершенствование навыков нападаю­щих ударов. 3. Изучение групповых тактических дейст­вий в нападении.

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь — волейбольные, баскетбольные мячи и дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

Рис. 102. «Защита зоны»

1. Упражнения на месте и в движении для рук, пле­чевого пояса, туловища, ног, на быстроту ответных дей­ствий.

2. Двусторонняя игра в баскетбол. Основная часть—100 мин. I. Совершенствование навыков защитных действий — 30 мин.

1. Игрок сам резко бросает или направляет мяч уда­ром в стену на уровне 1,5—2 м и принимает мяч. Рас­стояние от стены примерно 3—5 м. Если мяч отскакивает далеко в стороны и низко, то игрок применяет прием снизу, сверху с падением, снизу одной рукой с падением.

2. «Защита ворот»—отбивание мячей сверху и сни­зу, которые ударами направляют занимающиеся.

3. «Защита зоны»—в зоне 6 (5, 1) находится «за­щитник», отбивая мячи, которые ударами с собственного подбрасывания (или бросками) потоком посылают зани­мающиеся через сетку (рис. 102).

177

II. Совершенствование навыков нападающих уда­ров — 20 мин.

1. Прямой нападающий удар из зоны 4 со второй пе­редачи из зоны 2.

2. Нападающий удар с переводом влево из зоны 3 со второй передачи из зоны 2.

3. Нападающий удар из зоны 2 со второй передачи из зоны 3.

III. Групповые тактические действия в нападении— 10 мин.

Прием мяча с подачи, первая передача в зону 3, из зоны 3 вторая передача назад, за голову, и нападающий удар.

IV. Учебная игра в волейбол—40 мин.

Заключительная часть—5 мин.

УРОК 99

Занятие по физической подготовке.

3адачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Изучение техники игры в ручной мяч 7 : 7.

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь—мячи набивные и для игры в ручной мяч.

Подготовительная часть—25 мин.

Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 55.

Основная часть — 90 мин.

I. Ловля и передачи мяча — 20 мин.

Повторение упражнений из урока 79.

II. Броски мяча в ворота. Задерживание мячей вра­тарем — 20 мин.

1. Различные упражнения в бросках мяча с места, в движении, после ведения и задерживания его в воротах. Функции вратаря выполняют все занимающиеся. В игре ворота защищают лучшие «защитники».

2. Индивидуальные тактические действия в нападе­нии и защите в основном те же, что и в баскетболе:

выбор места, уход от противника и персональная опека.

III. Двусторонняя игра в ручной мяч 7:7—50 мин.

Продолжительность игры для мужчин — 2 половины по 25 мин., для женщин—2 половины по 20 мин., между таймами перерыв.

Заключительная часть — 5 мин.

178

УРОК 100

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Совершенствование навыков одиночного блокирования. 3. Обучение командным тактическим дей­ствиям в нападении и защите.

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь—волейбольные мячи, дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

Специальные упражнения на быстроту ответных дей­ствий и для развития скоростно-силовых качеств (из предыдущих уроков).

Основная часть —100 мин.

I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.

1. Встречная передача мяча параллельно сетке, в зо­нах 4—2 и в зонах 5—2, 1—4.

2. Повторение упражнения 2 из урока 91. II. Совершенствование навыков одиночного блокиро­вания—20 мин.

1. Блокирование в зоне 3, нападающие удары выпол­няются из зоны 4 по ходу.

2. То же, но удары выполняются из зоны 2.

3. Блокирование при условии, что удары выполняют­ся из зоны 4 или 2 (блокирующему неизвестно, откуда будет произведен удар).

III. Обучение командным тактическим действиям в нападении и защите—20 мин.

Одна команда подает мяч и готовится защищаться, вторая принимает мяч и организует нападение. После розыгрыша 3—4 мячей игроки обеих команд делают пе­реход. После возвращения команд к первоначальной рас­становке защищающаяся команда переходит в нападе­ние, а нападающая — подает мяч и защищается.

IV. Учебная игра в волейбол—40 мин.

Заключительная часть —5 мин.

УРОК 101

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков защит­ных действий. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. 3. Изучение командных тактических действий в нападении и защите.

179

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — волейбольные мячи, дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

Специальные упражнения, подвижные игры и эстафе­ты (из предыдущих уроков).

Основная часть—100 мин.

I. Совершенствование навыков защитных действий— 25 мин.

1. Упражнения в передачах и приеме мяча снизу, сверху с падением, снизу с падением, у стены (из преды­дущих уроков).

2. «Защита ворот». «3'ащита зоны»—из урока 98. II. Совершенствование навыков нападающего уда­ра— 15 мин.

1. Прямой нападающий удар на точность—из зон 4, 2 и 3 в зоны 5, 6, 1 (см. рис. 87).

2. Прямой нападающий удар слабейшей рукой— левой из зоны 2, правой из зоны 4.

III. Командные тактические действия в защите и на' падении—20 мин.

Повторение упражнений из урока 100.

IV. Учебная игра в волейбол — 40 мин.

Заключительная часть— 5 мин,

УРОК 102

Игровая тренировка.

Уделить внимание специальным упражнениям с на­бивными мячами, со специальными снарядами, отработ­ке отдельных деталей техники.

УРОК 103

Теоретическое занятие.

Тема, Организация и проведение соревнований по волейболу.

УРОК 104

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков приема мяча снизу. 2. Совершенствование навыков сильных подач. 3. Совершенствование навыков группового блокиро­вания.

180

Продолжительность урока—120 мин. Инвентарь — волейбольные мячи, дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

1. Специальные упражнения в движении, эстафеты с различными способами перемещения (бег, прыжки, при­ставные шаги).

2. «Борьба за мяч». Основная часть-100 мин.

I. Совершенствование навыков приема мяча — 20 мин.

1. В парах. Прием и пере­дачи мяча сверху, снизу.

2. В парах. Один игрок передает мяч партнеру и бежит к нему. Тот прини­мает мяч, подбрасывает его над собой и затем пере­дачей посылает мяч на мес­то, где стоял партнер. Пер­вый игрок бежит на свое место и снизу двумя руками в положении спиной к парт­неру отбивает ему мяч. То же самое выполняет второй иг­рок (рис. 103).

Рис. 103. Совершенствование навыков приема мяча снизу

II. Совершенствование навыков сильной пода­чи — 20 мин.

1. Повторение верхней прямой подачи.

2. Повторение верхней боковой подачи.

3. Чередование верхней прямой и боковой подач. Свободные от подачи игроки принимают мяч с подачи. III. Совершенствование навыков группового блокиро­вания — 20 мин.

Трое блокирующих стоят у сетки в зонах 3, 2 и 4. На­падающие удары выполняются из зон 4 и 2 со второй пе­редачи из зоны 3.

В блокировании участвуют два игрока, третий оття­гивается к линии нападения и принимает мячи, прошед­шие по ходу мимо блока.

IV. Учебная игра в волейбол—40 мин. Заключительная часть — 5 мин.

181

УРОК 105

Занятие по физической подготовке.

Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Обучение легкоатлетическим упражнениям.

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — рулетка, секундомер, ядра, набивные мячи, резиновые амортизаторы.

Подготовительная часть—15 мин.

Общеразвивающие и специальные упражнения из уро­ков 19 и 22.

Основная часть—100 мин.

Соревнования по легкоатлетическому многоборью:

1. Бег 100 м. 2. Прыжки в длину. 3. Толкание ядра.

В беге на 100 м участвует вся группа. После бега за­нимающиеся делятся на две группы, одна идет на прыж­ки, вторая — на толкание ядра. Затем меняются местами.

Заключительная часть—5 мин.

Подведение итогов соревнований.

УРОК 106

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков переда­чи мяча в прыжке. 2. Совершенствование навыков при­ема далеких мячей. 3. Совершенствование навыков напа­дающих ударов.

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — волейбольные мячи, дополнительное оборудование.

Подготовительная часть—15 мин.

Упражнения для рук, плечевого пояса, туловища во время перемещения, на быстроту ответных действий, подвижные игры (из предыдущих уроков).

Основная часть — 100 мин.