27 Тактические действия в нападении
Основным содержанием тактических действий в нападении у начинающих волейболистов является тактика нападения со второй передачи, которую выполняет игрок линии нападения. К концу годичного цикла обучения занимающиеся знакомятся с тактикой нападения со второй передачи, выполняемой игроком задней линии, вышедшим к сетке.
Рис. 11. Тактика нападения со второй передачи игроком передней линии (игрок зоны 3 у сетки)
При организации нападающих действий со второй передачи игроком передней линии в завершении атак принимают участие два игрока. Здесь возможны положения, которые показаны на рис. 11.
первая передача—сплошная линия со стрелкой;
вторая передача — линия крупным пунктиром со стрелкой
Наиболее распространен способ ведения игры, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3, стоящий у сетки. В этом случае при приеме мяча игроки стараются направить его в зону 3 Вторая передача
из зоны 3 может быть выполнена в зоны 4 и 2. При этом передача на удар может выполняться как стоя лицом к нападающему так и стоя спиной к нему. Передача назад,
Рис. 12. Тактика нападения со второй передачи
игроком передней линии (игрок зоны 3 оттянут)
за голову, часто бывает неожиданной для противника, что и приносит успех.
При втором способе ведения игры вторую передачу осуществляет игрок зоны 2. В этом случае завершающий удар выполняют игроки зон 3 и 4. В расстановке игроков можно выделить два варианта. Первый, когда игрок зоны 3 располагается в середине площадки, ближе к игроку зоны 4. Нападающие удары выполняются игроками из зон 3 и 4. Второй вариант, когда игрок зоны 3
располагается ближе к игроку зоны 2 (рис. 12). В этом случае первой передачей мяч направляется ближе к зоне 3, а игрок зоны 3 выходит в зону 2 и выполняет нападающий
28
удар с передачи назад, за голову. Такая игра позволяет «растянуть» блокирующих по всей длине сетки и облегчить своим нападающим выполнение удара. Это особенно эффективно, когда в команде есть игрок-левша или игрок, хорошо владеющий ударом левой рукой.
Осуществление второй передачи игроком зоны 4 применяется реже, но этот способ ведения игры может быть весьма результативным, если в команде есть игрок-левша. Когда этот игрок располагается в зоне 3 и 2, целесообразно первую передачу адресовать в зону 4, а из зоны 4 второй передачей направить мяч для удара левой рукой в зону 3 или 2.
Для команд высокой квалификации характерна игра в нападении со второй передачи, которую выполняет игрок задней линии, вышедший к сетке. Преимущество здесь в том, что все три игрока передней линии могут принять участие в завершающем ударе. К сетке выходит чаще всего игрок зоны 1. Первой передачей мяч направляется к сетке между зонами 3 и 2. Вторая передача выполняется в зону 4, в зону 3 или в зону 2—назад, за голову. На рис. 13 показано расположение игроков при выходе и возможные направления второй передачи па удар. Применяется также выход к сетке игроков зон 6 и 5. Выход игрока целесообразен лишь тогда, когда в данный момент у сетки все три игрока могут выполнить нападающий удар. Когда же всем ясно, что нападать будет «основной» нападающий, то выход теряет свой тактический смысл. Разве только тогда он оправдан, когда никто из находящихся на передней линии игроков не может хорошо выполнить вторую передачу.
29
Рис. 13. Тактика нападения со второй передачи
игроком задней линии, вышедшим к сетке
(направление передач показано на рис. 12)
Существует еще тактика нападения с первых передач, т. е. когда, принимая мяч от противника, игроки направляют его для нападающего удара игрокам линии нападения. Элемент внезапности здесь играет большую роль: команда или сразу выигрывает мяч, или значительно затрудняет защитные действия противника. Новичкам трудно осуществить такую тактику, но они должны знать о ней и всячески стремиться совершенствовать игровые навыки, чтобы овладеть ею в будущем. Применяя тактику игры в нападении с первой передачи, игроки обязательно должны владеть навыками передачи мяча в прыжке—«откидной». В том случае, когда противник готов поставить блок при ударе с первой передачи, нападающий в прыжке делает «откидку» своему партнеру по команде, который и производит нападающий удар.
Комплектование команды для участия в соревнованиях производится с таким расчетом, чтобы в каждый данный момент на передней линии находился игрок, хорошо владеющий навыком второй передачи, и игрок нападающего стиля, а на задней линии чтобы был игрок, хорошо владеющий навыками защитных действий. Лучшие команды укомплектованы (в положении первоначальной расстановки): два сильнейших нападающих занимают зоны 4 и 1 («угловые»), два лучших «связующих» игрока располагаются в зонах 2 и 5 и два вспомогательных нападающих занимают зоны 3 и 6. Применяется также расстановка, когда связующие занимают зоны 3 и 6. В этом случае вторые нападающие располагаются в зонах 2 и 5.
При подготовке команды к участию в первых соревнованиях надо исходить из индивидуальных особенностей игроков. Возможные варианты: 4 нападающих и 2 связующих игрока, 3 нападающих и 3 связующих, 2 нападающих и 4 защитника В командах новичков «связующих», т. е. игроков, хорошо владеющих второй передачей, лучше располагать рядом с основными нападающими.
Тактика подач. Часто на подачу смотрят лишь как на прием, с помощью которого мяч вводится в игру На самом же деле сейчас подача является средством нападения, приносящим победные очки. Вспомним планирующие подачи японских волейболисток, наделавших в свое время много шума и доставивших их противникам много неприятностей.
30
С самого начала обучения подачам занимающиеся должны усваивать и тактические умения, связанные с их применением в игре.
В тактике подач можно выделить такие основные моменты: подача па точность (в уязвимое место площадки), на определенного игрока, «на силу», подача с учетом метеорологических условий (солнце, ветер).
В зависимости от расстановки игроков команды противника на площадке можно найти места, уязвимые для подачи. Затруднен прием мяча вблизи боковой линии в зонах 4—5, у лицевой линии в зоне С, в зоне 3 у сетки, если игрок зоны 3 о-1тяпу1 назад и команда готовится разыгрывать мяч через игрока зоны 2. Прием мяча также затруднен, если подача направлена «вразрез» между игроками. Надо использовать неудачную расстановку игроков, например в затылок друг другу (в зонах 6 и 4, 1 и 2, 6 и 3), слишком близкое к сетке расположение или, наоборот, далекое и т. д.
Объектом точной подачи может быть и отдельный игрок команды противника. В первую очередь надо подавать на игрока, слабо владеющего техникой приема мяча. Помимо всего, чрезмерное «внимание» к такому игроку выводит его из равновесия и отри- цательно влияет на его игру. Подачу можно также направить на игрока, только что вошедшего в игру после замены.
Что касается тактики осуществления собственно нападающего удара, то начинающим волейболистам нужно учесть следующее. Если противник не успел поставить блок, удар следует выполнять с максимальной силой в удобном для нападающего направлении. Если блокирование одиночное, то лучше применить удар с переводом. При групповом блокировании надо выполнить удар в таком направлении, которое менее надежно закрыто (игрок небольшого роста или слабо владеющий навыком блокирования), или применить обманный удар.
- Ю. Д. Железняк
- 120 Уроков по волейболу
- Содержание
- 17 Прием и передачи мяча
- Нападающие удары
- 10 II 12
- Блокирование
- Тактика игры
- 27 Тактические действия в нападении
- Тактические действия в защите
- Обучение и тренировка
- Физическая подготовка волейболистов
- Обучение технике игры
- 44 Обучение тактике игры
- Держатели мяча
- Приспособления для установки сетки
- 1. Стойки переносные (рис. 27). Стойки удерживаются четырьмя тросами с растяжками.
- Приспособление в. М. Абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
- 52 Поурочный материал
- 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют по-
- I. Обучение перемещениям—20 мин.
- 1. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей или занимающихся, передвигающихся в колонне).
- 1. Упражнения 4 и 5 на быстроту перемещения из урока 2.
- 1. Упражнение 15 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 1. Упражнение 14 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи—10 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
- 1. Упражнения для рук, плечевого пояса во время ходьбы.
- 1. Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо. По сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление, т. Е. Передвигаться влево.
- 10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
- IV. Учебная игра в волейбол — 20 мин. Заключительная часть — 5 мин.
- I. Прием и передачи сверху — 15 мин.
- I. Прием и передача мяча сверху и снизу — 20 мин.
- II. Совершенствование навыка верхней прямой подачи— 10 мин.
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 7.
- I. Вторая передача мяча — 15 мин.
- II. Подачи нижняя и верхняя прямая— 10 мин.
- 6. Прыжки в приседе на месте и продвигаясь вперед, назад, в стороны.
- I. Акробатические упражнения—40 мин.
- 3. Упражнения со скакалкой:
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 30 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи мяча—
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.
- I. Передачи в прыжке—30 мин.
- I. Обучение групповым тактическим действиям в защите—30 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком (без опоры и с опорой на палки). Повороты на лыжах в движении: переступанием, «плугом».
- 1. Слалом. Спуски в различных стойках. Повороты в движении (ознакомление с основами техники). Спуски с прохождением открытых ворот.
- I. Совершенствование навыков первой и второй передачи— 30 мин.
- I. Совершенствование навыков защитных действий— 30 мин
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 13.
- IV, Учебная игра в волейбол—30 мин.
- II. Обучение верхней боковой подаче—30 мин.
- I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.
- III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.
- I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
- 1. Повторение упражнений из урока 111.