logo
Железняк учебник

10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, кана­вы. Бег по песку без обуви.

93

Большое внимание надо уделять развитию прыгуче­сти. Необходимо иметь в виду, что только систематичес­кое применение специальных упражнений на протяжении длительного времени положительно влияет на развитие этого ценного качества волейболистов. Очень важно, что­бы у волейболистов вошло в привычку выполнять упражнения на прыгучесть дома.

Основная часть—90 мин.

I. Бег—20 мин.

1. Бег в чередовании с ходьбой 400 м. Дистанции под­бираются в соответствии с уровнем подготовленности за­нимающихся.

2. Бег с преодолением препятствий (набивные мячи, учебные барьеры, условный окоп).

3. Бег с ускорением до 50—60 м. II. Прыжки —30 мин.

1. Прыжки через планку с поворотом направо и нале­во на 90 и 180° с прямого разбега.

2. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

III. Метания—20 мин.

Метание гранаты способом «из-за спины через плечо» с места и с разбега.

IV. Игра в ручной мяч 7:7 по упрощенным прави­лам —20 мин.

На занятиях надо стремиться помочь занимающимся ознакомиться с техникой легкоатлетических упражнений.

Заключительная часть — 5 мин.

УРОК 20

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Ознакомление с прямым нападающим ударом.

Продолжительность урока—120 мин.

Инвентарь—набивные, теннисные, волейбольные мя­чи, мячи на амортизаторах.

Подготовительная часть — 25 мин.

1. Во время ходьбы остановка, поворот налево, сде­лать шаг правой ногой, приставить левую и выполнить прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами. То же во вре­мя бега.

2. Упражнения во время ходьбы (из предыдущих уроков.)

94

3. Один из занимающихся лежит на спине, ноги под­няты вверх, сгибание и разгибание ног, другой в упоре стоя опирается руками о голеностопные суставы парт­нера.

4. В колонне, шеренге, держать за руки, подскоки на одной и обеих ногах на месте и с продвижением вперед в различных сочетаниях.

5. Стоя лицом друг к другу, держась за руки, подско­ки на месте и в движении по кругу; то же в приседе.

6. Стоя лицом друг к другу, левую руку положить на правое плечо, правой рукой взять партнера за левую го­лень, подскоки на месте и по кругу вправо и влево.

7. Подскоки на одной ноге, руки за спину, стараясь грудью столкнуть партнера (для юношей).

8. Броски набивного мяча через сетку в прыжке.

9. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке с места, с разбега в один шаг, в два шага. Направление броска — из зоны 4 в зоны 4—5.

Надо обратить внимание занимающихся на следую­щее: в момент постановки правой ноги в последнем шаге руки должны быть в положении замаха сзади. При дви­жении левой ноги вперед руки также начинают движение вперед. В момент разгибания ног руки устремляются так­же вверх. Продвижение после прыжка вперед мини­мальное.

10. «Эстафета прыжками» (урок 17). То же, но с на­бивными мячами в руках.

11. «Эстафета с прыжками чехардой» (для юношей). Занимающиеся делятся на две команды, которые стоят рядом в колонне по одному. На расстоянии 10—12 м впе­реди колонны в кружках стоят первые номера каждой команды. По сигналу вторые игроки бегут к первым, пры­гают через них с помощью рук (как в игре «Чехарда») и становятся на месте первых, которые убегают в колон­ну. Побеждает команда, раньше закончившая бег.

Основная часть — 90 мин.

I. Совершенствование навыков приема и передачи мя­ча сверху двумя руками—30 мин.

Упражнения в приеме и передаче мяча сверху двумя руками из урока 16.

II. Ознакомление с техникой прямого нападающего удара —30 мин.

1. Показ прямого нападающего удара и объяснение

95

основных моментов техники выполнения нападающего удара.

2. Выполнение согласованных движений рук и ног при прыжке в один и два шага.

3. Имитация нападающего удара.

4. Метание теннисного мяча в прыжке с разбега через сетку. Сохранять ритм движений, характерный для напа­дающего удара (рис. 53).

Рис. 53. Метание теннисного мяча че­рез сетку

5. Обучение нападающему удару по мячу на резино­вых амортизаторах (рис.54).

Рис. 54. Нападающий удар по мячу на амортизаторах

III. Учебная игра в волейбол — 30 мин. Заключительная часть—5 мин.

УРОК 21

Задачи урока: 1. Прием и передача сверху. 2. Обуче­ние приему мяча снизу двумя руками. 3. Обучение пря­мому нападающему удару.

96

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — набивные, теннисные, волейбольные мя­чи, мяч на амортизаторах.

Подготовительная часть—25 мин.

Содержание подготовительной части такое же, как и в предыдущем уроке.

Основная часть — 90 мин.

I, Верхние передачи мяча двумя руками — 15 мин,

Рис. 55. Передачи над собой в движении по кругу

1 Передачи в парах (задания из предыдущих уроков).

2. Передачи над собой в движении по кругу бегом и приставными шагами — все игроки поочередно выполня­ют передачу над собой (игрок выполняет передачу и уходит, на его место выходит следующий и т. д.) (рис. 55).

II. Обучение приему мяча снизу двумя руками — 25 мин.

1. Выпад вперед правой или левой ногой. Взять на­бивной мяч с пола и прямыми руками бросить вперед, вверх, над собой.

2. С набивным мячом в руках после перемещения ос­тановка в глубоком выпаде и бросок снизу вперед, вверх и назад.

3. Прием снизу мяча, подвешенного на шнуре у сетки вверх, вперед-вверх, стоя на месте и после перемещений изученными способами (рис. 56).

87

4. Прием снизу мяча, наброшенного партнером в па­рах и у сетки. Важно обратить внимание занимающихся на то, чтобы в момент приема мяча они не сгибали руки в локтях, а сам прием осуществлялся не на кулаки, а на предплечья у лучезапястных суставов.

III. Обучение прямому нападающему удару «по хо­ду» — 25 мин.

1. Метание теннисного (хоккейного) мяча через сетку правой и левой рукой в прыжке с места и с разбега.

2. Ловля теннисного мяча в прыжке с разбега.

Рис. 56. Прием снизу подвешенного мяча

3. Подбрасывание теннисного мяча вверх и «напада­ющий удар» через сечку (вначале просто в прыжке, в

парах).

4. Нападающий удар по мячу в резиновых амортиза­торах (рис. 54).

IV. Учебная игра в волейбол — 25 мин. Заключительная часть—5 мин.

УРОК 22

Занятие по физической подготовке.

Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Ознаком­ление с техникой легкоатлетических движений.

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — набивные, гандбольные мячи, ядра, оборудование для прыжков, резиновые амортизаторы.

Подготовительная часть — 25 мин.

1. Бег медленный, небольшие ускорения (10—15 м).

2. Общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса, туловища и ног (из предыдущих уроков).

3. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

98

4. Упражнения с резиновым амортизатором:

а) в положении наклона вперед, руки назад (аморти­заторы укреплены на уровне коленей), движение руками вниз-вперед; то же, но движение выполняется только пра­вой рукой с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче);

б) амортизатор укреплен на уровне плеч, руки за го­ловой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой и левой). То же, занимающийся стоит на амортизаторе. Движение рук вверх, затем вперед.

5. Упражнения с набивным мячом:

а) стоя (стоя на коленях, сидя на пятках), мяч вверху, пружинящее отведение прямых рук назад, прогибаясь в грудной части (движения только в плечевых суста­вах);

б) из различных исходных положений, мяч сзади, на­клоны вперед с одновременным отведением мяча прямы­ми руками назад;

в) ходьба, балансируя мячом, лежащим на голове, руки в различных исходных положениях;

г) лежа на спине, мяч зажат между стопами, со­гнуть ноги, поднять вверх, снова согнуть и вернуться в исходное положение;

д) прыжок через мяч на одной и обеих ногах (вперед, назад, вправо, влево);

е) из стойки бросить мяч вверх, сесть и поймать мяч;

сидя, бросить мяч вверх, встать и поймать мяч.

6. «Удочка». Занимающиеся располагаются по кругу, водящий в середине вращает «удочку» (веревка с теннис­ным мячом или мешочком с опилками на конце) под но­гами играющих, последние подпрыгивают, стараясь не задеть за «удочку». Проигрывает тот, кого «удочка» ча­ще касалась. Можно ввести такое правило, задевший «удочку» выбывает из игры, и тогда игру проводят до по­бедителя, т. е. когда останется лишь один игрок, которого «удочка» ни разу не коснулась. Игра усложняется тем, что занимающиеся держат в руках набивной мяч (или два мяча).

Подсчитываются очки игроков одной и другой команды.

Основная часть—90 мин.

1. Бег — 30 мин.

99

1. Низкий старт и стартовый разбег до 30 м. Повтор­ный бег по 30 — 40 м 3 — 4 раза.

2. Бег 100 м с низкого старта. II. Прыжки — 20 мин.

1. Прыжки в длину с места. Тройной прыжок с места

и с разбега (для мужчин).

2. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»

(для женщин).

III. Метания — 20 мин.

Толкание ядра.

IV. Игра в ручной мяч 7:7 по упрощенным прави­лам — 20 мин.

3аключительная часть — 5 мин.

УРОК 23

Задачи урока: 1. Совершенствование навыка верхней передачи. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3. Обучение прямому нападающему удару.

Продолжительность урока — 120 мин.

Инвентарь — набивные, волейбольные мячи, держате­ли мяча, резиновые амортизаторы.

Подготовительная часть—25 мин.

1. Общеразвивающие упражнения без предметов для плечевого пояса, рук, туловища и ног — из предыдущих

уроков.

2. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, руки вниз, поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение их на­зад. То же, но круги руками.

3. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой (как при напа­дающем ударе), двумя руками, левой.

4. Броски набивного мяча весом 1 —2 кг двумя рука­ми из-за головы с максимальным прогибом в грудной части при замахе.

5. Броски набивного мяча весом 1 —2 кг снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой сверху—пра­вой и левой.

6. Броски набивного мяча через сетку в прыжке с разбега в один шаг.

7. Метание теннисных мячей через сетку в прыжке

100

из зоны 4 в зоны 4 — 5, из зоны 2 в зоны 1 — 2, из зоны 3 в зоны 4 — 5.

8. «Самый меткий». Занимающиеся делятся на две-три команды, которые становятся рядом в колонну по одно­му перед сеткой. Перед каждой колонной гимнастический мат на задней линии. Игроки поочередно метают теннис­ный мяч в цель. Метание производится через сетку в прыжке с места, с разбега в один и два шага.

Основная часть—90 мин.

I. Верхние передачи мяча — 10 мин.

1. Передачи мяча в тройках. Игроки располагаются, как показано на рис. 57. Один из игроков верхней переда­чей направляет мяч игроку, стоящему напротив, и сам идет на его место. Игрок, которому передали мяч, выпол­няет передачу над собой, затем вторым касанием посыла­ет его игроку напротив и сам идет на его место и т. д. После того как это упражнение будет освоено, оно выпол­няется без промежуточной передачи над собой.

Занимающиеся должны пробегать справа, чтобы не сталкиваться между собой.

Сложность и нагрузка в упражнении зависят от рас­стояния между игроками и высоты передач: чем больше расстояние и ниже передачи, тем больше интенсивность упражнения.

2. «Эстафета у стены с поворотами на 360°» (описана раньше).

II. Обучение приему мяча снизу двумя руками — 20 мин.

1. Прием снизу мяча, подвешенного на шнуре. Этот технический прием выполняется стоя на месте и после пе­ремещения.

2. Прием мяча снизу — мяч набрасывает партнер. Упражнение выполняется в парах. Мяч надо бросить так, чтобы игрок бежал к нему и выполнял прием в выпаде с глубоким «подседом» (рис. 57).

III. Обучение прямому нападающему удару—40 мин.

1. Подбрасывание теннисного мяча и удары по нему кистью в прыжке — в парах и через сетку.

2. Нападающий удар по мячу, установленному у сет­ки в держателе (рис. 58).

3. Нападающий удар через сетку по мячу, наброшен­ному партнером.

Занимающиеся при выполнении упражнений 2 и 3

101

располагаются двумя колоннами в зонах 4. Для увеличе­ния плотности занятия часть занимающихся выполняет нападающие удары по мячу на амортизаторах, другая —' упражнения с набивными мячами у стены и т. д.

Надо обратить внимание занимающихся на то, чтобы при ударе рука выпрямлялась в локтевом суставе, а движение

Рис. 57. Передачи в тройках

Рис. 58. Нападающий удар по мячу в держателе

кисти было сверху вниз и вправо в заключитель­ный момент, но на в коем случае не влево, что часто на­блюдается у новичков.