10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
93
Большое внимание надо уделять развитию прыгучести. Необходимо иметь в виду, что только систематическое применение специальных упражнений на протяжении длительного времени положительно влияет на развитие этого ценного качества волейболистов. Очень важно, чтобы у волейболистов вошло в привычку выполнять упражнения на прыгучесть дома.
Основная часть—90 мин.
I. Бег—20 мин.
1. Бег в чередовании с ходьбой 400 м. Дистанции подбираются в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся.
2. Бег с преодолением препятствий (набивные мячи, учебные барьеры, условный окоп).
3. Бег с ускорением до 50—60 м. II. Прыжки —30 мин.
1. Прыжки через планку с поворотом направо и налево на 90 и 180° с прямого разбега.
2. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
III. Метания—20 мин.
Метание гранаты способом «из-за спины через плечо» с места и с разбега.
IV. Игра в ручной мяч 7:7 по упрощенным правилам —20 мин.
На занятиях надо стремиться помочь занимающимся ознакомиться с техникой легкоатлетических упражнений.
Заключительная часть — 5 мин.
УРОК 20
Задачи урока: 1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Ознакомление с прямым нападающим ударом.
Продолжительность урока—120 мин.
Инвентарь—набивные, теннисные, волейбольные мячи, мячи на амортизаторах.
Подготовительная часть — 25 мин.
1. Во время ходьбы остановка, поворот налево, сделать шаг правой ногой, приставить левую и выполнить прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами. То же во время бега.
2. Упражнения во время ходьбы (из предыдущих уроков.)
94
3. Один из занимающихся лежит на спине, ноги подняты вверх, сгибание и разгибание ног, другой в упоре стоя опирается руками о голеностопные суставы партнера.
4. В колонне, шеренге, держать за руки, подскоки на одной и обеих ногах на месте и с продвижением вперед в различных сочетаниях.
5. Стоя лицом друг к другу, держась за руки, подскоки на месте и в движении по кругу; то же в приседе.
6. Стоя лицом друг к другу, левую руку положить на правое плечо, правой рукой взять партнера за левую голень, подскоки на месте и по кругу вправо и влево.
7. Подскоки на одной ноге, руки за спину, стараясь грудью столкнуть партнера (для юношей).
8. Броски набивного мяча через сетку в прыжке.
9. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке с места, с разбега в один шаг, в два шага. Направление броска — из зоны 4 в зоны 4—5.
Надо обратить внимание занимающихся на следующее: в момент постановки правой ноги в последнем шаге руки должны быть в положении замаха сзади. При движении левой ноги вперед руки также начинают движение вперед. В момент разгибания ног руки устремляются также вверх. Продвижение после прыжка вперед минимальное.
10. «Эстафета прыжками» (урок 17). То же, но с набивными мячами в руках.
11. «Эстафета с прыжками чехардой» (для юношей). Занимающиеся делятся на две команды, которые стоят рядом в колонне по одному. На расстоянии 10—12 м впереди колонны в кружках стоят первые номера каждой команды. По сигналу вторые игроки бегут к первым, прыгают через них с помощью рук (как в игре «Чехарда») и становятся на месте первых, которые убегают в колонну. Побеждает команда, раньше закончившая бег.
Основная часть — 90 мин.
I. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками—30 мин.
Упражнения в приеме и передаче мяча сверху двумя руками из урока 16.
II. Ознакомление с техникой прямого нападающего удара —30 мин.
1. Показ прямого нападающего удара и объяснение
95
основных моментов техники выполнения нападающего удара.
2. Выполнение согласованных движений рук и ног при прыжке в один и два шага.
3. Имитация нападающего удара.
4. Метание теннисного мяча в прыжке с разбега через сетку. Сохранять ритм движений, характерный для нападающего удара (рис. 53).
Рис. 53. Метание теннисного мяча через сетку
5. Обучение нападающему удару по мячу на резиновых амортизаторах (рис.54).
Рис. 54. Нападающий удар по мячу на амортизаторах
III. Учебная игра в волейбол — 30 мин. Заключительная часть—5 мин.
УРОК 21
Задачи урока: 1. Прием и передача сверху. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3. Обучение прямому нападающему удару.
96
Продолжительность урока — 120 мин.
Инвентарь — набивные, теннисные, волейбольные мячи, мяч на амортизаторах.
Подготовительная часть—25 мин.
Содержание подготовительной части такое же, как и в предыдущем уроке.
Основная часть — 90 мин.
I, Верхние передачи мяча двумя руками — 15 мин,
Рис. 55. Передачи над собой в движении по кругу
1 Передачи в парах (задания из предыдущих уроков).
2. Передачи над собой в движении по кругу бегом и приставными шагами — все игроки поочередно выполняют передачу над собой (игрок выполняет передачу и уходит, на его место выходит следующий и т. д.) (рис. 55).
II. Обучение приему мяча снизу двумя руками — 25 мин.
1. Выпад вперед правой или левой ногой. Взять набивной мяч с пола и прямыми руками бросить вперед, вверх, над собой.
2. С набивным мячом в руках после перемещения остановка в глубоком выпаде и бросок снизу вперед, вверх и назад.
3. Прием снизу мяча, подвешенного на шнуре у сетки вверх, вперед-вверх, стоя на месте и после перемещений изученными способами (рис. 56).
87
4. Прием снизу мяча, наброшенного партнером в парах и у сетки. Важно обратить внимание занимающихся на то, чтобы в момент приема мяча они не сгибали руки в локтях, а сам прием осуществлялся не на кулаки, а на предплечья у лучезапястных суставов.
III. Обучение прямому нападающему удару «по ходу» — 25 мин.
1. Метание теннисного (хоккейного) мяча через сетку правой и левой рукой в прыжке с места и с разбега.
2. Ловля теннисного мяча в прыжке с разбега.
Рис. 56. Прием снизу подвешенного мяча
3. Подбрасывание теннисного мяча вверх и «нападающий удар» через сечку (вначале просто в прыжке, в
парах).
4. Нападающий удар по мячу в резиновых амортизаторах (рис. 54).
IV. Учебная игра в волейбол — 25 мин. Заключительная часть—5 мин.
УРОК 22
Занятие по физической подготовке.
Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Ознакомление с техникой легкоатлетических движений.
Продолжительность урока — 120 мин.
Инвентарь — набивные, гандбольные мячи, ядра, оборудование для прыжков, резиновые амортизаторы.
Подготовительная часть — 25 мин.
1. Бег медленный, небольшие ускорения (10—15 м).
2. Общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса, туловища и ног (из предыдущих уроков).
3. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
98
4. Упражнения с резиновым амортизатором:
а) в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками вниз-вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче);
б) амортизатор укреплен на уровне плеч, руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой и левой). То же, занимающийся стоит на амортизаторе. Движение рук вверх, затем вперед.
5. Упражнения с набивным мячом:
а) стоя (стоя на коленях, сидя на пятках), мяч вверху, пружинящее отведение прямых рук назад, прогибаясь в грудной части (движения только в плечевых суставах);
б) из различных исходных положений, мяч сзади, наклоны вперед с одновременным отведением мяча прямыми руками назад;
в) ходьба, балансируя мячом, лежащим на голове, руки в различных исходных положениях;
г) лежа на спине, мяч зажат между стопами, согнуть ноги, поднять вверх, снова согнуть и вернуться в исходное положение;
д) прыжок через мяч на одной и обеих ногах (вперед, назад, вправо, влево);
е) из стойки бросить мяч вверх, сесть и поймать мяч;
сидя, бросить мяч вверх, встать и поймать мяч.
6. «Удочка». Занимающиеся располагаются по кругу, водящий в середине вращает «удочку» (веревка с теннисным мячом или мешочком с опилками на конце) под ногами играющих, последние подпрыгивают, стараясь не задеть за «удочку». Проигрывает тот, кого «удочка» чаще касалась. Можно ввести такое правило, задевший «удочку» выбывает из игры, и тогда игру проводят до победителя, т. е. когда останется лишь один игрок, которого «удочка» ни разу не коснулась. Игра усложняется тем, что занимающиеся держат в руках набивной мяч (или два мяча).
Подсчитываются очки игроков одной и другой команды.
Основная часть—90 мин.
1. Бег — 30 мин.
99
1. Низкий старт и стартовый разбег до 30 м. Повторный бег по 30 — 40 м 3 — 4 раза.
2. Бег 100 м с низкого старта. II. Прыжки — 20 мин.
1. Прыжки в длину с места. Тройной прыжок с места
и с разбега (для мужчин).
2. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»
(для женщин).
III. Метания — 20 мин.
Толкание ядра.
IV. Игра в ручной мяч 7:7 по упрощенным правилам — 20 мин.
3аключительная часть — 5 мин.
УРОК 23
Задачи урока: 1. Совершенствование навыка верхней передачи. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3. Обучение прямому нападающему удару.
Продолжительность урока — 120 мин.
Инвентарь — набивные, волейбольные мячи, держатели мяча, резиновые амортизаторы.
Подготовительная часть—25 мин.
1. Общеразвивающие упражнения без предметов для плечевого пояса, рук, туловища и ног — из предыдущих
уроков.
2. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, руки вниз, поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение их назад. То же, но круги руками.
3. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой (как при нападающем ударе), двумя руками, левой.
4. Броски набивного мяча весом 1 —2 кг двумя руками из-за головы с максимальным прогибом в грудной части при замахе.
5. Броски набивного мяча весом 1 —2 кг снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой сверху—правой и левой.
6. Броски набивного мяча через сетку в прыжке с разбега в один шаг.
7. Метание теннисных мячей через сетку в прыжке
100
из зоны 4 в зоны 4 — 5, из зоны 2 в зоны 1 — 2, из зоны 3 в зоны 4 — 5.
8. «Самый меткий». Занимающиеся делятся на две-три команды, которые становятся рядом в колонну по одному перед сеткой. Перед каждой колонной гимнастический мат на задней линии. Игроки поочередно метают теннисный мяч в цель. Метание производится через сетку в прыжке с места, с разбега в один и два шага.
Основная часть—90 мин.
I. Верхние передачи мяча — 10 мин.
1. Передачи мяча в тройках. Игроки располагаются, как показано на рис. 57. Один из игроков верхней передачей направляет мяч игроку, стоящему напротив, и сам идет на его место. Игрок, которому передали мяч, выполняет передачу над собой, затем вторым касанием посылает его игроку напротив и сам идет на его место и т. д. После того как это упражнение будет освоено, оно выполняется без промежуточной передачи над собой.
Занимающиеся должны пробегать справа, чтобы не сталкиваться между собой.
Сложность и нагрузка в упражнении зависят от расстояния между игроками и высоты передач: чем больше расстояние и ниже передачи, тем больше интенсивность упражнения.
2. «Эстафета у стены с поворотами на 360°» (описана раньше).
II. Обучение приему мяча снизу двумя руками — 20 мин.
1. Прием снизу мяча, подвешенного на шнуре. Этот технический прием выполняется стоя на месте и после перемещения.
2. Прием мяча снизу — мяч набрасывает партнер. Упражнение выполняется в парах. Мяч надо бросить так, чтобы игрок бежал к нему и выполнял прием в выпаде с глубоким «подседом» (рис. 57).
III. Обучение прямому нападающему удару—40 мин.
1. Подбрасывание теннисного мяча и удары по нему кистью в прыжке — в парах и через сетку.
2. Нападающий удар по мячу, установленному у сетки в держателе (рис. 58).
3. Нападающий удар через сетку по мячу, наброшенному партнером.
Занимающиеся при выполнении упражнений 2 и 3
101
располагаются двумя колоннами в зонах 4. Для увеличения плотности занятия часть занимающихся выполняет нападающие удары по мячу на амортизаторах, другая —' упражнения с набивными мячами у стены и т. д.
Надо обратить внимание занимающихся на то, чтобы при ударе рука выпрямлялась в локтевом суставе, а движение
Рис. 57. Передачи в тройках
Рис. 58. Нападающий удар по мячу в держателе
кисти было сверху вниз и вправо в заключительный момент, но на в коем случае не влево, что часто наблюдается у новичков.
- Ю. Д. Железняк
- 120 Уроков по волейболу
- Содержание
- 17 Прием и передачи мяча
- Нападающие удары
- 10 II 12
- Блокирование
- Тактика игры
- 27 Тактические действия в нападении
- Тактические действия в защите
- Обучение и тренировка
- Физическая подготовка волейболистов
- Обучение технике игры
- 44 Обучение тактике игры
- Держатели мяча
- Приспособления для установки сетки
- 1. Стойки переносные (рис. 27). Стойки удерживаются четырьмя тросами с растяжками.
- Приспособление в. М. Абалакова «косой экран» для определения высоты подскока
- 52 Поурочный материал
- 1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным шагом, скачком, выполняют по-
- I. Обучение перемещениям—20 мин.
- 1. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей или занимающихся, передвигающихся в колонне).
- 1. Упражнения 4 и 5 на быстроту перемещения из урока 2.
- 1. Упражнение 15 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 1. Упражнение 14 из урока 2 на быстроту перемещения.
- 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи—10 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. «Салки». Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке, прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.
- 1. Упражнения для рук, плечевого пояса во время ходьбы.
- 1. Занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо. По сигналу (подбрасывание мяча) необходимо изменить направление, т. Е. Передвигаться влево.
- 10. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви.
- IV. Учебная игра в волейбол — 20 мин. Заключительная часть — 5 мин.
- I. Прием и передачи сверху — 15 мин.
- I. Прием и передача мяча сверху и снизу — 20 мин.
- II. Совершенствование навыка верхней прямой подачи— 10 мин.
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 7.
- I. Вторая передача мяча — 15 мин.
- II. Подачи нижняя и верхняя прямая— 10 мин.
- 6. Прыжки в приседе на месте и продвигаясь вперед, назад, в стороны.
- I. Акробатические упражнения—40 мин.
- 3. Упражнения со скакалкой:
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 30 мин.
- III. Совершенствование навыков подачи мяча—
- I. Индивидуальные и групповые тактические действия в нападении — 20 мин.
- I. Передачи в прыжке—30 мин.
- I. Обучение групповым тактическим действиям в защите—30 мин.
- IV. Учебная игра в волейбол—30 мин.
- 1. Повороты на лыжах на месте: переступанием, махом, прыжком (без опоры и с опорой на палки). Повороты на лыжах в движении: переступанием, «плугом».
- 1. Слалом. Спуски в различных стойках. Повороты в движении (ознакомление с основами техники). Спуски с прохождением открытых ворот.
- I. Совершенствование навыков первой и второй передачи— 30 мин.
- I. Совершенствование навыков защитных действий— 30 мин
- 1. Общеразвивающие и специальные упражнения из урока 13.
- IV, Учебная игра в волейбол—30 мин.
- II. Обучение верхней боковой подаче—30 мин.
- I. Совершенствование навыков второй передачи— 20 мин.
- III. Учебная игра в волейбол—50 мин. Заключительная часть—5 мин.
- I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
- 1. Повторение упражнений из урока 111.