logo search
otvety_na_gos_po_specialnosti_turizm

Классификация услуг сферы сервиса.

Сервис – это оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару.

Товар – некая вещь, предмет, произведенный для продажи.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.

Услуга обладает полезностью для того, кто ее не производит. Услуга – это продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).

Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе. Услуга направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Существуют различные классификации типов и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.

Можно выделить пять общих типов услуг:

  1. производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;

  2. распределительные – торговля, транспорт, связь;

  3. профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;

  4. потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;

  5. общественные – телевидение, радио, образование, культура.

По принципу вещественности или невещественности выделяют 4 класса услуг:

Другие критерии:

  1. По видам потребностей человека.

  • По степени их алгоритмизации

    • стандартизированные – по строго установленным правилам

    • творческие услуги - могут формироваться и изменяться по индивидуальным требованиям потребителя.

  • По полезности для отдельного индивида или коллектива

    • личные услуги (репетиторство и врачебная деятельность)

    • коллективные услуги (услуги лектора в студенческой аудитории, обеспечение государством общественного порядка, перевозка общественным транспортом).

  • По сферам деятельности общества

    • производственные услуги - транспортировка грузов и техническое обслуживание оборудования

    • непроизводственные услуги – услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха и т. п.

    1. По конечной цели

    • коммерческие услуги - производятся с целью получения прибыли и другой коммерческой выгоды

    • некоммерческие услуги - не нацелены на прибыльность. К ним относятся услуги благотворительных фондов и организаций, ряд государственных услуг (оборона страны, поддержание общественного порядка, забота об образовании и здоровье своих граждан).

  • По форме организации услуг

    • Государственные - в принципе не могут быть оказаны никем, кроме государства. Это услуги по обороне страны, поддержанию общественной безопасности, ведению учета граждан, регистрации средств транспорта, государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью)

    • негосударственные.

  • По специализации производителя

    • чистые услуги - является единственным видом деятельности производителя

    • смешанные - сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя

  • По степени реальности

    • идеальная услуга - абстрактная теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги

    • реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента.

  • По отношению государства и общества

    • Легитимные услуги одобряются государством и обществом

    • нелегитимные – осуждаются и обычно преследуются по закону.

  • По степени привязки к личности человека, оказывающего услуги

    • Личностные услуги - ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.

    • К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.

  • По степени сложности

    • простые

    • сложные (комплексное обслуживание).

  • По признаку добровольного характера

    • добровольные

    • навязанные.