logo search
AFK-Tom-2

2.2. Методы обучения двигательным действиям

Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двигательных действий, традиционно считаются метод расчлененного и метод целостного обучения.

Еще Л.С. Выготский в 30-е годы одним из ведущих принципов обуче-ния детей с нарушениями в развитии считал «принцип дробности». Дроб-ление и последовательное освоение частей целостного упражнения являет-ся характерной чертой обучения в разных видах адаптивной физической культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

– многие физические упражнения имеют достаточно сложную координационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;

– изучение сложных по своей структуре физических упражнений требует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятельности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быстром успехе;

– обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением (плавание);

– на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограниченных возможностей двигательного аппарата целостное движение невозможно. Например, восстановление локомоторной деятельности после поражения спинного мозга осуществляется этапно и последовательно: от позы стоя на коленях с опорой на руки, ползания к вертикальной позе и затем ходьбе;

– в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положе-ния позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спи-не и способствующими расслаблению мышц;

– преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обу-чаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.

Метод целостного обучения заключается в том, что с самого нача-ла физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо уп-ражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изу-ченных по частям и объединенных в целое упражнений. Вспомогатель-ными методами совершенствования целостного двигательного действия служат подводящие упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного упражнения, и имитационные, полностью воспро-изводящие структуру основного упражнения, но в других условиях. Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования клю-чевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кине-матических характеристик техники, а также развития физических ка-честв, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия. В адаптивном физическом воспитании дошкольников и младших школь-ников имитационные упражнения часто используются как подражание движениям и звукам животных, насекомых и т.п., при этом развивают-ся не только двигательные возможности, но и воображение, представ-ление, фантазия.

В настоящее время для инвалидов и лиц с ограниченными возмож-ностями широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать действия занимающихся, что дает возможность расширить процесс освоения целостных сложнокоординационных двигательных действий.

Обучение двигательным умениям является лишь необходимой базовой основой для повышения двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. Для этого процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адаптационные резервы организма и личностные качества занимающихся.

В практической деятельности это может быть достигнуто следующими методами и методическими приемами:

– сочетанием различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих, на тренажерах и др.;

– вариативностью техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т.п.;

– разнообразием вербальных и невербальных методов и методических приемов, словесных и наглядных способов воздействия, музыки, внушения, медитации, психотренингов, активизирующих все органы чувств, концентрирующих психические процессы и эмоции на обучении и совершенствовании двигательных умений занимающихся;

– вариативностью внешних факторов среды при выполнении упраж-нений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических условиях, в помещении, на открытом воздухе, в лесу, на воде и т.п., но в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением без-опасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипиров-ки и др.).