Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
Заключение......................................................................................................... 378
Литература ......................................................................................................... 380
Приложения ....................................................................................................... 384
ПРЕДИСЛОВИЕ
Второй том учебника по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры» раскрывает содержание основных компонентов методики адаптивной физической культуры, рассматривает важнейшие составляющие педагогического «инструментария» будущего специалиста в этой области. В нем представлена информация, конкретизирующая методологические аспекты адаптивной физической культуры, изложенные в первом томе учебника: основные опорные теоретические концепции, функции и принципы данного вида деятельности.
Материал второго тома учебника в большей степени ориентирован на формирование знаний, умений и навыков, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре в практической работе. Поэтому он составляет теоретическую базу для всех спортивно-педагогических дисциплин, и особенно дисциплин специализаций – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт), адаптивная физическая культура, спорт для лиц с нарушениями интеллекта.
В связи с тем, что в настоящее время имеется обширная учебная и учебно-методическая литература по физической реабилитации, лечебной физической культуре, материал по этим разделам не включен в учебник.
Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптивной физической культуры стоят следующие задачи, конкретизирующие задачи, которые представлены в предисловии к первому тому данного учебника:
– обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и методики обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
– сформировать у студентов самостоятельность, умения и навыки научно-исследовательской работы, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности в рассмотренных в учебнике видах адаптивной физической культуры;
– обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение материалов, изложенных во втором томе учебника по теории и организации адаптивной физической культуры, предполагает освоение студентами первого тома учебника по этой дисциплине, а также разделов дисциплин Госстандарта, в которых рассматриваются пробле-мы обучения, развития качеств и способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), конкретизирующие необхо-димые для этого средства, методы, формы организации деятельности занимающихся. К таким дисциплинам относятся: теория и методика физической культуры, психология развития, биомеханика, специаль-ная педагогика и специальная психология.
Сведения, представленные во втором томе учебника, выступают как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: частные методики адаптивной физической культуры, дисциплины специализаций, педагогические практики по специальности и специализации.
Исходя из опыта факультета адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, материал второго тома учебника преподается студентам на третьем и четвертом курсах (во время 5–8-го семестров).
Второй том учебника состоит из двух частей (основной текст); введения, заключения, библиографического описания, основной и дополнительной литературы, приложений.
Во введении рассматриваются наиболее важные установочные по-ложения, касающиеся содержания второго тома и развивающие осно-ву концепции учебника и самой дисциплины, изложенной во введении к первому тому учебника.
В первой части «Содержание и методики адаптивной физической куль-туры» изложены сведения по двум разделам:
– задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры;
– методические аспекты адаптивной физической культуры.
Вторая часть учебника «Характеристика основных видов адаптивной физической культуры» включает в себя четыре раздела:
– адаптивное физическое воспитание;
– адаптивная двигательная рекреация;
– адаптивный спорт;
– креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности.
В заключении изложены перспективы развития основных видов адап-тивной физической культуры и наиболее актуальные направления на-учно-исследовательской деятельности.
Каждый раздел завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Для изучения последующего ма-териала необходимо тщательно проработать все выделенные вопросы и задания. Это позволит облегчить усвоение новых сведений.
При самостоятельной работе необходимо дополнительно изучить содержание литературных источников, приведенных в учебнике. Кроме того, целесообразно внимательно просматривать статьи ежеквартального журнала «Адаптивная физическая культура» – единственного периодического издания в России, посвященного данному виду социальной практики.
Преподаватели, которые будут проводить занятия по теории и организации адаптивной физической культуры, должны руководствоваться содержанием дидактических единиц данной дисциплины, изложенным в соответствующем Государственном образовательном стандарте, особенно примерной (типовой) программы, в которой представлен перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематики рефератов, курсовых и квалификационных работ.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание второго тома настоящего учебника по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры» находится в соответствии с основными установочными положениями концепции адаптивной физической культуры, представленной во введении к первому тому учебника.
Применительно к содержанию, изложенному в данном томе, целесообразно конкретизировать и прокомментировать некоторые положения упомянутой концепции.
Прежде всего необходимо уточнить положение о том, что в осно-ву теории адаптивной физической культуры включено учение о есте-ственных и социальных потребностях человека с отклонениями в со-стоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность). Суть проти-воречий, возникших при трактовке данного положения концепции, сводится к определению границ этих потребностей. К сожалению, многие здоровые сограждане и, увы, чиновники, работающие в сфере физической культуры, полагают, что круг потребностей, которые могут удовлетворять инвалиды в этой сфере, должны определять имен-но они, а не сами инвалиды. Отсюда исходят такие утверждения, что, например, адаптивный спорт, экстремальные виды двигательной ак-тивности не нужны инвалидам и, более того, они могут быть даже вредными для них; адаптивная двигательная рекреация – слишком дорогое удовольствие для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, что они без нее могут обойтись и т.п. Подобные утверждения, как пра-вило, завершаются выводом о том, что всем людям с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалидам, нужны только физи-ческая реабилитация и лечебная физическая культура, а для детей с отклонениями в развитии – адаптивное физическое воспитание и ле-чебная физическая культура. Такого рода умозаключения и выводы и являются, например, причиной того, что вот уже в течение практи-чески десяти лет не утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) для детей-инвалидов.
Поэтому рассматриваемое положение концепции требует конкретизации: круг (перечень) потребностей инвалидов в области адаптивной физической культуры должен быть определен самими инвалидами, именно они должны решать – нужны ли им адаптивный спорт, экстремальные виды двигательной активности, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры. Судя по данным, которые имеются у авторов данного учебника, перечисленные виды адаптивной двигательной активности вызывают у инвалидов большой интерес и желание заниматься ими.
Вторым важным положением концепции адаптивной физической культуры, требующим конкретизации и уточнения, является установ-ка на подбор средств, методов, видов двигательной активности с уче-том и исходя из аксиологической (ценностной) картины всей жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Только в этом случае перечисленные виды двигательной активности могут восприни-маться с ожидаемым эффектом. Однако данное положение приносит очевидные положительные результаты в том случае, если у человека сформирована та или иная ценностная картина мира и своей жизни. В тех же случаях, когда аксиологическая концепция жизни еще не сфор-мирована или существенно деформирована (например, в случае при-обретенной инвалидности – травма, заболевание и т.п.), средства, ме-тоды, различные виды адаптивной физической культуры могут и долж-ны использоваться для создания или коррекции всей системы ценност-ных ориентаций. Особенно актуально и вместе с тем очень сложно фор-мировать эту систему у лиц с поражением интеллекта.
Таким образом, приведенное выше положение о необходимости учета особенностей аксиологической концепции жизни каждого зани-мающегося адаптивной физической культурой должно быть конкрети-зировано дополнительной установкой на необходимость использования воспитательных возможностей средств и методов двигательной деятель-ности в формировании и коррекции ценностных ориентаций человека. Особенно большие возможности для этого имеются в таких видах адап-тивной физической культуры, как адаптивный спорт, адаптивное физи-ческое воспитание и экстремальные виды двигательной активности.
Еще одно уточнение касается установочного положения концеп-ции о признании инвалидов равноправными членами общества, а так-же обязанностей государства по созданию особых условий для их воспи-тания и развития, творческой самореализации. Здесь необходимо иметь в виду, что признание равных прав лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, должно непременно сочетаться с тре-бованием к выполнению ими и своих обязанностей. Другими словами, равенство должно быть во всем – и в правах, и в обязанностях. Непри-емлемым является как притеснение, так и превышение прав любого члена социума. Когда речь идет об обязанностях государства по созда-нию особых условий для жизнедеятельности инвалидов, то имеются в виду те условия, которые мешают им получить доступ к информации, профессиональной или учебной деятельности, к спорту.
В контексте сделанных уточнений установочных положений концепции адаптивной физической культуры будут представлены все материалы данного тома учебника.
Текст учебника подготовлен коллективом авторов: предисловие, методические рекомендации, введение, главы 3, 5, 6 (6.1), 8–11, 13, 16–18, заключение написаны С.П. Евсеевым; главы 1, 2 и 4 – Л.В. Шап-ковой; главы 12, 14 и 15 – А.Г. Абаляном, С.П. Евсеевым; глава 7 – С.П. Евсеевым, Г.Н. Грецем; глава 6 (6.2) – С.П. Евсеевым, О.Э. Аксено-вой; приложения 1, 2А, 2Б, 2В и 2Г – И.Ю. Горской; приложение 4 – Н.А. Сладковой.
Авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.
- Раздел I задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры ....................................... 17
- Глава 4 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .................................................... 120
- Раздел III адаптивное физическое воспитание ................................ 173
- Раздел V адаптивный спорт ....................................................................... 263
- Глава 16 Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта ......................................... 307
- Глава 17 Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте ................................................. 324
- Глава 18 Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ....... 337
- Раздел VI креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности .......................................... 341
- Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
- Раздел I
- Глава 1 педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры
- 1.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
- 1.2. Средства адаптивной физической культуры
- Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры
- 2.1. Методы формирования знаний
- 2.2. Методы обучения двигательным действиям
- 2.3. Методы развития физических качеств и способностей
- 2.4. Методы воспитания личности
- 2.5. Формы организации адаптивной физической культуры
- Раздел II
- Глава 3 обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 3.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения
- 3.2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок
- 3.2.1. Теория поэтапного формирования действий и понятий
- 3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения
- 3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела
- 3.2.4. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»
- 3.2.5. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
- 3.3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров
- 3.4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки
- 3.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
- Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
- 4.1. Основные закономерности развития физических способностей
- 4.2. Принципы развития физических способностей
- 4.3. Развитие силовых способностей
- 4.4. Развитие скоростных способностей
- 4.5. Развитие выносливости
- 4.6. Развитие гибкости
- 4.7. Развитие координационных способностей
- 4.8. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
- Раздел III
- Глава 5конкретизация цели и задачадаптивного физического воспитания,его ведущих функций и принципов
- 5.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания
- 5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания
- 5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
- Глава 6 характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию
- 6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2.1. Занятия с детьми первого года жизни
- 6.2.2. Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
- 6.2.3. Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах
- Глава 7 отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся
- 7.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям
- 7.2. Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей
- 7.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде
- Раздел IV
- Глава 8 конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
- 8.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
- 8.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации
- 8.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации
- Глава 9 общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
- 9.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации
- 9.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации
- Глава 10отличительные черты средстви методики некоторых видовадаптивной двигательной рекреации
- 10.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей
- 10.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации
- 10.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
- 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными
- 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности
- Раздел 10.1
- Раздел 10.2
- Раздел 10.3
- Раздел 10.4
- Раздел 10.5
- Раздел 10.6
- 11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта
- 11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта
- Глава 12 классификация основных направлений развития адаптивного спорта
- Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
- 13.1. Традиционная модель соревновательной деятельности
- 13.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
- Глава 14 классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
- 14.1. Принципы классификации в адаптивном спорте
- 14.2. Виды классификаций
- 14.3.1. Система организации и проведения медицинской классификации
- 14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
- 14.3. Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов)
- Глава 15паралимпийское движение – основноенаправление развития адаптивного спорта.Спортивная тренировка – главное звенопаралимпийских видов спорта
- 15.1. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире
- 15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении
- 15.3. Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
- 15.4. Построение спортивной тренировки спортсменов
- Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта
- 16.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения
- 16.2. Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
- 16.3. Программа «Объединенный спорт»4. Общие положения
- 16.4. Программа «Специальная олимпиада – приСоЕдиняйтесь!»5
- 16.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями
- Глава 17 средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте
- 17.1. Виды адаптивного спорта с традиционной моделью соревновательной деятельности
- Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте
- Раздел VI
- Глава 19конкретизация целей и задач креативныхтелесноориентированных и экстремальныхвидов адаптивной физической культуры,их ведущих функций и принципов
- 19.1. Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.2. Конкретизация целей и задач креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных и экстремальных видов двигательной активности
- Глава 20основные средства и отличительные чертыметодики креативных(художественномузыкальных)телесноориентированных видовадаптивной физической культуры
- I фаза. Мимические и пантомимические этюды
- II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
- III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
- IV фаза. Психомышечная тренировка
- Глава 21основные средства и отличительные чертыметодики экстремальных видовадаптивной физической культуры
- 1. Реагирующая способность
- 2. Кинестетическая способность
- 3. Способность к сохранению равновесия
- 4. Способность к ориентации в пространстве
- 1. Общие положения
- 2. Расследование и учет несчастных случаев
- 3. Специальное расследование несчастных случаев