logo
AFK-Tom-2

Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365

Заключение......................................................................................................... 378

Литература ......................................................................................................... 380

Приложения ....................................................................................................... 384

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второй том учебника по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры» раскрывает содержание основных компонентов методики адаптивной физической культуры, рассматривает важнейшие составляющие педагогического «инструментария» будущего специалиста в этой области. В нем представлена информация, конкретизирующая методологические аспекты адаптивной физической культуры, изложенные в первом томе учебника: основные опорные теоретические концепции, функции и принципы данного вида деятельности.

Материал второго тома учебника в большей степени ориентирован на формирование знаний, умений и навыков, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре в практической работе. Поэтому он составляет теоретическую базу для всех спортивно-педагогических дисциплин, и особенно дисциплин специализаций – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт), адаптивная физическая культура, спорт для лиц с нарушениями интеллекта.

В связи с тем, что в настоящее время имеется обширная учебная и учебно-методическая литература по физической реабилитации, лечебной физической культуре, материал по этим разделам не включен в учебник.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптивной физической культуры стоят следующие задачи, конкретизирующие задачи, которые представлены в предисловии к первому тому данного учебника:

  1. – обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и методики обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;

  2. – сформировать у студентов самостоятельность, умения и навыки научно-исследовательской работы, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности в рассмотренных в учебнике видах адаптивной физической культуры;

  3. – обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение материалов, изложенных во втором томе учебника по теории и организации адаптивной физической культуры, предполагает освоение студентами первого тома учебника по этой дисциплине, а также разделов дисциплин Госстандарта, в которых рассматриваются пробле-мы обучения, развития качеств и способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), конкретизирующие необхо-димые для этого средства, методы, формы организации деятельности занимающихся. К таким дисциплинам относятся: теория и методика физической культуры, психология развития, биомеханика, специаль-ная педагогика и специальная психология.

Сведения, представленные во втором томе учебника, выступают как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: частные методики адаптивной физической культуры, дисциплины специализаций, педагогические практики по специальности и специализации.

Исходя из опыта факультета адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, материал второго тома учебника преподается студентам на третьем и четвертом курсах (во время 5–8-го семестров).

Второй том учебника состоит из двух частей (основной текст); введения, заключения, библиографического описания, основной и дополнительной литературы, приложений.

Во введении рассматриваются наиболее важные установочные по-ложения, касающиеся содержания второго тома и развивающие осно-ву концепции учебника и самой дисциплины, изложенной во введении к первому тому учебника.

В первой части «Содержание и методики адаптивной физической куль-туры» изложены сведения по двум разделам:

– задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры;

– методические аспекты адаптивной физической культуры.

Вторая часть учебника «Характеристика основных видов адаптивной физической культуры» включает в себя четыре раздела:

  1. – адаптивное физическое воспитание;

  2. – адаптивная двигательная рекреация;

  3. – адаптивный спорт;

– креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности.

В заключении изложены перспективы развития основных видов адап-тивной физической культуры и наиболее актуальные направления на-учно-исследовательской деятельности.

Каждый раздел завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Для изучения последующего ма-териала необходимо тщательно проработать все выделенные вопросы и задания. Это позволит облегчить усвоение новых сведений.

При самостоятельной работе необходимо дополнительно изучить содержание литературных источников, приведенных в учебнике. Кроме того, целесообразно внимательно просматривать статьи ежеквартального журнала «Адаптивная физическая культура» – единственного периодического издания в России, посвященного данному виду социальной практики.

Преподаватели, которые будут проводить занятия по теории и организации адаптивной физической культуры, должны руководствоваться содержанием дидактических единиц данной дисциплины, изложенным в соответствующем Государственном образовательном стандарте, особенно примерной (типовой) программы, в которой представлен перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематики рефератов, курсовых и квалификационных работ.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание второго тома настоящего учебника по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры» находится в соответствии с основными установочными положениями концепции адаптивной физической культуры, представленной во введении к первому тому учебника.

Применительно к содержанию, изложенному в данном томе, целесообразно конкретизировать и прокомментировать некоторые положения упомянутой концепции.

Прежде всего необходимо уточнить положение о том, что в осно-ву теории адаптивной физической культуры включено учение о есте-ственных и социальных потребностях человека с отклонениями в со-стоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность). Суть проти-воречий, возникших при трактовке данного положения концепции, сводится к определению границ этих потребностей. К сожалению, многие здоровые сограждане и, увы, чиновники, работающие в сфере физической культуры, полагают, что круг потребностей, которые могут удовлетворять инвалиды в этой сфере, должны определять имен-но они, а не сами инвалиды. Отсюда исходят такие утверждения, что, например, адаптивный спорт, экстремальные виды двигательной ак-тивности не нужны инвалидам и, более того, они могут быть даже вредными для них; адаптивная двигательная рекреация – слишком дорогое удовольствие для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, что они без нее могут обойтись и т.п. Подобные утверждения, как пра-вило, завершаются выводом о том, что всем людям с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалидам, нужны только физи-ческая реабилитация и лечебная физическая культура, а для детей с отклонениями в развитии – адаптивное физическое воспитание и ле-чебная физическая культура. Такого рода умозаключения и выводы и являются, например, причиной того, что вот уже в течение практи-чески десяти лет не утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) для детей-инвалидов.

Поэтому рассматриваемое положение концепции требует конкретизации: круг (перечень) потребностей инвалидов в области адаптивной физической культуры должен быть определен самими инвалидами, именно они должны решать – нужны ли им адаптивный спорт, экстремальные виды двигательной активности, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры. Судя по данным, которые имеются у авторов данного учебника, перечисленные виды адаптивной двигательной активности вызывают у инвалидов большой интерес и желание заниматься ими.

Вторым важным положением концепции адаптивной физической культуры, требующим конкретизации и уточнения, является установ-ка на подбор средств, методов, видов двигательной активности с уче-том и исходя из аксиологической (ценностной) картины всей жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Только в этом случае перечисленные виды двигательной активности могут восприни-маться с ожидаемым эффектом. Однако данное положение приносит очевидные положительные результаты в том случае, если у человека сформирована та или иная ценностная картина мира и своей жизни. В тех же случаях, когда аксиологическая концепция жизни еще не сфор-мирована или существенно деформирована (например, в случае при-обретенной инвалидности – травма, заболевание и т.п.), средства, ме-тоды, различные виды адаптивной физической культуры могут и долж-ны использоваться для создания или коррекции всей системы ценност-ных ориентаций. Особенно актуально и вместе с тем очень сложно фор-мировать эту систему у лиц с поражением интеллекта.

Таким образом, приведенное выше положение о необходимости учета особенностей аксиологической концепции жизни каждого зани-мающегося адаптивной физической культурой должно быть конкрети-зировано дополнительной установкой на необходимость использования воспитательных возможностей средств и методов двигательной деятель-ности в формировании и коррекции ценностных ориентаций человека. Особенно большие возможности для этого имеются в таких видах адап-тивной физической культуры, как адаптивный спорт, адаптивное физи-ческое воспитание и экстремальные виды двигательной активности.

Еще одно уточнение касается установочного положения концеп-ции о признании инвалидов равноправными членами общества, а так-же обязанностей государства по созданию особых условий для их воспи-тания и развития, творческой самореализации. Здесь необходимо иметь в виду, что признание равных прав лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, должно непременно сочетаться с тре-бованием к выполнению ими и своих обязанностей. Другими словами, равенство должно быть во всем – и в правах, и в обязанностях. Непри-емлемым является как притеснение, так и превышение прав любого члена социума. Когда речь идет об обязанностях государства по созда-нию особых условий для жизнедеятельности инвалидов, то имеются в виду те условия, которые мешают им получить доступ к информации, профессиональной или учебной деятельности, к спорту.

В контексте сделанных уточнений установочных положений концепции адаптивной физической культуры будут представлены все материалы данного тома учебника.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: предисловие, методические рекомендации, введение, главы 3, 5, 6 (6.1), 8–11, 13, 16–18, заключение написаны С.П. Евсеевым; главы 1, 2 и 4 – Л.В. Шап-ковой; главы 12, 14 и 15 – А.Г. Абаляном, С.П. Евсеевым; глава 7 – С.П. Евсеевым, Г.Н. Грецем; глава 6 (6.2) – С.П. Евсеевым, О.Э. Аксено-вой; приложения 1, 2А, 2Б, 2В и 2Г – И.Ю. Горской; приложение 4 – Н.А. Сладковой.

Авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.