14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
Система спортивно-функциональной классификации действует только в паралимпийском движении, причем только для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В отличие от медицинской классификации ее совершенствование и ответственность за разделение спортсменов на отдельные классы воз-лагаются на Исполнительный комитет Спортивной ассамблеи (ИКСА) по конкретному паралимпийскому виду спорта (см. главу 14 первого тома), где представлены соответствующие специалисты, сертифициро-ванные для этого вида деятельности. Эти специалисты, опираясь на со-ответствующие данные медицинской классификации, и формируют классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта.
В работе, подготовленной к изданию Н.А. Сладковой (2003)1, приведены спортивно-функциональные классификации по следующим двенадцати паралимпийским видам спорта: баскетбол в колясках, волейбол стоя и сидя, горнолыжный спорт, конный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, стрельба из лука, пулевая стрельба, футбол для спортсменов с последствиями церебрального паралича, которые являются наиболее популярными в России.
В приложении 4 представлены данные классификации для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Вся трудность проведения спортивно-функциональной классификации по конкретному паралимпийскому виду спорта состоит в том, что осуществляющие ее специалисты при формировании классов, включающих в себя (например, в таких медалеемких паралимпийских видах
1 Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии: Сборник материалов / Сост. Н.А. Сладкова. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 133–158.
286
спорта, как легкая атлетика и др.) представителей всех четырех групп лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата («ампутантов», «церебральников», «спинальников» и «прочих»), вынуждены исполь-зовать критерии, разработанные тремя различными организациями (ISOD, CP-ISRA, ISMWFS) и в недостаточной степени согласованные между собой.
В последние годы все более отчетливо проявляется тенденция объединения на соревнованиях представителей различных спортивно-функциональных классов в одну группу, в которой они ведут борьбу за один комплект медалей, с присвоением спортсменам форы (преимущества), выраженной в процентах.
Введение системы гандикапа в процентах особенно характерно для зимних видов спорта (лыжные гонки, горнолыжный спорт и др.). При-чем в соответствии с правилами Международного паралимпийского комитента спортсмены из разных спортивно-функциональных классов объединялись в одну группу (класс) в тех случаях, когда в одном классе на конкретную дистанцию заявлялось меньше заранее определенного количества спортсменов (в одном классе). Решение по объединению классов в одну группу (класс) в каждом случае принимается ИКСА по виду спорта на первом совещании представителей команд после завер-шения официальной спортивно-функциональной классификации. Сис-тема применения процентов, например, в лыжных гонках могла моди-фицироваться в соответствии с состоянием трассы, а также с учетом типа поражения спортсменов, техники лыжных ходов, длины дистан-ции и др.
Система гандикапа в процентах существенно осложняет борьбу за медали, количество комплектов которых в этом случае уменьшается.
В настоящее время система гандикапа в процентах все более активно внедряется в соревнования по паралимпийским видам спорта, что приводит к уменьшению количества комплектов медалей и повышению конкуренции.
Что же касается спортивно-функциональной классификации сле-пых, то здесь представители ИКСА по конкретному паралимпийскому виду спорта используют данные медицинских классификаторов, разде-ляющих всех спортсменов на три класса в зависимости от остаточного зрения (В1, В2, В3, где В – первая буква в английском слове Blind – слепой).
Еще проще ситуация состоит с глухими спортсменами и спортсменами с поражением интеллекта (умственно отсталые), где детальная дифференциация на классы по степени (уровню) поражения вообще не проводится.
Разделение спортсменов на дивизионы, осуществляемое в програм-мах соревнований по правилам Специальной олимпиады, нельзя отно-сить к процедуре классифицирования, как это используется в адаптив-ном спорте, поскольку здесь вообще не рассматривается медицинская и спортивно-функциональная характеристика атлетов в связи с их де-фектом. Поэтому процедуру дивизионирования логичнее трактовать как предварительное (до основных соревнований) определение уровня под-готовки атлетов. Причем осуществляемое не только (и даже не столько) с целью уравнивания их шансов на победу, сколько с целью увеличения количества комплектов медалей для награждения участников состязаний.
- Раздел I задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры ....................................... 17
- Глава 4 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .................................................... 120
- Раздел III адаптивное физическое воспитание ................................ 173
- Раздел V адаптивный спорт ....................................................................... 263
- Глава 16 Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта ......................................... 307
- Глава 17 Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте ................................................. 324
- Глава 18 Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ....... 337
- Раздел VI креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности .......................................... 341
- Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
- Раздел I
- Глава 1 педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры
- 1.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
- 1.2. Средства адаптивной физической культуры
- Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры
- 2.1. Методы формирования знаний
- 2.2. Методы обучения двигательным действиям
- 2.3. Методы развития физических качеств и способностей
- 2.4. Методы воспитания личности
- 2.5. Формы организации адаптивной физической культуры
- Раздел II
- Глава 3 обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 3.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения
- 3.2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок
- 3.2.1. Теория поэтапного формирования действий и понятий
- 3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения
- 3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела
- 3.2.4. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»
- 3.2.5. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
- 3.3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров
- 3.4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки
- 3.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
- Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
- 4.1. Основные закономерности развития физических способностей
- 4.2. Принципы развития физических способностей
- 4.3. Развитие силовых способностей
- 4.4. Развитие скоростных способностей
- 4.5. Развитие выносливости
- 4.6. Развитие гибкости
- 4.7. Развитие координационных способностей
- 4.8. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
- Раздел III
- Глава 5конкретизация цели и задачадаптивного физического воспитания,его ведущих функций и принципов
- 5.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания
- 5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания
- 5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
- Глава 6 характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию
- 6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2.1. Занятия с детьми первого года жизни
- 6.2.2. Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
- 6.2.3. Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах
- Глава 7 отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся
- 7.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям
- 7.2. Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей
- 7.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде
- Раздел IV
- Глава 8 конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
- 8.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
- 8.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации
- 8.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации
- Глава 9 общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
- 9.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации
- 9.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации
- Глава 10отличительные черты средстви методики некоторых видовадаптивной двигательной рекреации
- 10.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей
- 10.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации
- 10.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
- 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными
- 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности
- Раздел 10.1
- Раздел 10.2
- Раздел 10.3
- Раздел 10.4
- Раздел 10.5
- Раздел 10.6
- 11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта
- 11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта
- Глава 12 классификация основных направлений развития адаптивного спорта
- Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
- 13.1. Традиционная модель соревновательной деятельности
- 13.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
- Глава 14 классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
- 14.1. Принципы классификации в адаптивном спорте
- 14.2. Виды классификаций
- 14.3.1. Система организации и проведения медицинской классификации
- 14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
- 14.3. Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов)
- Глава 15паралимпийское движение – основноенаправление развития адаптивного спорта.Спортивная тренировка – главное звенопаралимпийских видов спорта
- 15.1. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире
- 15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении
- 15.3. Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
- 15.4. Построение спортивной тренировки спортсменов
- Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта
- 16.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения
- 16.2. Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
- 16.3. Программа «Объединенный спорт»4. Общие положения
- 16.4. Программа «Специальная олимпиада – приСоЕдиняйтесь!»5
- 16.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями
- Глава 17 средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте
- 17.1. Виды адаптивного спорта с традиционной моделью соревновательной деятельности
- Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте
- Раздел VI
- Глава 19конкретизация целей и задач креативныхтелесноориентированных и экстремальныхвидов адаптивной физической культуры,их ведущих функций и принципов
- 19.1. Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.2. Конкретизация целей и задач креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных и экстремальных видов двигательной активности
- Глава 20основные средства и отличительные чертыметодики креативных(художественномузыкальных)телесноориентированных видовадаптивной физической культуры
- I фаза. Мимические и пантомимические этюды
- II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
- III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
- IV фаза. Психомышечная тренировка
- Глава 21основные средства и отличительные чертыметодики экстремальных видовадаптивной физической культуры
- 1. Реагирующая способность
- 2. Кинестетическая способность
- 3. Способность к сохранению равновесия
- 4. Способность к ориентации в пространстве
- 1. Общие положения
- 2. Расследование и учет несчастных случаев
- 3. Специальное расследование несчастных случаев