logo
AFK-Tom-2

11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта

Сущность адаптивного спорта выдвигает на одно из первых мест спортивную и оздоровительную функции адаптивной физической культу-ры, которые здесь проявляются в полной мере. Поскольку соревнова-ния – это всегда соперничество, конкуренция в проявлении физичес-ких кондиций, технического и тактического мастерства, мобилизации и саморегуляции своего состояния, данная функция адаптивного спорта позволяет сформировать у спортсменов очень важные для жизни свой-ства личности. Особенно они актуальны в условиях рыночных отноше-ний, в которых существует современная Россия.

Стремление к максимальному результату, необходимость выполнять предельные и околопредельные нагрузки предполагают самое пристальное внимание к развитию всех морфофункциональных систем организма и его психических свойств. Это, безусловно, выводит в число наи-более приоритетных для адаптивного спорта развивающую функцию адап-тивной физической культуры.

Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для пол-ноценной реализации технической, физической, тактической, психо-логической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной под-готовки спортсмена, самым тесным образом связано с образовательной функцией. В отличие от обычных спортсменов лица, занимающиеся адап-тивным спортом, должны овладеть огромным объемом знаний о раци-ональном построении спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузок, тактики ведения спортивной борь-бы, правилах соревнований, динамике функциональной подготовлен-ности и т.д. и т.п., причем с учетом всех своих проблем: особенностей дефекта и его влияний на все перечисленные факторы, своего класса в спортивно-функциональной классификации, особенностей соревнова-ний по правилам гандикапа (с форой).

Все это становится возможным при наличии четко выраженной потребности и самоактуализации, сформированных мотивах и ценност-ных ориентациях, как отражение внутренних установок и желаний людей к столь сложному и напряженному процессу самосовершенствования. Поэтому ценностно-ориентационная функция адаптивной физической культуры играет в адаптивном спорте важную роль.

Воспитательные воздействия, оказываемые на занимающихся адаптивным спортом тренером-преподавателем, родителями, способствуют формированию соответствующих внутренних установок и желаний. Как уже отмечалось ранее, очень важен пример людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем и добивающихся выдающихся достижений в адаптивном спорте и соответствующего признания в обществе, включая присвоение им спортивных разрядов и званий, правительственных наград, денежных вознаграждений.

Данные примеры убедительно подтверждают существенную роль воспитательной функции в адаптивном спорте. Причем именно в этом виде адаптивной физической культуры необычайно велика роль само-воспитания.

Формирование умений и навыков самоорганизации, самодисцип-лины, самообладания, самооценки, самоконтроля, самовнушения, саморегуляции и т.п. – непременная и важнейшая часть работы спорт-смена-инвалида, без которой достичь серьезных результатов в этом виде деятельности невозможно.

Многообразие и исключительная сложность задач, решаемых в адап-тивном спорте, приводит к выводу о большей значимости для него твор-ческой функции адаптивной физической культуры. Здесь без творчества невозможно разработать и освоить индивидуальную спортивную техни-ку и тактику, приспособленные к дефекту, сопутствующим заболева-ниям и вторичным отклонениям; сконструировать и изготовить вспо-могательные технические средства и тренажеры для обучения двига-тельным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей; подобрать оптимальные для конкретного состязания нагрузки и программу эффективных лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий и т.п.

Очень важно подчеркнуть, что в творческом процессе решения пе-речисленных проблем должны принимать участие не только сам спорт-смен и тренер-преподаватель по конкретному виду адаптивного спорта, но и врач, психолог, физиотерапевт и другие специалисты в этой сфере. Кстати говоря, именно врач, работающий в адаптивном спорте, явля-ется ответственным за реализацию профилактической функции.

Адаптивный спорт, как уже неоднократно отмечалось, представ-ляет собой уникальные возможности для социализации и социальной интеграции. Например, в системе дополнительного образования ребен-ку с отклонениями в развитии предоставляется возможность выбора исходя из своих задатков и склонностей, вида адаптивного спорта, за-нятия которым возможно только при наличии желания занимающего-ся. Все это раскрепощает детей, позволяет отвлечься от своих проблем, с головой погрузиться в творческую деятельность, постоянно взаимо-действуя и контактируя со здоровыми сверстниками, тренерами, зри-телями, работниками учреждений дополнительного образования, физ-культурно-спортивных клубов инвалидов и другими людьми.

Именно поэтому интегративная функция в адаптивном спорте столь заметна и важна. Ведь социальная интеграция инвалидов является, по существу, главным итогом всей работы специалистов по адаптивной физической культуре.

Адаптивный спорт представляет собой такой вид деятельности, в котором большое значение имеют все три группы принципов – социальные, общеметодические и специально-методические.

Среди первой группы необходимо выделить принципы социализа-ции и интеграции, а также приоритетной роли микросоциума. Послед-ний принцип ориентирует тренера-преподавателя уделять первостепен-ное внимание независимо от вида спорта созданию команды спортсме-нов-инвалидов, объединенных общей целью самосовершенствования, стремления и достижения максимального результата. Именно спортив-ный коллектив единомышленников позволяет преодолевать трудности с меньшими затратами усилий, а формирующаяся в процессе совмест-ной деятельности атмосфера, дух создают благоприятные условия для осуществления процесса воспитания и самовоспитания занимающих-ся, определяют процесс их социализации.

Поскольку в процессе занятий адаптивным спортом доминируют процессы обучения знаниям, умениям, навыкам; развития и совер-шенствования физических качеств и способностей, огромное значение имеет выполнение общетеоретических принципов: сознательности и активности, систематичности, доступности, научности.

Особенности занимающихся адаптивным спортом диктуют необходимость соблюдения всех специально-методических принципов, и прежде всего диагностирования, дифференциации и индивидуализации, а также адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте отличительные особенности адаптивного спорта. В чем отличие адаптивного спорта от других видов адаптивной физической культуры (адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации)?

2. Расскажите о целях адаптивного спорта.

Как может повлиять демонстрация выдающихся достижений спортсменов-инвалидов на детей, подростков, молодежь с ограниченными физическими возможностями, на студентов и учащихся специальных медицинских групп вузов и общеобразовательных школ, на здоровых людей?

4. Какие задачи решаются в процессе занятия адаптивным спортом?

5. Раскройте содержание мобилизационных ценностей физической культуры. Покажите роль адаптивного спорта в формировании мобилизационных ценностей.

6. Конкретизируйте значение функций адаптивного спорта.

Какие принципы имеют наибольшее значение в адаптивном спорте?