logo
AFK-Tom-2

4.4. Развитие скоростных способностей

Бытовая, спортивная, трудовая деятельность человека сопряжена с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выпол-нять движения с максимальной скоростью, предвидеть и упреждать опас-ность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняю-щимися условиями. Эти естественные проявления реакции человека вызывают определенные трудности у инвалидов и подчас создают угро-зу жизни и здоровью. Так, незрячий должен своевременно отреагиро-вать на звуковой сигнал приближающегося транспорта, глухой – уви-деть его, так как звукового сигнала он не слышит, инвалид с наруше-нием опоры и движения может увидеть транспорт и услышать сигнал, но не владеть достаточной скоростью передвижения, чтобы без риска перейти дорогу. Полученная сенсорная информация поступает в ЦНС, перерабатывается там, а человек отвечает адекватным поведением, вы-раженным в безопасном передвижении. Поэтому развитие скоростных способностей с помощью физических упражнений является одной из важных задач адаптивной физической культуры.

Скоростные способности – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.

Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:

– функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;

– функциональный потенциал сенсорных систем;

– функциональный потенциал психических функций – ощущений, восприятия, внимания;

– функциональный потенциал нервно-мышечной системы;

– синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных единиц при мышечном сокращении;

– сила мышц и их способность к расслаблению;

– уровень координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.);

– степень освоения техники двигательного действия;

– тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тор-мозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных си-стем и психических функций и т.п.

Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:

– способность быстро реагировать на внешний сигнал;

– способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;

– способность поддерживать максимальный темп движений;

– способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений (эстафеты, подвижные игры, сла-лом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.), где условия и сама деятельность постоянно меняются, что требует определенной лов-кости, которая невозможна без разных проявлений быстроты.

Вместе с тем элементарные скоростные способности не связаны между собой, а у отдельных инвалидов они отсутствуют совсем, напри-мер, способность к стартовому ускорению лишена смысла для челове-ка, который передвигается с посторонней помощью или на костылях (внезапная слепота, тяжелые формы ДЦП, ампутация нижних конеч-ностей), хотя им доступны другие формы проявления быстроты. Кроме того, нет взаимосвязи между проявлениями быстроты движений рук и ног, правой и левой стороны, дистальных и проксимальных отделов конечностей, между упражнениями, выполняемыми с отягощениями и без них. Это означает, что развитие скоростных способностей необхо-димо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно незави-симые формы их проявления.

Быстрота двигательной реакции

Существуют 2 типа реакций – простая и сложная.

Простая – выражается временем реагирования движением на вне-запный сигнал. Для слепых и слабовидящих используются звуковые сиг-налы, для глухих и слабослышащих – зрительные, тактильные, вибра-ционные. При сохранных сенсорных системах применяются все доступ-ные виды сигналов. Простая двигательная реакция у детей аномального развития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее фор-мирования, а точнее – временем переработки информации в ЦНС. Имен-но это звено прохождения нервного импульса поддается тренировке и может сократить латентный период простой двигательной реакции. По-ражение ЦНС существенно ограничивает эту возможность. Не случайно умственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. В дошкольном возрасте оно хуже, что связано с отсутствием двигательного опыта, а главное, неумением концентрировать внимание, что особенно выраже-но у глухих детей младшего школьного возраста. Сенситивным периодом является возраст 10–11 лет у девочек и 11–12 лет у мальчиков.

Развивается быстрота простой двигательной реакции в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку – остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Варьирование сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание и в практической деятельности используется в игре.

Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на движу-щийся объект и реакция выбора.

Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационными способностями, в частности, с ориентацией в пространстве, умением оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимущество имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.

Реакция на движущийся объект определяется быстротой зрительного или слухового восприятия. Чаще всего она встречается в игровой обста-новке. Даже в таких играх, как «Съедобное – несъедобное», «Рыбы, пти-цы, звери», ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно про-анализировав ситуацию, принять решение и быстро отреагировать: пой-мать мяч или не ловить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направление полета мяча. При этом слепой ребенок ориентируется лишь на слуховое восприятие, реагируя на приближение озвученного мяча.

Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение вре-мени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скоро-сти полета мяча, уменьшения его диаметра и т.п.

Реакция выбора также проявляется и развивается в игровой деятель-ности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.), который принесет ус-пех. При смене окружающей обстановки всякий раз необходимо делать выбор, принимать решение и дифференцировать двигательное поведе-ние. Например, играя в «Круговую лапту» или «Пятнашки мячом», ре-бенок, убегая, меняет направление, уклоняется, делает ускорение, чтобы избежать попадания в него мячом.

Особенность развития быстроты реакции у детей аномального развития состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои лимитирующие факторы (отсутствие или недостаток зрительного или слухового восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует дифференцированного подбора физических упражнений и игр, активизирующих эти способности.

Быстрота одиночных движений

Чтобы целостное упражнение выполнялось точно, быстро, мощ-но, необходимо совершенствовать каждую фазу, каждый элемент струк-туры этого двигательного действия. Способность выполнить отдельные двигательные акты с высокой скоростью характеризует быстроту оди-ночного движения. Из скорости выполнения отдельных двигательных актов (отталкивания в беге и прыжках, замаха при метаниях, поворота в плавании) складывается скорость целостного движения. Фактически это сложный процесс поэлементного совершенствования техники дви-гательного действия, связанный с координационными, силовыми, ско-ростно-силовыми и другими способностями.

В адаптивном спорте развитие быстроты одиночных движений реализуется в процессе технической подготовки в избранном виде спорта следующими методическими приемами:

– создание облегченных условий выполнения упражнений (облегченные снаряды, передвижение за лидером);

– выполнение подводящих и элементов соревновательных упражнений с максимальной скоростью;

– использование дополнительных отягощений, не нарушающих технику, но увеличивающих мощность движений;

– чередование облегченных, стандартных и усложненных условий.

В адаптивном физическом воспитании эти приемы реализуются в процессе обучения двигательным действиям с учетом индивидуальных возможностей занимающихся и не имеют самостоятельной ярко выраженной направленности.

Темп движений

В циклических видах физических упражнений (бег, плавание, пере-движение в коляске) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения длины шага и темпа движений (частота движений в еди-ницу времени). Оба показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику. Темп зависит от состояния нервной системы, возмож-ностей опорно-двигательного аппарата, способности мышц к расслаб-лению и переключению.

Дети аномального развития существенно уступают здоровым сверстникам в скорости, отставая в беге на 20 м на 15–25% за счет меньшей длины шага и темпа движений. Следовательно, оба показателя являются резервом потенциального роста скоростных возможностей. Для повышения темпа используются следующие методические приемы:

– повторное выполнение циклических упражнений в течение 5–6 с с максимальной частотой шагов;

– повторное выполнение циклических упражнений на дистанции 20–30 м с различной частотой шагов и фиксированием времени;

– эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований на коротких отрезках дистанций с максимальной начальной скоростью;

– упражнения на расслабление.

Комплексное развитие скоростных способностей

Большая часть видов адаптивного спорта требует комплексного про-явления всех скоростных способностей (спринтерские дистанции в пла-вании, легкой атлетике) или их большинства (спортивные игры, виды единоборств). Методы тренировки включают не только раздельное раз-витие скоростных способностей, описанных выше, но и комплексное их применение:

– соревнования и спарринги на укороченных дистанциях;

– повторное выполнение части соревновательного упражнения с максимальной скоростью;

– то же, в усложненных условиях;

– повторное прохождение соревновательной дистанции с акцентированным вниманием на развитие отдельных форм проявления скоростных способностей.

Эти методы могут быть использованы в адаптивном спорте только в подготовке спортсменов высокой квалификации и недопустимы для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение скоростных способностей.

Какие факторы определяют уровень развития скоростных способностей?

Раскройте структуру скоростных способностей.

Опишите методики развития основных компонентов скоростных способностей (быстрота двигательной реакции, быстрота одиночных движений и др.).