logo
AFK-Tom-2

Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте

Соревнование является функциональным и структурным ядром спорта (Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др.), без которого он теряет свою сущность, смысл, специфику.

Соревновательность, состязательность, стремление к первенству свойственны многим видам человеческой деятельности, отражают свой-ства личности человека, одной из важнейших потребностей которого является самоактуализация.

В то же время соревнования в спорте имеют свою специфику, заключающуюся в том, что они проводятся по конкретному виду спорта, который характеризуется:

1) своим предметом состязаний и характером активности спортсмена;

2) особым составом действий и способов ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой);

3) своими правилами соревнований (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Соревнование, которое реализуется в соревновательной деятельности, выполняет ряд функций, главными (первичными) из которых являются определение победителя и призеров состязаний, фиксация рекорда, выявление иерархии мест (ранга) участников состязаний.

Вторичные (неспецифические) функции соревнований очень мно-гообразны и отображают социальную оценку конкретного спортивно-го результата или спортивного достижения атлета или их группы. Среди этих функций выделяют экономическую, агитационно-пропагандистс-кую, воспитательную, нормативную, престижную и многие другие (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Таким образом, необходимо учитывать, что соревнования, сорев-новательная деятельность – это не только определения победителей, но и социальная оценка спортивных результатов и достижений спорт-сменов, что и находит свое отражение в моделях соревновательной деятельности в адаптивном спорте.