logo
AFK-Tom-2

Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте

Проблема интеграции и дифференциации различных категорий населения, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, как в рамках одной страны, так и в масштабах какого-либо континента и всего мира, является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития человеческого общества.

Более того, необходимо констатировать, что важнейшей плоскостью данной социально-геополитической проблемы является круг вопросов, связанных с взаимодействием именно таких категорий населения, как здоровые лица и инвалиды.

В таких видах социальной практики, как обучение, лечение, профессиональная деятельность, реабилитация, рекреация инвалидов, существуют два полярных и множество промежуточных подходов.

Первый из полярных подходов предусматривает максимально возможную интеграцию инвалидов в общество здоровых людей, второй, напротив – их изоляцию (дифференциацию) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах-интернатах, психоневрологических интернатах, специальных производственных организациях, фабриках, заводах и т.п. Безусловно, поиск оптимальных вариантов решения проблемы сосуществования здоровых людей и инвалидов привел к появлению большого количества промежуточных вариантов. Например, обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и проживание дома; размещение специальных (коррекционных) классов в обычных общеобразовательных школах; проживание в детском доме-интернате и обучение в обычной общеобразовательной школе и т.д. и т.п.

В России, особенно в советский период, преобладал подход к орга-низации жизни инвалидов в изолированных условиях. Так требовала официальная идеология, утверждавшая преимущества коммунистичес-кого пути общественного развития и вынужденная «слегка приукраши-вать» реальную ситуацию с инвалидизацией населения. Это достигалось изоляцией инвалидов, преуменьшением масштабов данного явления.

В настоящее время, когда человек стал рассматриваться не только как средство, инструмент, «человеческий фактор» той или иной дея-тельности по преобразованию природы и общества, но и, прежде все-го, как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества, проблема социальной интеграции инвалидов приоб-рела совершенно другое звучание.

При этом выяснилось: в экономически развитых странах подсчита-но и доказано, что вложения в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. Умень-шаются затраты на лечение инвалидов и сокращается численность людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, уха-живая за ослабевшими родственниками и инвалидами, более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая атмосфера в обществе.

Как показывает международный опыт, физическая культура и спорт являются важнейшими феноменами воспитания личности инвалида, ее социализации и интеграции в среду здоровых людей. Для спортсме-нов-инвалидов участие в тренировочном процессе, особенно в сорев-нованиях, это прежде всего преодоление своей изоляции, возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопере-живание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения зна-чительно активизируют эмоционально-волевую сферу спортсменов, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптив-ный спорт (спорт инвалидов) не только оказывает благотворное оздо-ровительное и лечебное воздействие на спортсмена, но и является к тому же еще и прекрасным средством поднятия уровня качества жизни в тех условиях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью (С.П. Евсеев, 1999, 2000).

Как и в любой другой сфере социальной практики, адаптивный спорт отображает тенденции интеграции и дифференциации. Так, в работах Д.Ф. Мосунова (1999, 2000) приведены примеры, когда спортсмены с поражениями опорно-двигательного аппарата не только участвовали в соревнованиях по плаванию среди здоровых лиц, но и выигрывали их, устанавливали мировые рекорды.

В статье В.В. Нелюбина и Б.В. Иванюженкова (2005) рассказывается об уникальных спортсменах с поражениями опорно-двигательного аппарата, добившихся замечательных результатов в борьбе. Имеются такие уникальные примеры и сегодня. Это становится возможным, например, в таких видах спорта, как гребля.

В настоящее время тенденции интеграции спорта здоровых и инва-лидов проявляются в том, что Паралимпийские игры проводятся в той же стране, в том же городе и на тех же спортивных объектах, где прохо-дили Олимпийские игры. Прорабатываются вопросы о возможности со-вмещения этих крупнейших международных соревнований во времени. Однако сегодня это практически невозможно с организационной и эко-номической точек зрения.

Тенденции интеграции наблюдаются и в крупнейших международных спортивных движениях инвалидов – паралимпийском и специальном олимпийском.

Сегодня в Паралимпийских играх участвуют шесть категорий спортсменов, хотя начинались подобные Игры с соревнований, в которых выступали только инвалиды в колясках. Так, в XI Паралимпийских играх участвовали: ампутанты, лица с последствиями церебрального паралича, незрячие спортсмены, инвалиды с поражением интеллекта и др.

В специальном олимпийском движении набирает силу программа «Объединенный спорт», в которой предусмотрено участие здоровых и специальных (с поражением интеллекта) спортсменов в составе одной команды. В этом случае интеграционные процессы осуществляются в явном виде.

Все эти примеры относились непосредственно к соревновательной деятельности. Что же касается учебно-тренировочного процесса, то здесь тенденция интеграции проявляется в большей мере. Имеется много примеров, когда олимпийцы и паралимпийцы тренируются вместе – в одном бассейне, одном спортивном зале. Отличные возможности для интеграции спортсменов-инвалидов в образовательную среду предос-тавляют новые специальности высшего (032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и среднего (050721 – Адаптивная физическая культура) про-фессионального образования, в которых снят десятилетиями существо-вавший запрет на обучение инвалидов в образовательных учреждениях физической культуры и спорта как высшего, так и среднего професси-онального образования.

Однако одновременно с интеграционными процессами наблюдается и дифференциация адаптивного спорта и спорта здоровых людей.

Одним из примеров тенденции дифференциации адаптивного спорта является выход из паралимпийского движения неслышащих и плохо слышащих спортсменов. Инвалиды данной нозологической группы участ-вуют во Всемирных играх глухих (Сурдлимпийских, или «Тихих играх»), а также, разумеется, в соревнованиях менее высокого ранга.

Тенденции дифференциации проявляются в усилении внимания специалистов к проблемам совершенствования спортивно-медицинс-кой классификации, ужесточении требований к спортсменам, претен-дующим на ту или иную группу или тот или иной класс в паралимпий-ских соревнованиях. Такие же тенденции прослеживаются в специаль-ном олимпийском движении и распределении специальных спортсме-нов на так называемые дивизионы, в которых группируются примерно одинаковые по силам спортсмены.

В заключение подчеркнем, что тенденции интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей более гуманны, более цивилизован-ны и потому в историческом плане более перспективны. Какими же способами, путями будет реализовываться данная тенденция – пока-жет время.

Главное при этом всегда помнить, что адаптивный спорт – уникальное средство реабилитации и социализации инвалидов, повышения уровня качества их жизни.

Контрольные вопросы и задания

Приведите примеры интеграции детей-инвалидов в системе образования.

Почему в последние годы усилились тенденции интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в высшем и среднем профессио

нальном образовании в области физической культуры и спорта? Проиллюстрируйте это примерами из деятельности вашего вуза, других образовательных учреждений профессионального образования.

Какие примеры интеграции инвалидов в общество вам известны из адаптивного спорта?

В чем проявляются тенденции дифференциации в адаптивном спорте?

Как вы считаете, какие тенденции интеграции или дифференциации в адаптивном спорте будут преобладать в будущем? Почему?