6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
Приведенное высказывание В.П. Лукьяненко (2005) относительно средней общеобразовательной школы в значительной степени актуаль-но для системы специального (коррекционного) образования, посколь-ку дети с отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в существен-но больших временных затратах на процесс адаптивного физического воспитания. Однако государственными образовательными стандартами и программами по дисциплинам, реализующим адаптивное физическое воспитание (по физической культуре, ритмике, лечебной физической культуре), предусмотрено всего 2–4 часа в неделю.
Таким образом, решение приоритетных задач адаптивного физичес-кого воспитания возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы основы знаний в области адаптивного физического вос-питания, умения и навыки их творческого применения в деле коррек-ции, компенсации и профилактики основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; развития и поддержания долж-ного уровня работоспособности, оптимизации состояния своего орга-низма, укрепления здоровья в процессе самостоятельных занятий не-обходимыми для них физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни.
Сказанное позволяет выделить следующие виды направленности содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию:
– теоретическая;
– инструкторско-методическая;
– практическая.
Занятия первых двух видов направленности содержания, которое связано с формированием теоретического и методического компонентов адаптивной физической культуры, обеспечением необходимого уровня образованности в этой сфере, в большей степени соответствует урочной форме занятий и системе образования в целом.
Именно на таких уроках школьники осваивают знания об основ-ных компонентах здорового образа жизни, личной гигиены, гигиени-ческих правилах при занятиях физическими упражнениями, закалива-нии, рациональном питании, вредных привычках и их влиянии на здоро-вье и др. Здесь же они должны узнать об основных видах патологий, характерных для современного подрастающего поколения (поражени-ях органов зрения, нарушениях осанки, отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), спосо-бах коррекции и профилактики тех или иных отклонений в развитии с помощью физических упражнений, возможные механизмы компенса-ции утраченных функций и др.
На теоретических занятиях (уроках) по адаптивному физическому воспитанию учащиеся должны усвоить главное – каким образом организовать работу со своей проблемой с помощью средств и методов адаптивной физической культуры и, в частности, адаптивного физического воспитания.
Для этого могут быть рекомендованы еще три группы разновидностей знаний в области физической и адаптивной физической культуры:
1) общие вопросы истории, теории и методики физической и адап-тивной физической культуры, физиологии физических упражнений, психологии и социологии, а также информация о рекордных спортив-ных достижениях спортсменов-инвалидов, крупнейших международных соревнованиях по адаптивному спорту (с демонстрацией видеоматериа-лов) и т.п.;
2) знания об основах методики организации различных форм занятий физическими упражнениями, основах методики развития основных физических качеств и способностей и обучения двигательным действиям с учетом тех или иных отклонений в развитии, методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.п.;
3) знания об особенностях техники и правилах выполнения конкретных упражнений, судействе соревнований по различным видам обычного и адаптивного спорта, оборудовании и инвентаре, технике безопасности, специальной терминологии и т.п.
Первую группу знаний лучше всего осваивать на уроках теоретической направленности, вторую – теоретической и методической, третью – практической.
Занятия методической направленности целесообразно проводить в виде учебной практики или лабораторных занятий. Здесь учащиеся дол-жны не просто усвоить методические знания, но и опробовать их при-менение на практике. Например, опробовать и отработать технику уп-ражнений для коррекции зрения, осанки, комплекса упражнений для развития того или иного физического качества.
При проведении лабораторных занятий может быть осуществлена оценка собственного уровня физического развития, двигательной под-готовленности, определение динамики этих показателей, а также раз-работка оптимальных индивидуальных параметров объема и интенсив-ности нагрузок в соответствии с показателями здоровья каждого уча-щегося, составление и корректировка планов индивидуальных домаш-них заданий, тренировки по развитию и совершенствованию тех или иных качеств и способностей.
В связи с изложенным становится понятным, что проведение занятий только практической направленности содержания крайне ограничивает возможности освоения очень важного теоретического материала, который должен составлять главное содержание специального среднего образования в сфере адаптивного физического воспитания. При этом важно также подчеркнуть, что основное содержание процесса решения практических задач не может быть размещено в рамках только урока по адаптивному физическому воспитанию и должно осуществляться во всем многообразии внеклассных и внешкольных форм адаптивного физического воспитания школьников.
Говоря о детях с отклонениями в развитии, необходимо особенно акцентировать внимание педагогов (учителей) по адаптивной физичес-кой культуре, что внеклассные и внешкольные мероприятия с такими детьми надо проводить обязательно, несмотря на значительные труд-ности, связанные с их ограниченной мобильностью, наличием психо-логических комплексов и т.п.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности адаптивного физического воспитания является введение обязательных домашних заданий с проверкой их выполнения, а также обучение родителей проведению занятий с детьми (прежде всего младенческого и дошкольного возраста).
Если рассматривать направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию в возрастном аспекте, то вполне понятно, что теоретическая и методическая направленность содержания может вводиться по мере интеллектуального развития детей.
В раннем детском возрасте проводятся, разумеется, только практические занятия. Однако совершенно необходимо обучать технике и методике проведения занятий родителей детей и поручать им выполнение ряда мероприятий дома. Особенно это касается гидрореабилитационных занятий, массажа и др.
Как отмечает В.П. Лукьяненко (2005), на первой ступени (началь-ного общего образования), начиная с 3-го класса, необходимо прове-дение одного-двух уроков в начале и в конце каждой четверти в виде занятий теоретической и инструкторско-методической направленнос-ти. На ступени основного общего образования – не менее одного заня-тия в неделю необходимо проводить с теоретическим и инструкторско-методическим содержанием. И на третьей ступени (среднего (полного) общего образования) рекомендуется проведение одного теоретическо-го, одного инструкторско-методического и не менее трех практических занятий, что предполагает вынесение практических занятий во вторую половину учебного времени.
Подобную схему постепенного введения теоретических и инструкторско-методических занятий в содержание адаптивного физического воспитания можно рекомендовать при работе с детьми специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных медицинских групп массовых школ.
- Раздел I задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры ....................................... 17
- Глава 4 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .................................................... 120
- Раздел III адаптивное физическое воспитание ................................ 173
- Раздел V адаптивный спорт ....................................................................... 263
- Глава 16 Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта ......................................... 307
- Глава 17 Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте ................................................. 324
- Глава 18 Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ....... 337
- Раздел VI креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности .......................................... 341
- Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
- Раздел I
- Глава 1 педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры
- 1.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
- 1.2. Средства адаптивной физической культуры
- Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры
- 2.1. Методы формирования знаний
- 2.2. Методы обучения двигательным действиям
- 2.3. Методы развития физических качеств и способностей
- 2.4. Методы воспитания личности
- 2.5. Формы организации адаптивной физической культуры
- Раздел II
- Глава 3 обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 3.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения
- 3.2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок
- 3.2.1. Теория поэтапного формирования действий и понятий
- 3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения
- 3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела
- 3.2.4. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»
- 3.2.5. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
- 3.3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров
- 3.4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки
- 3.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
- Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
- 4.1. Основные закономерности развития физических способностей
- 4.2. Принципы развития физических способностей
- 4.3. Развитие силовых способностей
- 4.4. Развитие скоростных способностей
- 4.5. Развитие выносливости
- 4.6. Развитие гибкости
- 4.7. Развитие координационных способностей
- 4.8. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
- Раздел III
- Глава 5конкретизация цели и задачадаптивного физического воспитания,его ведущих функций и принципов
- 5.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания
- 5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания
- 5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
- Глава 6 характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию
- 6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2.1. Занятия с детьми первого года жизни
- 6.2.2. Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
- 6.2.3. Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах
- Глава 7 отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся
- 7.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям
- 7.2. Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей
- 7.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде
- Раздел IV
- Глава 8 конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
- 8.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
- 8.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации
- 8.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации
- Глава 9 общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
- 9.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации
- 9.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации
- Глава 10отличительные черты средстви методики некоторых видовадаптивной двигательной рекреации
- 10.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей
- 10.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации
- 10.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
- 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными
- 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности
- Раздел 10.1
- Раздел 10.2
- Раздел 10.3
- Раздел 10.4
- Раздел 10.5
- Раздел 10.6
- 11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта
- 11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта
- Глава 12 классификация основных направлений развития адаптивного спорта
- Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
- 13.1. Традиционная модель соревновательной деятельности
- 13.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
- Глава 14 классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
- 14.1. Принципы классификации в адаптивном спорте
- 14.2. Виды классификаций
- 14.3.1. Система организации и проведения медицинской классификации
- 14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
- 14.3. Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов)
- Глава 15паралимпийское движение – основноенаправление развития адаптивного спорта.Спортивная тренировка – главное звенопаралимпийских видов спорта
- 15.1. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире
- 15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении
- 15.3. Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
- 15.4. Построение спортивной тренировки спортсменов
- Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта
- 16.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения
- 16.2. Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
- 16.3. Программа «Объединенный спорт»4. Общие положения
- 16.4. Программа «Специальная олимпиада – приСоЕдиняйтесь!»5
- 16.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями
- Глава 17 средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте
- 17.1. Виды адаптивного спорта с традиционной моделью соревновательной деятельности
- Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте
- Раздел VI
- Глава 19конкретизация целей и задач креативныхтелесноориентированных и экстремальныхвидов адаптивной физической культуры,их ведущих функций и принципов
- 19.1. Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.2. Конкретизация целей и задач креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных и экстремальных видов двигательной активности
- Глава 20основные средства и отличительные чертыметодики креативных(художественномузыкальных)телесноориентированных видовадаптивной физической культуры
- I фаза. Мимические и пантомимические этюды
- II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
- III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
- IV фаза. Психомышечная тренировка
- Глава 21основные средства и отличительные чертыметодики экстремальных видовадаптивной физической культуры
- 1. Реагирующая способность
- 2. Кинестетическая способность
- 3. Способность к сохранению равновесия
- 4. Способность к ориентации в пространстве
- 1. Общие положения
- 2. Расследование и учет несчастных случаев
- 3. Специальное расследование несчастных случаев