logo search
AFK-Tom-2

Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры

В теории и практике физической культуры пользуются понятиями, производными от слова «метод»: методический прием, методика, ме-тодический подход, методическое направление. Каждое из них имеет определенное содержание и является частью методологии – «учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (СЭС, 1984, с. 795). В теории адаптивной физической культуры эти поня-тия трактуются так же, как в теории физической культуры (Ю.Ф. Ку-рамшин, 1999).

Метод – это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогичес-кой деятельности как путь к достижению намеченного результата. Ме-тод – это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем дея-тельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий.

Методика представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо-вательных и др. задач адаптивной физической культуры. Например, ме-тодика развития равновесия для инвалидов с поражением опорно-дви-гательного аппарата или методика коррекции пространственной ори-ентации слепых и слабовидящих предполагает технологию последова-тельного и рационального использования комплекса методов и мето-дических приемов, ведущих к достижению цели.

Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах явля-ется коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся.

Методический подход отражает выбор определенной концепции в ре-шении специфических задач АФК. В основе этого выбора лежат научный поиск, оправданные логические построения, практический опыт. Методи-ческий подход предполагает наличие альтернативных вариантов оптими-зации средств и методов. Так, для обучения движениям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются не только традиционные методические подходы, но и нетрадиционные, например, концепция обу-чения двигательным действиям с заданным результатом; для коррекции двигательных и психомоторных нарушений у детей с ЗПР и умственной отсталостью в качестве основной выдвинута концепция игровой деятель-ности как наиболее эффективная независимо от возраста занимающихся.

Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов:

– методы формирования знаний;

– методы обучения двигательным действиям;

– методы развития физических качеств и способностей;

– методы воспитания личности;

– методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные мето-дические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каж-дого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возра-ста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способнос-ти к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т.п.

Разумное использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспитательных задач, общеметодические и специально-методические принципы.