Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
Санкт-Петербург – сосредоточение историко-культурного наследия, именно поэтому туризм стал одной из базовых отраслей городской экономики. Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурные ансамбли города, которые были сформированы ещё в XVIII-XIX века, сохранились в практически неизменном виде. Санкт-Петербург сегодня - это уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий.
Санкт-Петербургу за свою историю было присвоено множество названий-эпитетов. Среди наиболее популярных - «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурную привлекательность города; «Город трех революций» свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последнее время Санкт-Петербург называют «северной столицей» России, «культурной столицей», подчёркивая статус и важность города.
В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Такое культурное богатство города и определяет его туристическую привлекательность. Туры в Санкт-Петербург становятся всё более и более востребованными как российскими, так и иностранными туристами.
В городе 221 музей, более 80 театров, 45 галерей и выставочных залов и т. п.
Количество музеев продолжает расти. Совсем недавно открылся музей хлеба, частный музей кукол, музей русской водки и т.д.
Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Русский музей, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности.
Культурное и архитектурное богатство – это не всё, чем знаменит город на Неве. Живой интерес у туристов вызывает также уникальное природное явление – «Белые ночи». 15 – 30 июня считается пиком «Белых ночей», именно в этот период ночи самые короткие и самые светлые, а по набережным Петербурга, любуясь разведёнными мостами, гуляют туристы во всех уголков Земли.
В июне 2011 г. правительством Санкт-Петербурга была принята программа развития туризма, рассчитанная до 2016 года. Эта программа предполагает развитие нескольких направлений туристической индустрии города. Приоритетными видами туризма выделяют событийный и конгрессный туризм. Основой событийного туризма является посещение ярких событий культурной, спортивной или деловой жизни, которые сопровождаются атмосферой праздника, индивидуальных условий отдыха и незабываемыми впечатлениями. Конгрессный туризм подразумевает деловые поездки на различные организованные мероприятия: конференции, конгрессы, совещания, встречи. В мире постоянно растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит около трехсот встреч разного уровня с обсуждением вопросов, касающихся интересов государства и других важных отраслей. Благодаря своему уникальному историческому прошлому Северная столица может предоставить большое количество интересных площадей для проведения самых различных мероприятий, в частности, такие дворцы, как Таврический, Юсуповский, Мраморный, Шереметьевский, каждый из которых представляет собой произведение искусства. Преимущество Петербурга как центра конгрессного туризма в богатом культурном фонде, развитой транспортной системой и научной средой. Кроме того, в городе на протяжении долгого времени налажена система гостиничного обслуживания, включающая современные отели, рестораны и другие объекты.
По статистике последних лет, все более популярным в мире и в Петербурге становится индивидуальный туризм, когда турист сам планирует свой маршрут и время. Доля индивидуальных туристов в общем потоке гостей нашего города стабильно увеличивается и уже достигла одной трети.
Увеличение количества индивидуальных туристов — позитивное явление, ставящее новые задачи перед Правительством города и сектором бизнеса. К примеру, таксомоторное обслуживание города – сфера, над которой еще предстоит работа.
Тенденция увеличения количества туристов прямым образом коснулась гостиничного сектора. Динамика среднемесячной загрузки гостиниц свидетельствует о продолжающемся расширении временных рамок высокого сезона. По итогам последних пяти лет «высоким» сезоном можно считать период с мая по октябрь.
В рамках программы развития Петербурга как туристической столицы России функционирует целый ряд организаций, чья деятельность направлена исключительно на повышение уровня комфортабельности пребывания в Петербурге и увеличение уровня привлекательности города. Среди них: Городской Туристко-Информационный Центр, Агентство Городского Маркетинга (АГМ) и многие другие.
Доказала свою успешность и получила дальнейшее развитие разработанная Агентством городского маркетинга программа по размещению наружной рекламы Санкт-Петербурга за рубежом: в аэропортах, на центральных улицах, в метро Парижа, Франкфурта, Праги, Токио. С 2008 года реклама размещена в Париже, Шанхае, Франкфурте, Нью-Йорке.
Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра указывает, что усилия по продвижению города должны сочетаться с развитием возможностей для приема туристов, созданием комфортных условий их пребывания, развитием соответствующей инфраструктуры и фиксирует ряд мер для этого. Прежде всего, это увеличение номерного фонда гостиниц.
В настоящее время в городе работает 687 гостиниц (данные 2013 г.). За все время действия Программы развития гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге появилось 14 крупных международных гостиничных оператора: Kempinski, Corinthia, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Rezidor (бренды Radisson и Park Inn), Sokos Hotel, Marriott (бренды Courtyard by Marriott и Renaissance), IHG (Holiday Inn, Staybridge, Crowne Plaza), Starwood (бренд “W”), Four Seasons Hotels & Resorts, Domina Hotels & Resorts, Cronwell Hotels & Resorts, Rocco Forte Hotels, Top International, Orient Express Hotels. Появление на рынке новых гостиниц уже позволило частично снять напряжение в высокий сезон, но цены на услуги гостиниц по-прежнему высоки, что свидетельствует, в том числе, о пока еще недостаточно высокой конкуренции.
Активное гостиничное строительство и приход на петербургский рынок известных международных сетевых операторов свидетельствуют о позитивной оценке бизнесом перспектив развития туризма в Санкт-Петербурге.
Важным аспектом пребывания туриста в городе является его безопасность. Для повышения уровня комфорта и безопасности пребывания в Петербурге реализуется ряд проектов, среди которых Call-Центр для туристов Tourist Helpline. Это современная справочно-информационная служба для гостей и жителей города, работающая круглосуточно семь дней в неделю. Набрав простой номер (812)300-33-33 гость Северной Столицы может бесплатно и в любом объеме получить исчерпывающую информация о Петербурге: афиша мероприятий, адреса и часы работы организаций, стоимость посещения музеев, правила миграционного контроля. Для туристов, находящихся в роуминге, есть возможность совершать бесплатные звонки на короткий номер 0333, если их роуминговый оператор – Мегафон. Среди множества сервисов, предлагаемых Call-Центром, можно выделить следующие, направленные на обеспечение безопасности пребывания в городе: прямое взаимодействие с правоохранительными органами (специалисты Справочной Службы оказывают помощь туристам в экстренных ситуациях и могут вызвать для них сотрудников Полиции), вызов кареты скорой помощи, вызов такси и др.
За информационную поддержку города в Интернет пространстве отвечает официальный туристический портал Петербурга www.visit-petersburg.ru, на котором можно найти всю самую свежую информацию о жизни города, забронировать номер в отеле, а так же совершить с портала звонок в Call-Центр Tourist Helpline.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.